Судья Щетинкина И.А. Гр. дело № 33-10673/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2017 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского о областного суда в составе:
председательствующего судьи Улановой Е.С.,
судей Хаировой А.Х., Евдокименко А.А.,
при секретаре Астафьевой Д.Д.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Красноглинского района г. Самары на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 30 мая 2017 года, которым постановлено:«В удовлетворении исковых требований прокурора Красноглинского района г. Самары в интересах муниципального образования Красноглинский внутригородской район г.о. Самара в лице Главы района и неопределенного круга лиц к представителю Совета депутатов Красноглинского района г.о. Самара Немченко И.А. о возложении обязанности расторгнуть контракт, заключенный с Комаровым О.И. 22.12.2015 года, отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения прокурора Устиновой Т.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя ответчика - председателя Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А - Богорадниковай О.А. (по доверенности), третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комарова О.И. и его представителя по доверенности Шитовой Е.Е., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора администрации губернатора Самарской области – Корноухова Е.Е. (по доверенности) на доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Красноглинского района г. Самары в интересах Российской Федерации, муниципального образования Красноглинский внутригородской район г.о. Самары и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к председателю Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. и просил суд обязать председателя Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А расторгнуть контракт, заключенный председателем Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. и Комаровым О.И. 22.12.2015 года, на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 18.12.2015 года, принятым по результатам проведенного конкурса, а также на основании контракта от 22.12.2015 года, заключенного между председателем Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. (представителем нанимателя) и Комаровым О.И. (муниципальным служащим), Комаров О.И. замещает должность главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара. Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Красноглинского внутригородского района г.о. Самара законодательства о противодействии коррупции. Установлено, что заместитель главы Красноглинского внутригородского района г.о. Самара ФИО1 является супругом ФИО2, матери Комарова О.И. Брак между ФИО1 и ФИО2 заключен ДД.ММ.ГГГГ. Комаров О.И. приступил к исполнению своих обязанностей с 22.12.2015 года, тогда как ФИО1 уволен с должности заместителя главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара в связи с выходом на пенсию 31.01.2017 года, что свидетельствует о наличии конфликта интересов на муниципальной службе. Прокурор считает, что доводы ответчика, изложенные в ответе на представление прокурора района о том, что ФИО1 не имеет предусмотренную законом степень близкого родства или свойства к Комарову О.И., которая могла быть основанием для возникновения конфликта интересов на муниципальной службе, не позволяющая работать им в подчинении друг у друга, основаны на неправильном толковании норм материального права. Доводы ответчика о том, что ФИО1 в настоящее время уволен с должности заместителея главы администрации района, по мнению прокурора, не могут служить основанием для освобождения Комарова О.И. от исполнения обязанности по урегулированию конфликта интересов, поскольку указанные нарушения носили длящийся характер.
В ходе проверки также установлено, что на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Управлением организации торгов администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара 01.07.2016 была размещена документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по сбору и вывозу отходов с мест их несанкционированного складирования на территории Красноглинского внутригородского района г.о. Самара. Победителем электронного аукциона признано ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», директором и учредителем которого является ФИО2 Из объяснений главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Комарова О.И. следует, что ФИО2 является его матерью. В целях недопущения конфликта интересов Комаровым О.И. 02.08.2016 года принято решение об отказе в заключении муниципального контракта с победителем электронного аукциона на выполнение работ по сбору и вывозу отходов с мест их несанкционированного складирования, соответствующий протокол подписан в этот же день.
Опрошенный в прокуратуре района Комаров О.И. сообщил, что он информацию о возникшем конфликте интересов в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, Совет депутатов Красноглинского района г.о. Самара не направлял, поскольку муниципальный контракт не заключен и конфликта интересов в данном случае не было.
Прокурор считает, то обстоятельство, что ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» не было признано победителем аукциона, правового значения не имеет, поскольку, как следует из положений Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Кроме того, ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» осуществляет свою деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, в том числе на территории Красноглинского района г. Самара и администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара контролирует исполнение обществом взятых на себя обязательств по своевременному и надлежащему сбору и вывозу отходов.
По выявленным в ходе проверки нарушениям прокурором Красноглинского района г. Самары 15.03.2017 года председателю Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара – главе Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. внесено представление № об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и законов, направленных на борьбу с коррупционными направлениями в Российской Федерации и решении вопроса об освобождении от занимаемой должности главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Комарова О.И. Указанное представление прокурора отклонено ответчиком с направлением ответа от 21.03.2017 года №.
По мнению прокурора, в нарушение п. 3 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", представитель нанимателя (работодателя) – председатель Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. меры для урегулирования конфликта интересов, возникшего у подчиненного ему муниципального служащего не принял.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства и, считая, что допущенные нарушения повлекли нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также нарушение законных интересов общества и муниципального обрзования, то есть публичных интересов, прокурор обратился в суд.
Судом первой инстанции постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Красноглинского района г. Самары в интересах муниципального образования Красноглинский внутригородской район г.о. Самара в лице Главы района и неопределенного круга лиц к председателю Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. о возложении обязанности расторгнуть контракт, заключенный с Комаровым О.И. 22.12.2015 года на замещение должности Главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара.
В обоснование указанного решения судом первой инстанции положено то, что свойство между отчимом и пасынком в качестве признака наличия конфликта интересов прямо в законе не предусмотрено, в связи с чем конфликт интересов в таком случае места не имеет, а также, что Комаровым О.И. принимались надлежащие меры по урегулированию конфликта интересов в виде устного предупреждения представителя нанимателя о возможности его возникновения и путем отказа от подписания муниципального контракта с ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», директором и учредителем (с 60% долей в уставном капитале) которого является мать Комарова О.И. - ФИО2
Прокурором Красноглинского района г. Самары на вышеуказанное решение подано апелляционное представление, в котором прокурор указывает на наличие в данном случае признаков конфликта интересов на муниципальной службе, исходя из системного толкования правовых норм применимого законодательства.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционного представления (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционного представления, возражения на апелляционное представление, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые основы поступления на муниципальную службу в Российской Федерации, прохождение и прекращение муниципальной службы регламентированы Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Муниципальная служба в Самарской области регулируется Законом Самарской области от 09.10.2007 года № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области».
Согласно пункту 1 статьи 1 указанного Закона, муниципальным служащим в Самарской области является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области, обязанности по должности муниципальной службы в Самарской области за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно статье 8 Закона, гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются федеральным законом.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в статье 37) урегулированы особенности досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 37 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
Согласно части 11 статьи 37 указанного выше ФЗ, контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;
2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;
3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 11.1. статьи 10 указанного выше Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
Федеральный закон от 03.04.2017 № 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции", которым Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ был дополнен ч.11.1 ст.37 и изменена редакция п.3 ч.10 ст.37 (дополнена ссылкой на ч.11.1 ст.37), опубликован 03.04.2017 года, вступил в законную силу с 15.04.2017 г.
Частью 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.
Пунктом 5 части первой статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Понятие "конфликт интересов" определено в статье 19 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (часть 2 статьи 10 Федерального закона о противодействии коррупции).
Аналогичные определения понятия "конфликт интересов" даны в статье 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с положениями части 4 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 2.1 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляется путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В соответствии с ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Взыскания, предусмотренные ст. ст. 14.1, 15 и 27 названного Федерального закона применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:
1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;
3) объяснений муниципального служащего;
4) иных материалов (ч. 3 ст. 7.1 указанного Федерального закона).
Судом установлено, что 15 марта 2017 года прокурором Красноглинского района г. Самара в адрес председателя Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции с требованием расторгнуть контракт, заключенный председателем Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. с Комаровым О.И. 22.12.2015 года, на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Представление прокурора на заседании Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара не рассматривалось, решение Советом депутатов по данному представлению не принято. Из ответа председателя Совета депутатов Немченко И.А. от 21.03.2017 года прокурору района «О рассмотрении представления», следует, что представителем нанимателя не усматриваются основания применения мер ответственности к указанному муниципальному служащему, предусмотренных действующим законодательством. Комаров О.И., отказывая в заключении муниципального контракта с ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», знал о том, что возможности возникновения конфликта интересов в данной ситуации не имеется, оснований для уведомления представителя нанимателя (работодателя) у него не возникло. ФИО1 не имеет предусмотренную федеральным законодательством степень близкого родства или свойства к Комарову О.И., которая могла быть основанием для возникновения конфликта интересов на муниципальной службе, не позволяющая работать им в подчинении друг у друга. При этом, ФИО1 замещал должность заместителя главы администрации с 23.12.2012 года, т.е. задолго до назначения Комарова о.И. на должность главы администрации района. В соответствии с решением Совета депутатов от 24.01.2017 года № должность заместителя главы администрации Красноглинского внутригородского района упразднена, ФИО1 уволен с муниципальной службы по собственному желанию на основании приказа главы администрации от 31.01.2017 года №. Представление прокурора было рассмотрено на расширенном заседании Президиума Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара и принято единогласное решение: по фактам, изложенным в представлении, в действиях главы администрации Комарова О.И. личной заинтересованности, конфликта интересов на муниципальной службе не усмотрено; отсутствуют основания наложения на главу администрации Комарова О.И. мер ответственности, в том числе увольнения с муниципальной службы, что подтверждается протоколом № от 17.03.2017 года. (л.д. 15-19 том № 2).
Согласно материалам дела, Комаров О.И. в соответствии с решением председателя Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от 18.12.2015 года № был назначен Главой администрации Красноглинского внутригородского район г. Самара, 22.12.2015 года, Немченко И.А. (представитель нанимателя) заключил контракт с Комаровым О.И. (муниципальным служащим).
В соответствии с Законом Самарской области от 30.12.2005 года № 254-ГД «О реестре должностей муниципальной службы в Самарской области», должность главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара относится к категории – высшие должности муниципальной службы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 23.01.2012 года должность заместителя главы администрации Красноглинского района г.о. Самара занимал ФИО1, что подтверждается приказом № от 23.01.2012 года, подписанным главой администрации Красноглинского района ФИО3
В соответствии с приказом № от 11.01.2016 года главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Комарова О.И., ФИО1 (отчим главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Комарова О.И.), был назначен на должность заместителя главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара (т.е. на должность муниципального служащего, находящегося в непосредственном подчинении главе администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Комарову О.И.), в порядке перевода.
ФИО1, что подтверждается материалами, находился с Комаровым О.И. в отношениях свойства (Комаров О.И. является пасынком ФИО1).
Приказом главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Комарова О.И. от 26.02.2016 года № ФИО1 продлен срок нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы (том 1 л.д. 189).
Приказом главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Комарова О.И. № от 31.01.2017 года прекращен трудовой договор с ФИО1, заместителем Главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Таким образом, установлено, что отчим Комарова О.И. - ФИО1 находился в непосредственном подчинении своего пасынка Комарова О.И., причем Комаровым О.И. принимались решения по кадровым вопросам в отношении ФИО1 (отчима), в том числе были приняты решение о его переводе, а также о продлении срока его нахождения на муниципальной службе.
Статья 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при определении понятия "свойство" применительно к ограничениям, препятствующим дальнейшему нахождению на муниципальной службе, содержит прямое указание только на отношения свойства, при которых свойственник (ребенок супругов или супруг детей) находится в непосредственном подчинении у главы местной администрации.
В данном случае имеет место обратная ситуация - главой местной администрации является свойственник (ребенок супруга) подчиненного ему лица (заместителя главы администрации).
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что при определении возможности наличия конфликта интересов в деятельности муниципального служащего, необходимо руководствоваться не только статьей 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (устанавливающей специальные основания, при наличии которых невозможно продолжение прохождения муниципальной службы), но и принимать во внимание общие положения ч.1,2 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которые содержат признаки наличия конфликта интересов самого по себе - не как специальные основания для прекращения прохождения муниципальной службы, а как основания для принятия муниципальным служащим мер для предотвращения возникновения такого конфликта интересов.
В силу ч.1,2 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", конфликт интересов возможен в отношении лица, замещающего должность муниципальной службы, и (или) в отношении лица, состоящего с ним в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).
ФИО1 в силу прямого указания закона является свойственником Комарова О.И., следовательно, отношения свойства между ними существуют, а значит, существовала возможность косвенного влияния на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение главой администрации муниципального образования должностных обязанностей.
При этом, конфликт интересов урегулирован не был, поскольку увольнение ФИО1 31.01.2017 года по собственному желанию (в связи с выходом на страховую пенсию по старости), способом урегулирования конфликта интересов не является и в таком качестве законом не рассматривается.
Судебная коллегия полагает также ошибочными вывод и суждения суда первой инстанции о том, что Комаровым О.И. была надлежащим образом предотвращена возможность наступления конфликта интересов с близким родственником матерью ФИО2, являющейся генеральным директором и учредителем ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», ставшим победителем электронного аукциона, поскольку Комаров О.И. не подписал протокол электронного аукциона и не заключил муниципальный контракт на выполнение работ по сбору и вывозу отходов с мест их несанкционированного складирования на территории Красноглинского внутригородского района г.о. Самара с последующем размещением.
В силу п.11 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Вышеуказанная обязанность Комаровым О.И. исполнена не была, "отказ от заключения муниципального контракта" в качестве действий, способных заменить исполнение обязанности по письменному уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов вследствие наличия личной заинтересованности, законом не предусмотрено.
В письме, адресованном суду первой инстанции, от 22.05.2017 года № председатель Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. сообщает, что Комаров О.И. в течение месяца после назначения на должность устно уведомлял его о том, что в администрации на должности заместителя главы администрации работает супруг его матери ФИО1. Данная информация была принята к сведению и не рассматривалась на заседаниях Совета депутатов или Президиума по причине того, что в данной ситуации не усматривается конфликт интересов (л.д. 80 том № 2).
В письме, адресованном суду первой инстанции 22.05.2017 года № председатель Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. сообщает, что в настоящее время в Красноглинском внутригородском районе городского округа Самара не разработан Порядок сообщения главой администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара сведений о возникновении личной заинтресованности при осуществлении им своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (л.д. 79 том № 2).
Суд первой инстанции, соглашаясь с письмом ответчика, указал в решении, что Положение о Комиссии администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов утверждено 02.03.2016 постановлением Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара №. При этом, указанная комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих, состоящих на кадровом учете в отделе правового и кадрового обеспечения Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, к каковы не относится Глава администрации в силу иного порядка назначения на должность.
Между тем, судебной коллегией установлено, что постановлением главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Комарова О.И. от 24.05.2016 года № утвержден Порядок уведомления отдельными категориями лиц о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, который устанавливает процедуру:
а) уведомления Главой Красноглинского внутригородского района городского округа Самара (далее – лицо, замещающее муниципальную должность) комиссии Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
б) уведомления муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;определяет порядок регистрации и рассмотрения обозначенных уведомлений, а также принятия по ним соответствующих решений в соответствии с Положением о комиссии Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным постановлением Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 02.03.2016 № 11. В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования.
В силу изложенного выше, из мотивировочной части решения суда первой инстанции подлежит исключению вывод и суждения суда первой инстанции о том, что не имел место конфликт интересов при осуществлении Комаровым О.И. полномочий Главы администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара.
Вместе с тем, несмотря на некорректность вывода суда первой инстанции об отсутствии конфликта интересов в действиях Комарова О.И., судебная коллегия полагает правильным по существу вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении искового заявления о возложении на председателя Совета депутатов Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Немченко И.А. обязанности расторгнуть контракт, заключенный с Комаровым О.И. по п. 7.1. ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям.
В силу ч. 7 ст.11 Трудового кодекса РФ, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Таким образом, Трудовым кодексом РФ установлен приоритет специального законодательства в части регулирования особенностей, связанных с осуществлением муниципальной службы.
Как указано выше, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в статье 37) урегулированы особенности досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта.
Судебная коллегия принимает во внимание, что в данном случае специальное регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направлено на обеспечение гарантий осуществления правомочий главой местной администрации, назначаемым по решению представительного органа местного самоуправления - то есть на обеспечение гарантий независимости при осуществлении властных полномочий органом исполнительной власти местного самоуправления, выбранным на основании волеизъявления органа представителей народа муниципального образования.
Судебная коллегия отмечает, что данный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.06.2016 № 9-АПГ16-7.
Прокурор, зная о том, что ответчик не инициировал процедуру привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности, в том числе не истребовал у Комарова О.И. объяснения по представлению прокурора от 15.03.2017 года, не назначил служебную проверка с соблюдением порядка её проведения, не оспорил бездействие ответчика и заявил требование в суд об обязании ответчика расторгнуть контракт на основании п. 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по вышеизложенным основаниям приходит к выводу о необходимости исключения из мотивировочной части решения суда вывода суда первой инстанции об истечении срока привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренного ст.193 Трудового кодекса, поскольку данный вывод сделан без учета наличия специального правового регулирования отношений, связанных с прекращением полномочий главы местной администрации (в том числе касающихся нарушения требований к служебному поведению муниципального служащего в виде допущения возможности возникновения конфликта интересов). Предусмотрев, что муниципальный служащий подлежит увольнению на основании части 2 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с утратой доверия, федеральный законодатель в части 6 этой же статьи закрепил правило, согласно которому взыскание применяется в порядке и в сроки, которые установлены названным Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 30 мая 2017 года оставить по существу без изменения, апелляционное представление прокурора Красноглинского района г. Самары – без удовлетворения, исключив из мотивировочной части решения суда выводы и суждения суда об отсутствии конфликта интересов на муниципальной службе и об истечении срока применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного статьей 193 Трудового кодекса РФ.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи