РЕШЕНИЕ дело №
ИФИО1
17 февраля 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:22:010301:604 общей площадью 30 кв.м., расположенный в <адрес> в районе <адрес>. В обоснование требования указано, что в 2013 году истцу был выделен земельный участок на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Симферопольского городского совета. На основании Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ он имеет право на завершение оформления прав на земельный участок.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, обеспечил явку представителя.
Представитель истца ФИО4 требование поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что истец не единожды обращался в администрацию города, чтобы завершить оформление прав, но вопрос о предоставлении земельного участка так не был решен. Истец предпринял все меры по защите прав, получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что последнее заявление от ДД.ММ.ГГГГ еще не рассмотрено, направлены запросы. Полагает, что вид разрешенного использования должен установить собственник земельного участка, которым является администрация <адрес>.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в дело представлены письменные возражения по заявленным требованиям, в которых содержится просьба об отказе в иске.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МКУ Департамент развития муниципальной собственности, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (статьи 9 - 11 ЗК РФ).
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принята в состав Российской Федерации в результате ратификации ДД.ММ.ГГГГ договоре между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов-<адрес> и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов <адрес> значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существ отношения.
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
В силу части 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и <адрес>, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на указанных территориях до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Из материалов дела следует, что Решением № от ДД.ММ.ГГГГ 68-й сессии VI созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым ФИО2 предоставлено разрешение на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков для строительства и обслуживания индивидуального гаража по <адрес>, в районе <адрес>, ориентировочной площадью 0,0030га, с условием предоставления земельного участка в частную собственность.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 30 +\-2 кв.м. по <адрес> в районе <адрес> поставлен на кадастровый учет со статусом записи об объекте «временные», дата истечения срока действия временного характера ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, данные о виде разрешенного использования земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Из дела следует, что ФИО2 обращался с заявлениями в администрацию <адрес> о предоставлении земельного участка и об установлении вида разрешенного использования.
Первоначально ФИО2 было указано на наличие наложений границ земельных участков, однако решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по иску ФИО2 был снят с кадастрового учета земельный участок, с которым имелось наложение.
Заявление ФИО2 об установлении вида разрешенного использования подано в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, ответом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент развития муниципальной собственности сообщено о необходимости подачи заявления и документов в соответствии с п.6.4 Положения о Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, разъяснены положения норм, регулирующих порядок завершения оформления прав на земельные участки.
Повторно ФИО2 обратился в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении земельного участка. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент развития муниципальной собственности сообщено о необходимости подачи заявления и документов в соответствии с п.6.4 Положения о Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Указанные заявления подавались истцом до вступления в силу решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вновь направил заявление в администрацию <адрес> о предоставлении земельного участка. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент развития муниципальной собственности ему было сообщено, что заявление и прилагаемые документы рассмотрены, направлены запросы в органы, ответы на которые не поступили.
Таким образом, фактически ФИО2 на все свои обращения не получил отказа в предоставлении ему земельного участка в порядке Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ. Последнее заявление истца не рассмотрено на дату принятия решения, а предыдущие обращения были возвращены в связи с несоблюдением установленного порядка. Действия уполномоченного органа истцом не обжаловались.
В соответствии законом N 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статей 41 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" статьями 3 и 13 Закона N 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или заверения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Из анализа положений Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК и разработанного для реализации его положения Порядка утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 313, следует, что правовые основания завершения оформления права на земельные участи установлены в отношении тех лиц, которым до принятия Федерального конституционного закона решениями органов местного самоуправления, органов исполнительной власти было дано разрешение на разработку документации по землеустройству и действовавших на ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу ст. 12 ГК РФ лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в данной правовой норме способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих прав.
Вместе с тем, выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, и способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлен определенный порядок завершения оформления прав на земельные участки, предусматривающий проверку компетентными органами соответствия места расположения объекта соответствующим схемам, документации по планировке территории, градостроительной документации.
Из дела следует, что вид разрешенного использования спорного земельного участка не установлен, а суд не отнесен к органам, уполномоченным на принятие решений о признании права собственности на земельный участок с установлением вида разрешенного использования земельному участку. При этом срок записи о земельном участке, как об объекте поставленном на кадастровый учет, истек ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом избран неправильный способ защиты права, и, исходя из отсутствия полномочий у суда по установлению вида разрешенного использования земельного участка, заявленные истцом требования суд находит не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО2 к администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:22:010301:604, общей площадью 30 кв.м., расположенный в <адрес>, в районе <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Кундикова
Решение в окончательной форме изготовлено 25.02.2021