Дело № 2-2612/2015 30 апреля 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи - Демидовой О.Ю.,
при секретаре - Клименко Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чабан Л.С. к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга и Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение, заслушав истицу и ее представителя Фортунскую Л.В., представителя администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Колпащикову Е.Ю.,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Чабан Л.С. обратилась в суд с иском, который в ходей рассмотрения дела изменила (л.д.38-39), и в котором просит обязать ответчика администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истица указывает, что ранее она имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку с 23.02.1998 года по 23.03.2007 года проживала в «Центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 23 Петроградского района», где находилась на полном государственном обеспечении, в настоящее время зарегистрирована в однокомнатной квартире № ... с матерью Чабан Л.П., страдающей психическим заболеванием и ограниченной в отношении нее в родительских правах, и с отцом Чабан С.И., лишенным в отношении нее родительских прав, с которыми ее совместное проживание невозможно; 29.12.2014 года она обратилась с заявлением к ответчику о включении ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в чем ей было отказано, поскольку ей исполнилось более 23 лет, отказ считает необоснованным, поскольку согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в судебном заседании иск не признала.
Судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга (л.д.42-об.), представитель которого в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В качестве 3-х лиц судом к участию в деле были привлечены Чабан Л.П. и Чабан С.И., которые в судебное заседание так же не явились, о дне рассмотрения дела извещены по последнему известному месту жительства, за вручением им судебных повесток на почтовое отделение связи с не явились, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 119 ГПК РФ.
Суд, выслушав истицу и ее представителя, представителя ответчика администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 2 статьи 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что истица Чабан Л.С., ... года рождения, на условиях договора социального найма жилого помещения постоянно с 30.03.1993 года зарегистрирована с матерью Чабан Л.П. и отцом Чабан С.И. в однокомнатной квартире № ... жилой площадью ... кв.метров, общей площадью – ... кв.метра, расположенной в доме № ... (л.д.10).
Вступившим в законную силу решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17.06.1998 года по гражданскому делу № 2-1041 Чабан С.И. и Чабан Л.П. были ограничены в родительских правах в отношении дочери Чабан Л.С., несовершеннолетняя Чабан Л.С. была передана на попечение органов опеки и попечительства (л.д.22-27).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 08.12.1999 года по гражданскому делу № 2-1589 Чабан С.И. был лишен родительских прав в отношении дочери Чабан Л.С. (л.д.28-29).
Из материалов дела усматривается, что в период с 23.02.1998 по 23.03.2007 года истица Чабан Л.С. проживала в Санкт-Петербургском ГБСУСО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 23 Петроградского района», где находилась на полном государственном обеспечении (л.д.7).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу 4 статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и изменениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, с 1 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а с 1 января 2013 года по договорам найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке) и по договорам найма специализированных жилых помещений предусматривает заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Истице Чабан Л.С., ... года рождения, исполнилось 23 года ... года.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга истица Чабан Л.С. обратилась в администрацию Пушкинского района 29.12.2014 года (л.д. 21), то есть после достижения ею возраста 25 лет.
Доказательств того, что с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и с заявлением о постановке на учет нуждающегося в жилом помещении Чабан Л.С. не могла обратиться по уважительным причинам до достижения ею 23-летнего возраста суду в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.
Поскольку в данном случае обращение заявителя с целью реализации права на обеспечение жильем, основанного на статусе лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, последовало в декабре 2014 года, тогда как право на получение таких мер социальной поддержки прекращено в 2012 году по достижении истицей возраста 23 лет, а право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда было предусмотрено действующим законодательством лишь с 01.01.2013 года, когда истице уже исполнилось 23 года, то отказ администрации района является законным и обоснованным.
Ранее директору профессионального училища № 70, в котором обучалась истица, администрацией Пушкинского района 29.04.2010 года было отказано в удовлетворении ходатайства о постановке Чабан Л.С. на учет по внеочередному предоставлению жилой площади (л.д.12); 19.09.2012 года Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга Чабан Л.С. было отказано в предоставлении жилого помещения как оставшейся в детском возрасте без попечения родителей (л.д.13-14); 04.06.2013 года администрацией Пушкинского района истице было отказано в улучшении жилищных условий (л.д.15-17).
Указанные выше отказы не были оспорены истицей и не были признаны судом незаконными.
Доказательств того, что проживание истицы по месту ее постоянной регистрации в квартире № ... совместно с Чабан Л.П. и Чабан С.И. невозможно, суду не представлено.
Сведений о том, что заболевание, которым страдает мать истицы Чабан Л.П., включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", суду так же не представлено.
Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности и учитывая, что до достижения истицей возраста 23 лет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда не возникло, на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма истица не состоит, обращение истицы с целью реализации права на обеспечение жильем, основанного на статусе лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, последовало в декабре 2014 года, суд полагает, что законных оснований для удовлетворения иска Чабан Л.С. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░