УИД 21RS0006-01-2020-000735-25
Дело № 2а-678/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Шмелевой И.В.,
с участием прокурора Тимофеевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в Канашский районный суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выявлены Интернет-страницы, на которых размещены информация и объявления об оказании услуг по обналичиванию и выводу денежных средств, использовании иных запрещенных финансовых схем. При этом указанная информация предполагает возможность воспользоваться услугами по выводу денежных средств с расчетных счетов, заблокированных в рамках Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет - пользователь, в том числе и несовершеннолетний. Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрены меры ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Также ст. 174.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Установить владельцев сайтов в сети «Интернет» не представляется возможным. Просил признать информацию, размещенную на Интернет - страницах: http://web-centre.ru/view/obj185681.html, https://darkmoney.de/zalivy-22/obnal-gryazi-ot-daniel-209832/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Старший помощник Канашского межрайонного прокурора Тимофеева И.М. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Суд, выслушав прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно ст.17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, административное исковое заявление Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Статьей 9Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства об образовании посредством мониторинга сети Интернет выявлены Интернет-сайты с доменным именем http://web-centre.ru/view/obj185681.html, https://darkmoney.de/zalivy-22/obnal-gryazi-ot-daniel-209832/,на которых размещены информация и объявления об оказании услуг по обналичиванию и выводу денежных средств, использовании иных запрещенных финансовых схем (л.д. 9-20).
При этом судом установлено, что вход на сайты свободный, бесплатный и без ограничения во времени, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет - пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Согласно акту по результатам мониторинга сети Интернет установить владельца сайта с помощью интернет-сервисов www.whois-service.ruне удалось (л.д. 6-8, 24).
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрены меры ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Также ст. 174.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом преступным путем.
Размещенная на указанном сайте информация создает предпосылки к совершению правонарушений и преступлений в рассматриваемой сфере отношений.
На момент проверки, а также в настоящее время указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Учитывая, что вышеуказанные интернет-сайты не включены в Единый реестр, а установить их владельцев не представляется возможным, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную на сайтах http://web-centre.ru/view/obj185681.html, https://darkmoney.de/zalivy-22/obnal-gryazi-ot-daniel-209832/, следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требования истца в этой части основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах:
http://web-centre.ru/view/obj185681.html,
https://darkmoney.de/zalivy-22/obnal-gryazi-ot-daniel-209832/,
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии (Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен,указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2020 года
Судья С.В. Софронова