Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
П. Качуг 27 февраля 2020 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н. Н., при секретаре Прудских М. В., с участием прокурора-помощника прокурора Качугского района Николаевой П.Е., представителя административного ответчика по уставу Кобзе Е. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Ангинского сельского поселения об обязании обращения за получением лицензии на право пользования недрами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Качугского района обратился в суд с исковым требованием в порядке ст. 39 КАС РФ о возложении обязанности на администрацию Ангинского сельского поселения обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользованиями недрами с целью добычи подземных вод из 5 водозаборных скважин в <адрес>; <адрес>; <адрес>; в <адрес>; в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования обоснованы нарушениями, выявленными в результате проверки исполнения требования законодательства о лицензировании при добыче подземных вод из водозаборных скважин администрацией Ангинского сельского поселения, проведенной на основании анализа состояния законности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Так, в результате проверки было установлено, что администрация Ангинского сельского поселения осуществляет добычу подземных вод из 5 водозаборных скважин без лицензии уполномоченного государственного органа, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей, а также может повлечь причинение вреда окружающей природной среде и нарушить права Российской Федерации на распоряжение недрами.
В судебном заседании прокурор Николаева П.Е. на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Ангинского сельского поселения по уставу Кобзе Е. Ю. исковые требования признала в полном объеме.
Суд, разрешая заявленное требование, исходит из следующего.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 названного закона).
В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Пунктом 6.1. установлено, что в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
В соответствии с информацией администрации Ангинского сельского поселения на территории поселения находятся 5 объектов водоснабжения (скважины, сооружения), на которые зарегистрировано право собственности.
Вместе с тем, указанные требования администрацией Ангинского сельского поселения не исполнены и эксплуатация 5 артезианских скважин осуществляется без лицензии на недропользование:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Использование артезианской скважины без лицензии, дающей право на недропользование (обеспечивающей его безопасность), без утвержденного проекта использования недр и без соответствующего учета добываемых природных ресурсов может привести к истощению водных природных ресурсов, негативным изменениям природной среды. Несанкционированное, бесконтрольное, производимое с нарушением санитарных и природоохранных норм водопользование создает опасность загрязнения, заражения, отравления водоносных горизонтов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Таким образом, установлено, что администрацией Ангинского сельского поселения допущены нарушения требования законодательства о лицензировании при добыче подземных вод из водозаборных скважин.
Безлицензионное недропользование и несоблюдение требований санитарного и природоохранного законодательства создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей, может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
Бесконтрольное и безлицензионное пользование недрами нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления на распоряжение недрами по собственному усмотрению и региональному их использованию.
Обращение прокурора с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации в суд обосновано положениями ст. 39 КАС РФ.
В силу ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Учитывая, что признание административным ответчиком административного иска не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц, суд принимает признание иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Качугского района удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Ангинского сельского поселения обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод из 5 водозаборных скважин в <адрес>; <адрес>; <адрес>; в <адрес>; в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: