№ год
УИД: 05RS0№-03
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 07 декабря 2023 г.
Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А.М., при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя по доверенности ФИО4 в интересах заявителя ФИО1 о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
установил:
представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 обратился в суд с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование своих требований указал, что ФИО1, фактически была лишена факта родительского попечения со стороны родителей на день совершеннолетия: со стороны отца ФИО10 1966 года рождения и со стороны матери ФИО11 1968 года рождения в связи с лишением родительских прав.
На сегодняшний день она обратилась в орган опеки и попечительства для получения необходимых льгот, где ей пояснили, что требуется решение суда о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В связи, с чем обращается в суд в своих интересах.
Факт отсутствия родительского попечения над ребёнком со стороны отца и матери, подтверждается решением Тарумовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что по достижении совершеннолетия, она не обратилась в органы опеки, была снята с учёта подопечных. В настоящее время закон не запрещает ей обратиться в суд с настоящими требованиями для восстановления, нарушенных прав и право на жилье, гарантированное Конституцией РФ
Просит восстановить срок для подачи заявления, для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заявитель ФИО1 надлежащим образом извещенная о дате и времени проведения судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Представитель заявителя по доверенности ФИО4, надлежащим образом извещенный о дате и времени проведения судебного разбирательства в судебное заседание не явился, направил заявления в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованное лицо начальник отдела опеки и попечительства МР «<адрес>» РД ФИО5, надлежащим образом извещенная в судебное заседание не явилась. Направила в адрес суда заявление, в котором, просила требования удовлетворить и рассмотреть дело без ее участия
Дело рассмотрено в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ в соответствии с которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Факт отсутствия родительского попечения над ФИО1 со стороны матери и со стороны отца подтверждается решением Тарумовского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст. 121 СК РФ защита прав и интереса детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными. Болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, при создании действиями или бездействием родителей.
Условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительств.
Соответствии со ст. 8 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в частности: выявлением учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; установление опеки или попечительства.
Федеральным законом N 156-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно ст. 264 и 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей. Длительном отсутствием родителей(в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов ( в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) иными причинами.
Факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетними детьми, об установлении которого имеет для детей юридическое значение, чтобы определить детям статус, для дальнейшего жизнеустройства, а именно получить образование, обеспечить социальную помощь, улучшить жилищные условия. После установления данного факта дети, официально будут отнесены к категории детей имеющих дополнительную помощь от государства.
Судом исследованы следующие документы:
- копия о заключении брака I-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО6, и ФИО7, заключили брак 17.10.2011г, после заключения брака присвоены фамилии мужу- «Кульчиков», жене – «Кульчикова», место государственной регистрации администрация МО Рощинскиого сельсовета <адрес>.
Копия свидетельство о расторжении брака I-ЛО № от 04.02.2014г, из котрого усматривается, что брак между ФИО6 и ФИО9 прекращен 24.01.2014г о чем составлена запись акта о расторжении брака № присвоена фамилия ей «Кульчикова», место регистрации Орган ЗАГС г. ЮРГИ и <адрес>.
- копия о заключении брака II-ЛО № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО8 и ФИО9, заключили брак 15.08.2014г, о чем составлена запись акта о заключении брака №, после заключения брака присвоены фамилии мужу- «ФИО1», жене – «ФИО1», место государственной регистрации Орган ЗАГС г. ЮРГИ и <адрес>.
-копия решения Тарумовского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ФИО10, 1966 г.р., и ФИО11, 1968 г.р., ы родительских прав в отношении дочери: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
- письмо и.о. главы администрации МР <адрес> ФИО12, из которого усматривается, что ФИО1 рекомендовано обратиться в суд с требованиями о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт. Между тем, для отдельных категорий граждан, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвёртому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ МО дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма распространялись на детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильём закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда о г. с находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) одним из обязательных условий предоставления детям- сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закреплённого жилого помещения.
С ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и лицам из их числа не из фонда социального использования по договорам социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, как это предусмотрено пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) а из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма по4" достижении ребёнком определённого возраста или наступлении установленных обстоятельств.
После окончания срока договора специализированного найма с нанимателем указанной категории граждан заключается договор социального найма в отношении этого же жилого помещения.
Согласно ст. 109,1 ЖК РФ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ) предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляемся в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищённых граждан.
Благоустроенность помещения определяется применительно к условиям конкретного населённого пункта. Это значит, что уровень благоустроенности не должен быть ниже, чем средний уровень в данном городе, посёлке, деревне или ином населённом пункте. При этом должна учитываться благоустроенность государственного и муниципального жилищных фондов
В соответствии с требованиями пунктов 1 и 7 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населённого пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма" В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Установление данного факта имеет для ФИО1 юридическое значение, поскольку возникнут основания для получения необходимых льгот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление представителя по доверенности ФИО4 в интересах заявителя ФИО1 о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями удовлетворить.
Восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения срок для подачи заявления, для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Тарумовский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения.
Судья