Решение по делу № 66а-4538/2020 от 25.08.2020

Дело № 66а-4538/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                                     28 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бузмакова С.С.,

судей Корпачевой Е.С., Ковалёвой Ю.В.

при секретаре Никишовой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело                               № 3а-436/2020 по административному исковому заявлению регионального отделения в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» об отмене решения избирательной комиссии Воронежской области от                                                  ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», проведении повторной проверки подписей, признанных недостоверными и недействительными, возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ»

по апелляционной жалобе регионального отделения в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» на решение Воронежского областного суда от 19 августа 2020 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

    Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С., объяснения представителей регионального отделения в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по доверенностям Карева П.А., адвокатов                         Вержбинского А.Б., Фролова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Тюниной Ю.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда обшей юрисдикции

установила:

11 июня 2020 года постановлением Воронежской областной Думы                                     назначены выборы в Воронежскую областную Думу на                                       13 сентября 2020 года.

Решением избирательной комиссии Воронежской области от                                   ДД.ММ.ГГГГ (далее также – Комиссия, избирательная Комиссия) отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», ввиду выявления более пяти процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества проверенных подписей.

Не согласившись с данным решением, региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» обратилось в Воронежский областной суд с административным иском о признании его незаконным, а также о проведении повторной проверки подписей, признанных недостоверными и недействительными, возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое решение Комиссии принято с нарушением положений Федерального закона от 12 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вследствие чего подлежит отмене. Так, Комиссия подвергла проверке 2 340 подписей, тогда как максимально допустимое число подписей для проверки составляет 2 314, что подтверждается Ведомостями проверки папок и .

Комиссия неправомерно признала часть подписей избирателей недействительными как по формальному основанию, в частности, неразборчивости почерка избирателей, которое можно было устранить путем заслушивания самих избирателей, так и ввиду допущения самой избирательной Комиссией ошибок в данных об избирателях, направленных в органы УФМС, а также в связи с нарушением положений действующего законодательства (таких подписей, как минимум 69).

Кроме того, 72 подписи признаны недействительными по тому основанию, что сборщики подписей оказались членами участковых избирательных комиссий (код нарушения 19), что составляет более 3 процентов проверенных подписей из                5 процентов допустимых. По мнению административного истца, избирательное объединение не может предотвратить либо проконтролировать связанные с такими фактами обстоятельства. В связи с чем полагает, что такие подписи не могли быть признаны недостоверными.

Решением Воронежского областного суда от 19 августа 2020 года заявленные административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» ставит вопрос об отмене судебного решения ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права, а также неверного определения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

Относительно апелляционной жалобы избирательной комиссией Воронежской области и участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности обжалуемого судебного решения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Выводы суда о законности оспариваемого решения избирательной комиссии Воронежской области об отказе в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношение.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2012 года                                    № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон                             № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 указанного федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.

Подпункт г.1 пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает отказ в регистрации списка кандидатов при наличии 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества проверенных подписей избирателей.

Как усматривается из материалов административного дела, для регистрации списка кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», необходимо было представить не менее 9 257 и не более 10 182 подписей избирателей. Из них подлежали проверке не менее 25% (2 314 подписей избирателей).

Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы проверил все подписи избирателей, признанные Комиссией недействительными с учетом имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о правомерности признания избирательной комиссией Воронежской области их недействительными в количестве 301 подписи, что составляет более 5% от общего количества проверенных подписей, подробно мотивировав свои выводы об этом.

    Так, судом первой инстанции правильно признаны недействительными -                        1 подпись на основании подпункта «б» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку выполнена лицом 2003 года рождения без указания числа и месяца, 7 подписей избирателей - подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в связи с не указанием даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей,

    14 подписей избирателей, выполненных одним и тем же лицом, 8 подписей избирателей, выполненных лицом, удостоверившим подписной лист, на основании подпункта «е» пункта 6.4, пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, что подтверждается заключением заместителя начальника отдела криминалистических экспертизы ЭКЦ ГУ МВД России по Воронежской области ФИО6,

3 подписи избирателей признаны судом недействительными, так как относятся к выдвижению кандидата избирательного объединения по одномандатному избирательному округу, 51 подпись избирателей на основании подпункта «к» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку собраны с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 данного Федерального закона, а именно членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.

    Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец не может нести ответственность за лиц, собирающих подписи, будучи членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, поскольку не обладает данными сведениями, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку он опровергнут исследованными по делу доказательствами, в частности, подтверждающими наличие таких сведений в открытом доступе для всех заинтересованных лиц на официальном сайте избирательной комиссии Воронежской области в сети «Интернет», а также основанными на ошибочном толковании приведенных положений действующего законодательства в области избирательного права.

Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

В силу подпункта «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов.

Решением Комиссии признаны недействительными 6 таких подписей избирателей, собранные ДД.ММ.ГГГГ, с чем согласился суд первой инстанции, и судебная коллегия находит правильным этот вывод, вопреки доводам жалобы и заключению прокурора по следующим основаниям.

Так, из материалов административного дела усматривается, что платежное поручение на оплату за изготовление подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ поступило в банк ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства за изготовление подписных листов поступили на счет получателя ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июня 2011 года                         № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством, в том числе, зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств.

Окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств (пункт 9 приведенной выше статьи).

Таким образом, исходя из анализа приведенных положений действующего законодательства, суд первой инстанции правильно определил днем оплаты изготовления подписных листов ДД.ММ.ГГГГ, то есть день поступления денежных средств на счет получателя.

Доводы административного истца и прокурора об обратном, судебная коллегия находит ошибочными.

Признавая правильность решения Комиссии о недействительности                                211 подписей избирателей на основании подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд исходил из того, что указанные избирателями в подписном листе сведения не соответствуют действительности (о фамилии, имени, отчестве, месте жительства, паспортных данных).

    В частности, несоответствие сведений о месте жительства избирателей выразилось в нарушении подпункта 5 статьи 2 Федерального закона от                                          12 июня 2002 № 67-ФЗ, в котором под адресом места жительства избирателя понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При отражении в подписных листах паспортных данных указывались заведомо не существующие номера паспортов, состоящие из пяти либо семи цифр, серии и номера паспортов записаны в произвольном порядке либо с ошибками в одной цифре.

Также допускалось указание в подписных листах сведений о неактуальных паспортных данных избирателя, внесение в подписные листы сведений об избирателе, не позволяющих идентифицировать его личность.

Судебная коллегия, проверив недействительные подписи (36), на которые ссылается административный истец, приходит к выводу, что 10 подписей избирателей (4-13-2, 4-21-2, 4-42-1, 35-64-2, 1-32-2, 7-54-3, 28-39-2, 18-18-3,                  18-41-2) не подлежат проверке, поскольку, вопреки доводам административного истца, они не были включены в ведомости проверки подписных листов. Проверяя другие 20 подписей избирателей, судебная коллегия считает необходимым исключить из данного списка 5 подписей избирателей (4-62-1, 35-29-1, 1-16-1,                     7-100-3, 21-88-2), которые не были учтены судом первой инстанции, в связи с ошибками, допущенными Комиссией при направлении запроса в органы миграционного учета.

Три подписи избирателей (4-9-3, 1-8-2, 7-20-2) из числа проверенных, обоснованно не признаны судом подлежащими исключению из недействительных, поскольку они не были учтены в итоговом протоколе, что подтверждается материалами административного дела.

Подписи избирателей (14-70-1, 18-40-1, 23-19-2) подлежат исключению ввиду ошибочного признания их Комиссией недействительными по основаниям неверного указания места жительства избирателя или иными сведениями, поскольку они не подтверждены таблицами проверки УФМС, представленными в материалы административного дела.

Несмотря на то, что Комиссией при проверке подписных листов в папке проверено вместо 229 подписей (с 1 по 96 листы), как-то предусмотрено Протоколом случайно выборки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, большее количество подписей с 1 по 100 лист, подпись избирателя (23-100-3) не подлежит исключению из недействительных подписей, поскольку она также не была учтена в итоговом протоколе, что подтверждается материалами административного дела.

Довод апелляционной жалобы о проверке в папке подписных листов в большем количестве, чем предусмотрено в Протоколом случайной выборки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, своего подтверждения не нашли, опровергнуты Ведомостью проверки подписных листов от                                                ДД.ММ.ГГГГ.

    Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что общее количество недействительных подписей в подписных листах, представленных региональным отделением в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», и проверенных избирательной комиссией Воронежской области путем случайной выборки составляет 293 подписи или 12,66%, что превышает установленный действующим законодательством 5% предел допустимых недействительных подписей избирателей.

Поскольку при проверке подписей в подписных листах избирателей выявлено более 5 % недействительных подписей от числа подписей, отобранных для проверки, вывод суда о наличии у Комиссии законных оснований для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», является правильным.

Судебная коллегия, проверяя доводы апелляционной жалобы, соглашается с суждениями суда первой инстанции о том, что содержание подписных листов, копии которых приобщены к материалам дела, а также заключение специалиста по проверке подписных листов объективно подтверждают выводы избирательной комиссии Воронежской области и позволяют убедиться в наличии оснований для признания 293 подписи избирателей недействительными и недостоверными.

Действия и решения избирательной комиссии соответствовали Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6.

В судебном решении дана надлежащая оценка результатам проверок подписей избирателей, осуществленных компетентным экспертом-почерковедом, привлеченным избирательной комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области. При этом судом объективно признана ошибочной позиция избирательной комиссии относительно недействительности 35 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвинутого административным истцом списка кандидатов, и аргументированно отвергнуты все иные доводы административного истца, как не основанные на правильном толковании закона и материалах дела.

В заседании судебной коллегии не представлено документальных данных, которые могли бы повлиять на выводы суда, изложенные в судебном постановлении.

Решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Предусмотренных законом оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Воронежского областного суда от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения в Воронежской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий подпись

Судьи              подписи

Копия верна

Судья

66а-4538/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Избирательное объединение "Региональное отделение в Воронежской области политической партии "Новые люди"
Ответчики
Избирательная комиссия Воронежской области
Другие
Набережная Алия Наильевна
Карев Павел Александрович
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Корпачева Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
25.08.2020Передача дела судье
28.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
28.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее