РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 12 ноября 2019 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Мардаевой Г.С.,
с участием административного истца Маслова А.В.,
заинтересованного лица Масловой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-298/2019 по административному иску Маслова А.В. к судебному приставу-исполнителю по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам Управления ФССП России по Иркутской области Ользоновой А.А., отделу судебных приставов по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам Управления ФССП России по Иркутской области о признании постановления о возбуждении исполнительного производства, о расчете задолженности незаконным, обязании произвести перерасчет суммы алиментов,
УСТАНОВИЛ:
Маслов А.В. обратился в суд административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области Ользоновой А.А., отделу судебных приставов по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам Управления ФССП России по Иркутской области о признании постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, обязании отменить указанное постановление произвести перерасчет суммы алиментов за последние три года.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им получено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
С данным постановлением не согласен по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № 79 Ольхонского района Иркутской области Коренев Г.В. вынес решение о взыскании с Маслова А.В. алиментов на содержание двух несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме в размере 2 МРОТ на каждого ребенка, что в твердом денежном выражении составляет 200 рублей на каждого ребенка.
Указывает, что во исполнение решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ он ежемесячно добросовестно производил отчисления по алиментам своим детям, в размере, установленном судом, но ДД.ММ.ГГГГ получил письмо от отдела судебных приставов по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление судебного пристава исполнителя ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области Буташеевой Е.А. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 30.09.2019г. бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области Буташеевой Е.А. признано незаконным. Ольхонский районный суд Иркутской области обязал судебного пристава-исполнителя ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области Буташееву Е.А. отменить постановление судебного пристава исполнителя ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области Буташеевой Е.А. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение решения Ольхонского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Буташеева Е.А. отменила постановление от ДД.ММ.ГГГГ. и вынесла новое постановление с аналогичным содержанием, но новой датой ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление получено ДД.ММ.ГГГГ.
Указывает, что судебный пристав-исполнитель Буташеева Е.А. не обратила внимание, что исполнительное производство возбуждено на основании решения мирового судьи судебного участка № 79 Ольхонского района Иркутской области Коренева Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением суд решил взыскать с Маслова А.В. алименты на содержание двух не совершеннолетних детей в твердой денежной сумме в размере 2 МРОТ на каждого ребенка, что в твердом денежном выражении составляет 200 рублей на каждого ребенка.
В нарушение статьи 117 СК РФ судебный пристав исполнитель Буташеева Е.А. неверно произвела индексацию размера алиментов.
Согласно решению мирового судьи судебного участка № 79 Ольхонского района Иркутской области Коренева Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со статьей 117 СК РФ индексация размера алиментов производится пропорционально увеличению установленного законом МРОТ (величины прожиточного минимума).
В нарушение ст. 107 СК РФ судебный пристав исполнитель ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области Буташеева Е.А. произвела перерасчет по своей нерасторопности не воевременно и за период, превышающий три года.
Административный истец Маслов А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ользонова А.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила возражения, которым административный иск не признала и просила в его удовлетворении отказать.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области, ходатайствовал о рассмотрение дела в отсутствие их представителя.
Заинтересованное лицо Маслова А.Е. в судебном заседании административный иск не признала.
В соответствии с положениями статей 150, 226 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что решением мирового судьи судебного участка №79 Ольхонского района Иркутской области с Маслова А.В. взысканы алименты на содержание двух несовершеннолетних детей Масловой А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Масловой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в твердой денежной сумме в размере 2 МРОТ на каждого ребенка до совершеннолетия детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного исполнительного производства №-ИП следует, что на исполнении находится исполнительный лист, выданный мировым судьей судебного участка №79 Ольхонского района Иркутской области на основании вышеуказанного решения, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Согласно ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1). В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 3).
В соответствии с п.4 ст. 113 СК РФ, размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Решением мирового судьи была установлена твердая денежная сумма в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого ребенка, итого, в размере четырех размеров оплаты труда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам УФССП России по Иркутской области Буташеевой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии на основании решения Ольхонского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление было отменено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем составлен новый расчет задолженности, что нашло отражение в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» №118-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Административный истец, подавая административный иск, указывает, что судебный пристав-исполнитель Буташеева Е.А. неверно произвела индексацию размера алиментов, не производила своевременно расчет задолженности по алиментам и за период, превышающий три года, на основании которого и было возбуждено новое исполнительное производство Ользоновой А.А.
Вместе с тем, указанные доводы уже были предметом рассмотрения в суде. Решением Ольхонского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Маслова А.В. к судебному приставу-исполнителю по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Буташеевой Е.А., Отделу судебных приставов по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным и обязании устранить допущенные нарушения путем отмены постановления, удовлетворены в полном объеме.
Признано бездействие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому и Ольхонскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Буташеевой Е.А. по исполнительному производству №- ИП, незаконным.
На судебного пристава-исполнителя возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам, а также перерасчета задолженности по алиментам в отношении Маслова А.В., в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В указанном решении судом было установлено, что в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо было производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующие документы. Методическими рекомендациям разработана примерная форма постановления о расчете задолженности по алиментам (Приложение №), которая соответствует требованиям ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и аналогична примерной форме Приложения № к приказу ФССП №. То есть, материалы исполнительного производства не содержли сведений о вынесении соответствующего постановления раз в квартал и направлении копии указанного постановления должнику.
Также материалы исполнительного производства не содержали сведений о вынесении и направлении должнику постановлений об индексации алиментов, как того требуют положения статьи 102 ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, невынесение соответствующих постановлений и их ненаправление повлекло нарушение прав и законных интересов Маслова А.В. как плательщика алиментов, которое выразилось в несвоевременном извещении должника об изменении размера алиментов, подлежащих уплате, а также об образовавшейся задолженности, что помешало должнику своевременно оплачивать задолженность по алиментам, в сумме, установленной в соответствующий период времени.
Судом было установлено наличие бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя, который не использовал предоставленные ему полномочия в соответствии с Законом об исполнительном производстве, что свидетельствует о формальном характере принятых мер по исполнению требований исполнительного документа, повлекших нарушение прав должника.
Кроме того, расчет размера алиментов, отраженный в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, был составлен неверно, поскольку индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме исходя из кратности к минимальному размеру оплаты труда, должна была быть проиндексирована судебным приставом-исполнителем по ДД.ММ.ГГГГ пропорционально росту МРОТ, а с 01.12.2011– пропорционально величине прожиточного минимума в субъекте Федерации, о чем должно было быть вынесено соответствующее постановление.
Таким образом, доводы административного истца о том, что судебный пристав-исполнитель производила расчет несвоевременно, уже исследовался при рассмотрении аналогичного административного дела.
Доводы о том, что судебный пристав-исполнитель неверно произвела индексацию размера алиментов в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, судом также отклоняются, поскольку, исследовав указанное постановление, суд находит расчет верным, сомнений в его неправильности не имеется, поскольку при вынесении постановления ДД.ММ.ГГГГ были учтены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №363-ФЗ о внесении изменений в статью 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым, при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины – пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №363-ФЗ, судебным приставом-исполнителем должна производиться индексация алиментов пропорционально величине прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте.
Следовательно, индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме исходя из кратности к минимальному размеру оплаты труда, должна быть проиндексирована судебным приставом-исполнителем по ДД.ММ.ГГГГ пропорционально росту МРОТ, а с 01.12.2011– пропорционально величине прожиточного минимума в субъекте Федерации, о чем должно быть вынесено соответствующее постановление.
Довод административного истца о том, что платеж по алиментам является в твердой денежной сумме и должен составлять 2230 рублей на каждого ребенка, основан на неверном толковании норм материального права и опровергается вышеперечисленными нормами законодательства и установленными обстоятельствами по делу.
Ссылка на то, что в нарушение статьи 107 Семейного кодекса РФ судебный пристав-исполнитель произвела перерасчет за период, превышающий три года, также не основан на законе, поскольку положения указанной статьи подлежат применению в случае, если исполнительный лист не предъявлялся к исполнению и исполнительное производство не возбуждалось. Таким образом, в данном случае у судебного пристава-исполнителя имелись все основания производить расчет задолженности по алиментам за весь период, то есть, с момента возбуждения исполнительного производства и за три года до его возбуждения.
Административный истец также обжалует постановление о возбуждении исполнительного производства, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что в связи с тем, что решением Ольхонского районного суда от 30.0-9.2019 бездействие судебного пристава-исполнителя Буташеевой Е.А. было признано незаконным, у судебного пристава-исполнителя отсутствовала зафиксированная верная сумма задолженности по алиментам.
Вместе с тем, данные доводы являются несостоятельными ввиду того, что при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель руководствовалась постановлением о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, который был изучен судом ранее, расчет был признан судом верным.
Таким образом, основания для отмены постановления о возбуждении исполнительного производства отсутствуют.
Согласно ст. 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу ч.3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пункт 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, в материалах исполнительного производства сведений о направлении (вручении) копии оспариваемого постановления не имеется. Административным истцом указано, что ему стало известно о вынесенном постановлении ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок обращения с административным исковым заявлением не истек.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Маслова А.В. к судебному приставу-исполнителю по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам Управления ФССП России по Иркутской области Ользоновой А.А., отделу судебных приставов по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Ольхонскому районам Управления ФССП России по Иркутской области о признании постановления о возбуждении исполнительного производства, о расчете задолженности незаконным, обязании произвести перерасчет суммы алиментов, отказать.
Решение суда стороны справе обжаловать в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Л.Н. Холодова