Р Е Ш Е Н И Е № 2а-1729/17
именем Российской Федерации
Г. Волоколамск 15 ноября 2017 г.
Волоколамский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Е.Н. Касаткиной,
При секретаре О.Н. Тепляковой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Любимова А.В. об оспаривании бездействия должностного лица Правительства Московской области, Правительства Московской области, возложении обязанности восстановить нарушенные права,
У с т а н о в и л:
Любимов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия заместителя председателя Правительства Московской области Пестова Д.В., в котором просит признать незаконным бездействие заместителя председателя Правительства Московской области Пестова Д.В., выразившееся в не рассмотрении его заявления в соответствии с действующим законодательством и в не направлении ему ответа на его заявление; обязать административного ответчика рассмотреть обращение и дать письменный ответ по существу поставленных в нем вопросов; взыскать госпошлину в размере 300 рублей. В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он посредством электронной почты на адрес, указанный на официальной интернет- странице Пестова Д.В. направил обращение заместителю председателя Правительства Московской области Пестову Д.В. по вопросу нарушений требований ГОСТ в разрезе освещенности дороги Суворово- Волоколамск- Руза, а также о преступной деятельности директора АО «Волоколамская УК» ФИО1 До настоящего момента в нарушение положений Федерального закона «О прядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» никакого ответа на свое заявление Любимов А.В. от заместителя председателя правительства Московской области Пестова Д.В. не получил.
ДД.ММ.ГГГГ он позвонил по телефону, указанному на официальном интернет-сайте Пестова Д.В. с целью выяснить судьбу своего обращения. Сотрудник приемной пояснил, что все обращения граждан, поступившие по электронной почте, направляются в папку СПАМ и не рассматриваются в соответствии с законом.
Бездействием заместителя председателя Правительства Московской области Пестова Д.В., выразившееся в не рассмотрении заявления и в не направлении ответа, нарушает права административного истца, установленные ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ст. 33 Конституции Российской Федерации.
Определением судьи к участию в деле в качестве второго административного ответчика было привлечено Правительство Московской области.
В судебном заседании Любимов А.В. свои требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Суду пояснил, что административные ответчики не оспаривают тот факт, что на адрес электронной почты заместителя председателя Правительства Пестова Д.В. ДД.ММ.ГГГГ он направил обращение. Были указаны фамилия, имя, отчество, адрес и телефон. Данное обстоятельство подтверждено скриншотом. Если бы обращение не было получено либо указан неверный адрес, то сразу было видно. В силу специфики работы электронных почтовых сервисов сообщение не могло быть не получено адресатом Пестовым Д.В. Полагает, что на лицо бездействие должностного лица Правительства Московской области. Даже если Пестов Д.В. в силу полномочий не отвечает на обращение граждан, он должен был направить обращение соответствующему должностному лицу.
Административный ответчик заместитель председателя Правительства Московской области Пестов Д.В. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Правительства Московской области по доверенности Перьминова А.М. в судебном заседании требования не признала. Суду пояснила, что постановлением Губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено распределение обязанностей между Вице- губернаторами Московской области, первым заместителем Председателя Правительства Московской области, заместителем Председателя Правительства Московской области- руководителем Администрации Губернатора Московской области и заместителем Председателя Правительства Московской области. Указанным правовым актом обязанность по рассмотрению обращений граждан на заместителя председателя Правительства Московской области Пестова Д.В. не возложена.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 10 Положения Администрация Губернатора Московской области организует объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций, адресованных губернатору Московской области и в Правительство Московской области, дает письменные ответы на них в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, направляет эти обращения на рассмотрение в исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области и иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, проводит информационно- аналитическую работу с указанными обращениями.
Распоряжением Губернатора Московской области от 28.10.2016 года № 293- РГ «Об утверждении Положения об Управлении делопроизводства и документооборота Администрации Губернатора Московской области» предусмотрено, что Управление делопроизводства и документооборота Администрации Губернатора Московской области, являющееся самостоятельным подразделением Администрации Губернатора Московской области, организует регистрацию и обработку в межведомственной системе электронного документооборота электронных сообщений, поступающих на официальный адрес электронной почты Администрации Губернатора Московской области- amo@mosreg.ru.
Прием корреспонденции в электронном виде, направляемой в Правительство Московской области, осуществляется по адресу amo@mosreg.ru, о чем указано на официальных сайтах Администрации Губернатора Московской области http://agmo.mosreg.ru/ в разделе «Контакты», а также Правительства Московской области http://mosreg.ru/ в разделе «Контактная информация». Этот адрес электронной почты является единственным адресом электронной почты, размещенном на официальных бланках писем Губернатора Московской области, Администрации Губернатора Московской области, Правительства Московской области, а также членов Правительства Московской области, в том числе, Пестова Д.В., образцы которых утверждены распоряжением Губернатора Московской области от 01.10.2015 года № 313-РГ.
Обращение Любимова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ ни в Правительство Московской области, ни в Администрацию Губернатора Московской области не поступало. Допустимых доказательств обратного административным истцом не представлено. Представленные скриншоты, не заверенные надлежащим образом, аудиозапись разговора не могут служить доказательствами по делу.
Административным истцом не доказано, что его обращение получено. Адрес электронной почты заместителя председателя Правительства Московской области Пестова Д.В. указан для служебного пользования, а не для обращения граждан и организаций с заявлениями и жалобами. Считает, что права административного истца не нарушены. Для обращения в Правительство Московской области, Администрацию Губернатора Московской области существует официальный адрес электронной почты, поэтому административный истец может реализовать свое право на обращение к должностным лицам Правительства Московской области.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин Любимов А.В. на адрес электронной почты priem-pdv@mosreg.ru, указанный на официальной интернет- странице Пестова Д.В. по адресу http://mosreg.ru/pravitelstvo/struktura/vice-gubernator-2/zamestitel-predsedatelya-pravitelstva-mo8/profile/detail направил обращение заместителю председателя Правительства Московской области Пестову Д.А.: «Уважаемый Дмитрий Владимирович! Сегодня, 15 сентября вы проводили рабочее совещание в Волоколамском районе. Одним и затронутых Вами вопросов стал вопрос о недостаточном освещении дороги Суворово- Волоколамск- Руза в черте населенных пунктов. Во- первых, хочу сообщить Вам, что на всем протяжении эта дорога является дорогой регионального значения, в отличии от того, что Вам сообщили на совещании недобросовестные лица, ответственные за содержание дороги. Во-вторых, еще в 2015 году я написал соответствующее обращение в прокуратуру (копию прилагаю), как раз по поводу нарушений требований ГОСТ в разрезе освещенности дорог в населенных пунктах, и до сих пор не получил никакого ответа от ГУДХ МО или прокуратуры. Между тем, за два года ситуация нисколько не улучшилась. В-третьих, еще ТРИ года назад я написал заявлением о преступлении в отношении сумм, выплачиваемых руководителю Волоколамской УФИО1 в нарушение закона (копия прилагается). В месяц он получал вознаграждение в размере 160 тысяч рублей, которое признано прокуратурой незаконным, однако уголовного дела так и не было возбуждено. Возможно, при своевременной реакции следственных органов еще тогда, Волоколамская УК не оказалась бы на грани банкротства сегодня. В связи с вышеизложенным, прошу Вас провести проверку фактов, изложенных в моем обращении и принять меры в рамках компетенции. Также прошу направить мне ответ по адресу электронной почты pff300@gmail.com. С уважением, Любимов А.В.» (пунктуация автора сохранена).
Суд не располагает данными, что указанное обращение поступило в Правительство Московской области, Администрацию Правительства Московской области.
Заместитель Председателя Правительства Московской области Пестов Д.В. в соответствии с распределением обязанностей между Вице- губернаторами Московской области, первым заместителем Председателя Правительства Московской области, заместителем Председателя Правительства Московской области- руководителем Администрации Губернатора Московской области и заместителями председателя Правительства Московской области, утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 27.09.2013 г. № 258-ПГ ( ред. 19.07.2017 г.), отвечает за решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и областного характера и ликвидации их последствий, в области гражданской обороны, в области топливно-энергетического комплекса Московской области, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Московской области, а также контролирует проведение центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, указанными в пунктах 10.2 и 10.3 настоящего раздела, мероприятий по мобилизационной подготовке и осуществление ими управления проектами.
Непосредственно координирует и контролирует: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области; Министерство энергетики Московской области; Управление по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы Московской области.
Координирует Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", руководство деятельностью которых осуществляется Губернатором Московской области. Обеспечивает взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, иностранными и международными органами по вопросам, входящим в его компетенцию.
Работу с обращениями граждан в Правительство Московской области организует и проводит Администрация Губернатора Московской области в соответствии с Положением об Администрации Губернатора Московской области, утвержденного постановлением Губернатора Московской области № 349-ПГ от 23.11.2012 года ( в ред. 29.09.2015 г.). Согласно п/п 33 п. 10- организует объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций, адресованных Губернатору Московской области и в Правительство, и дает письменные ответы на них в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, направляет эти обращения на рассмотрение в исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области и иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.
Управление делопроизводства и документооборота Администрации Губернатора Московской области в целях выполнения основных задач Управление осуществляет, в том числе, функции: принимает, выполняет первичную обработку, сканирование, регистрацию в МСЭД, предварительное рассмотрение и распределение входящей корреспонденции, поступившей в адрес Губернатора Московской области, Вице-губернаторов Московской области, первого заместителя Председателя Правительства Московской области, заместителей Председателя Правительства Московской области, руководителя Администрации, первых заместителей руководителя Администрации и заместителей руководителя Администрации, а также руководителей подразделений Администрации различными способами доставки (простая и заказная почта, фельдсвязь, телеграф, курьеры и нарочные и др.); принимает поступившую на контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) Дома Правительства Московской области следующую корреспонденцию: направленную в адрес центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, расположенных в Доме Правительства Московской области; обращения граждан и организаций, адресованные Губернатору Московской области, Правительству Московской области и Администрации; организует регистрацию и обработку в МСЭД электронных сообщений, поступающих на официальный адрес электронной почты Администрации - amo@mosreg.ru; организует регистрацию и обработку документов, поступающих на официальный номер факса Администрации - 8 (498) 602-29-70; предоставляет справки по телефону в отношении служебной корреспонденции (за исключением обращений граждан).
Таким образом, обращение Любимова А.В. в адрес заместителя председателя Правительства Московской области Пестова Д.В. было направлено не по тому адресу, следовательно, Пестов Д.В. его не получил. Административным истцом не соблюдена процедура направления обращения должностным лицам Правительства Московской области.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 9 и 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению ( ст. 9 ч. 1); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов ( ст. 10 ч. 1 п. 4); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения ( ст. 12 ч. 1).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: - об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность условий: решение, действие (бездействие) административного ответчика должно не соответствовать правовым актам, а также нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании не установлено, что имело место незаконное бездействие административных ответчиков, а, следовательно, нарушение прав, свобод, законных интересов Любимова А.В. А поэтому, административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований административного истца Любимова А.В. о признании незаконным бездействия заместителя председателя Правительства Московской области Пестова Д.В., выразившееся в не рассмотрении заявления в соответствии с действующим законодательством и в не направлении ответа на заявление; возложение обязанности на заместителя председателя Правительства Московской области Пестова Д.В. рассмотреть обращение и дать письменный ответ по существу поставленных в нем вопросов; взыскании госпошлины в размере 300 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: