УИД 32RS0020-01-2023-000662-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2023 г. п. Навля Брянской области
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Цыганок О.С.,
при секретаре Савельевой Е.В.,
с участием истца Тюриной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюриной Н.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в радиационной зоне,
УСТАНОВИЛ:
Тюрина Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее ОСФР по Брянской области), ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Решением ОСФР по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в установлении досрочной пенсии по старости, в связи с не достижением пенсионного возраста, так как время фактического проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом составляет 1 год 6 месяцев 15 дней, что не дает ей право на назначение досрочной пенсии по старости. Однако, отказ ответчика считает необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, где проходила обучение в СПТУ №, что подтверждается дипломом Б № от ДД.ММ.ГГГГ и проживала в общежитии училища, расположенном по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в специализированном строительно-монтажном управлении № <адрес>, однако в связи с рождением ребенка ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, во время которого проживала в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын ФИО4, место рождения которого является <адрес>. Из записей в медицинской карте ребенка ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 взят Бяковским ФАП на учет и в последующем наблюдался в лечебной организации и ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о выбытии ребенка из района.
Учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отнесенных к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в силу ст. ст. 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 2 года, поскольку более 8 лет проживала в <адрес> и <адрес> в различные периоды, в связи с чем досрочная пенсия со снижением возраста должна быть назначена ей с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, просит суд установить факт постоянного ее проживания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые относились к зоне с льготным социально-экономическим статусом; признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года; обязать ОСФР по Брянской области назначить ей пенсию по старости с момента первоначального обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Тюрина Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала без регистрации в <адрес> в общежитии в СПТУ №, в котором училась. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением ребенка проживала в <адрес>, поскольку находилась в отпуске по уходу за ребенком. В указанные периоды <адрес> и <адрес> относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Никуда в указанные периоды из <адрес> и <адрес> на постоянное место жительства не выезжала, поэтому имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год, в общей сумме на 2 года в связи с чем, обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости, однако получила отказ. Установление факта проживания в <адрес> и в <адрес> ей необходимо для снижения пенсионного возраста выхода на пенсию.
Представитель ответчика ОСФР по Брянской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском не согласна.
Выслушав истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу правил ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства гражданина признается место его постоянного или преимущественного проживания.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 02.02.1998 № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, федеральными законами, законодательными актами субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Согласно ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу п. 2 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3,5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет (ч. 2 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
При этом, согласно примечанию к статьям 32 - 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, установленная им первоначальная величина снижения пенсионного возраста, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, как следует из приведенных положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в их взаимосвязи, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Установление факта проживания в <адрес> и <адрес> необходимо истцу для снижения пенсионного возраста выхода на пенсию.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Тюрина Н.А. обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением об установлении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
ДД.ММ.ГГГГ решением ОСФР по Брянской области № Тюриной Н.А. отказано в установлении пенсии по старости, в связи с не достижением пенсионного возраста выхода на пенсию, так как время фактического проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом составляет 1 год 6 месяц 15 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), что дает ей право на снижение пенсионного возраста выхода на пенсию на 1 год.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тюрина Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в СПТУ № <адрес>, что подтверждается дипломом Б № от ДД.ММ.ГГГГ. В период обучения в СПТУ № проживала в общежитии училища, расположенном по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тюрина Н.А. работала в специализированном строительно-монтажном управлении № <адрес>, однако в связи с рождением ребенка ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, во время которого проживала в <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, Новикова (Тюрина) Н.А. (справка о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ родила сына ФИО4, место рождения в свидетельстве о рождении указано <адрес>.
Из записей в медицинской карте ребенка ФИО4 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 взят на учет Бяковским ФАП и в последующем наблюдался в указанной лечебной организации, что подтверждается записями в медицинской карте. ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о выбытии ребенка из района.
В соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения» (утратило силу с 01.02.1998 в связи с принятием постановления Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582) <адрес> и <адрес> относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8 пояснили, что Тюрина Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала п <адрес> в общежитии СПТУ №, в котором училась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и никуда в указанный период времени из <адрес> на продолжительное время не выезжала. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ родила сына Евгения и находилась с ним в отпуске по уходу за ребенком, и никуда в указанный период времени из <адрес> на продолжительное время не выезжала. Ребенка наблюдала в Бяковском ФАП.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Оценивая представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ на основании полного, всестороннего исследования, оценки всех представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что факт постоянного проживания истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Установление факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом Тюриной Н.А. необходимо для получения досрочной пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в соответствии со ст. ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на 2 года.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С заявлением о назначении государственной пенсии по старости истец обратилась в ОСФР по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, пенсия Тюриной Н.А. должна быть назначена с момента первоначального обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с правилами ст. ст. 56, 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 264, 265, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тюриной Н.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в радиационной зоне - удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Тюриной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, относящимся к 4-й зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Признать за Тюриной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста на 2 года, в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ИНН № ОГРН №) назначить Тюриной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) пенсию по старости с момента первоначального обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Цыганок
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.