Дело №2-202/2022
УИД: 21RS0020-01-2022-000228-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием представителя истца Путякова В.В. – заместителя прокурора Яльчикского района Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новобайбатыревская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района Чувашской Республики и администрации Яльчикского района Чувашской Республики об обязанности профинансировать и оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями,
установил:
прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новобайбатыревская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района Чувашской Республики (далее Новобайбатыревская СОШ) и администрации Яльчикского района Чувашской Республики (далее Администрация района) об обязанности профинансировать и оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями, указывая, что прокуратурой района во исполнение задания Прокуратуры Республики от ДД.ММ.ГГ № проведен мониторинг состояния законности при создании инвалидам условий доступности объектов и предоставляемых услуг, в ходе которого, в деятельности Новобайбатыревской СОШ выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании.
Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам помимо всех прочих условий доступности услуг, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Вместе с тем, в ходе мониторинга выявлены нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства.
Так, в Новобайбатыревской СОШ помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, оснащенное звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями, не имеется.
Негативными последствиями выявленных нарушений ввиду бездействия Новобайбатыревской СОШ по данному направлению, является допущение дискриминации по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской ил любой иной области.
Согласно п.п.1.7, 1.8 разд.1 Устава Образовательной организации, утвержденного постановлением администрации Яльчикского района от ДД.ММ.ГГ №, учредителем Образовательной организации является муниципальное образование - Яльчикский район Чувашской Республики.
Полномочия учредителя и собственника имущества Образовательной организации Новобайбатыревской СОШ от имения Яльчикского района Чувашской Республики осуществляет администрация Яльчикского района Чувашской Республики.
Таким образом, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества - администрацией Яльчикского района Чувашской Республики, вышеуказанные вопросы на территории района отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления.
Истец, прокурор района, ссылаясь, на положения ст.45 ГПК РФ, ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ» просит обязать:
администрацию Яльчикского района в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, профинансировать работы по обеспечению Новобайбатыревской СОШ помещением, для проведения массовых мероприятий с оснащением звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями;
Новобайбатыревскую СОШ в течение 2 месяцев с момента доведения бюджетных средств оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора района иск поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.
Ответчики Новобайбатыревская СОШ, администрация Яльчикского района извещались о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своих представителей в судебном заседании не обеспечили. Новобайбатыревская СОШ просила рассмотреть дело без участия их представителя. Причина неявки администрация Яльчикского района суду не известна. Мотивированного возражения на иск не предоставил и ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлял.
С учетом мнения представителя истца, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте районного суда, а также занимаемых районным судом помещениях, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2). Предметом судебной защиты являются права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина (ст.46).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15).
К компетенции образовательного учреждения относится материально-техничес-кое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах финансовых средств.
Образовательная организация в силу Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) несет ответственность в установленном законодательством России порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся (ст.28).
В силу ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон о социальной защите инвалидов в РФ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм, помимо всего прочего, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее Порядок), которым определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения, помещения) и услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности (п.2 Порядка).
Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам помимо всех прочих условий доступности услуг, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры (п.4 Порядка).
Как видно из материалов дела, прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ № проведен мониторинг состояния законности при создании инвалидам условий доступности объектов и предоставляемых услуг.
Согласно справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГ (л.д.12-13) в деятельности Новобайбатыревской СОШ выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании.
Из ответа Новобайбатыревской СОШ прокурору района от ДД.ММ.ГГ № (л.д.11) видно, что помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий будут оснащены звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями по мере выделения денег для их приобретения.
Согласно выписок из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ (далее ЕГРЮЛ): Новобайбатыревская СОШ (ИНН 212002106590, ОГРН 1022101830904) зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ, расположена по адресу: ... (л.д.22-26);
администрация Яльчикского района (ИНН 2120001419, ОГРН 10221018332521) зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ, расположена по адресу: ... (л.д.27-28).
Негативными последствиями выявленных нарушений ввиду бездействия Новобайбатыревской СОШ по данному направлению, является допущение дискриминации по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской ил любой иной области.
Согласно п.п.1.7, 1.8 разд.1 Устава Новобайбатыревской СОШ, утвержденного постановлением администрации Яльчикского района от ДД.ММ.ГГ №, учредителем Образовательной организации является муниципальное образование - Яльчикский район Чувашской Республики.
Полномочия учредителя и собственника имущества Образовательной организации от имени Яльчикского района Чувашской Республики осуществляет администрация Яльчикского района Чувашской Республики.
В силу ч.1 ст.9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, помимо всего прочего, относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества - администрацией Яльчикского района, вышеуказанные вопросы на территории района отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества администрацией Яльчикского района Чувашской Республики, вышеуказанные вопросы на территории района отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления.
Поскольку деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества муниципальным образованием администрацией Яльчикского района, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и дошкольного образования на территории района отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления, суд считает необходимым возложить обязанность по финансированию оснащения помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями на администрацию Яльчикского района как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.
Пунктом 2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Прокуратурой района внесено представление в адрес Новобайбатыревской СОШ об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании от ДД.ММ.ГГ (л.д.4-7), по результатам рассмотрения которого, согласно справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГ (л.д.12-13) меры по устранению нарушений не приняты до настоящего времени не приняты.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль-ных образований.
При таких обстоятельствах иск прокурора района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Новобайбатыревской СОШ и администрации Яльчикского района об обязанности профинансировать и оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями, подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчиков обязанности по обеспечению финансирования и оснащения помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями обозначенные прокурором района сроки с момента вступления решения в законную силу, суд считает целесообразным.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новобайбатыревская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района Чувашской Республики и администрации Яльчикского района Чувашской Республики об обязанности профинансировать и оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями удовлетворить и обязать:
администрацию Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 2120001419, ОГРН 1022101832521) в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать работы по обеспечению помещения для проведения массовых мероприятий, расположенного в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новобайбатыревская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района Чувашской Республики звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями;
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобайбатыревская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 212002106590, ОГРН 1022101830904) в течение двух месяцев с момента доведения бюджетных средств оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 18.07.2022.