Дело 21-373/2018
РЕШЕНИЕ
16.05.2018г. г. Симферополь
Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу представителя Клочковой И.П. Дударева Д.С. и жалобу начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеевой М.В. на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 марта 2018 года по делу №12-112/2018,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеевой М.В. № 68 от 06.02.2018 года Клочкова И.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, и назначено ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Клочкова И.П. обжаловала его в суд.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28.03.2018 года по делу № 12-112/2018 (судья Гордиенко О.А.) постановление начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеевой М.В. № 68 от 06.02.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении Клочковой И.П. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Службу государственного строительного надзора Республики Крым, жалоба защитника Клочковой И.П. Дударева Д.С. удовлетворена частично.
Не согласившись с указанным решением, представитель Клочковой И.П. Дударев Д.С. подал жалобу, в которой просит решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28.03.2018 года по делу №12-112/2018 отменить, производство по делу прекратить.
Начальник Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеева М.В. также, не согласившись с решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28.03.2018 года по делу №12-112/2018 подала жалобу, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Клочкова И.П. и начальник Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеева М.В. явку своих представителей в судебное заседание, которое состоялось 16.05.2018 года, не обеспечили, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу изложенного становится очевидным, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, является лицо, осуществляющее строительство.
Отменяя постановление начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеевой М.В. № 68 и направляя дело на новое рассмотрение, судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым исходил из того, что первым нарушена процедура составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении Клочковой И.П.
Однако, судьей Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым не дана оценка следующему.
В материалах дела об административном правонарушении № 68 2017 имеется протокол об административном правонарушении от 18.05.2017 года в отношении Клочковой И.П., в котором указано, что постановлением заместителя главного Государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель от 19.12.2016 года по делу №374 Клочкова И.П. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок) выразившегося в использовании земельного участка муниципальной собственности общей площадью 120.9 кв.м, расположенного по адресу ул. Футболистов, 61, г. Симферополь, используемого под размещение двухэтажного жилого дома, что является нарушением требований ст. 25, 26,39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей (оплачен в полном объеме).
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Учитывая изложенное выше становится очевидным, что факт строительства Клочковой И.П. жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, был установлен еще 19.12.2016 года, о чем Службе государственного строительного надзора Республики Крым было известно, что подтверждается приобщенным к материалам дела об административном правонарушении № 68 2017 протоколом об административном правонарушении от 18.05.2017 года в отношении Клочковой И.П.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, по настоящему делу истёк 19.12.2017 года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу изложенного становится очевидным, что вынесение начальником Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеевым М.В. постановления № 68 от 06.02.2018 года о привлечении Клочковой И.П. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ за пределами срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, является незаконным и необоснованным, вследствие чего постановление начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеевой М.В. № 68 от 06.02.2018 года и решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 марта 2018 года по делу №12-112/20187 подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.3ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеевой М.В. № 68 от 06.02.2018 года и решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 марта 2018 года по делу №12-112/20187 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении Клочковой И.П. прекратить на основании п.3ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>