Дело №а-477/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2019 года <адрес>
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., при секретаре ФИО1, с участием представителя административного истца помощника прокурора <адрес> РД ФИО2, представителя ответчика администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц- жителей <адрес> к административному ответчику администрации МР «<адрес>» о признании бездействие администрации МР «<адрес>», выразившееся в не создании мест площадок накопления твердых бытовых отходов, не определении схемы размещения мест(площадок) накопления ТКО в <адрес>, а также не ведении реестра этих мест (площадок) накопления ТКО незаконным, об обязании администрации МР «<адрес>» исполнить требование законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно: создать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов, определить схему размещения мест(площадок) накопления ТКО в <адрес>, обеспечить ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц- жителей <адрес> к административному ответчику администрации МР «<адрес>» о признании бездействие администрации МР «<адрес>», выразившееся в не создании мест площадок накопления твердых бытовых отходов, не определении схемы размещения мест(площадок) накопления ТКО в <адрес>, а также не ведении реестра этих мест (площадок) накопления ТКО незаконным, об обязании администрации МР «<адрес>» исполнить требование законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно: создать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов, определить схему размещения мест(площадок) накопления ТКО в <адрес>, обеспечить ведение реестра мест(площадок) накопления ТКО незаконным по тем основаниям, что проведенной прокуратурой <адрес> анализ состояния исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами показал, что администрацией муниципального района «<адрес>» требования Федеральных законов от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не выполняются в полной мере.
Так, согласно ст.ст.14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ с 01.01.2019г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также па межселенной территории.
Согласно ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 указанных Правил органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее -реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется па бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных (п.п.11-13 Правил).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов: данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов: данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Однако администрацией MP «<адрес>» требования приведенных норм закона не выполняются, а именно: на территории МО «<адрес>» <адрес> на сегодняшний не созданы места (площадки) накопления твердых бытовых отходов с учетом требований действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не определены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО в <адрес> и не ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Между тем в силу требований постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Дагестан» контейнерные площадки должны соответствовать следующим требованиям, а именно: должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой (п. 14.6): должны быть огорожены с трех сторон, иметься информация, в том числе контактная, об управляющей компании (региональном операторе, собственнике контейнерной площадки), перевозчике отходов, объеме накопления отходов на площадке и графике их вывоза (п. 14.7); подъездные пути к контейнерной площадке должны быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств, достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии (п. 1.8).
По отмеченным и другим выявленным фактам нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в текущем году соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на имя главы MP «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений закона.
Однако должные меры по устранению нарушений закона со стороны администрации MP «<адрес>» не принимаются, отмеченные нарушения закона остаются не устраненными.
Невыполнение администрацией MP «<адрес>» указанных выше требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно: отсутствие надлежаще оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО в <адрес>, реестра мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов создает препятствие в надлежащем исполнении региональным оператором возложенных на него обязанностей по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, что негативно сказывается на санитарно-эпидемиологическом благополучии населенного пункта.
Как следствие этому, соответственно нарушаются права и интересы жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду.
Настоящее административное исковое заявление подано в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, количество которых непостоянно и изменчиво.
Неопределенный круг лиц - этот такой круг лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, т.е. решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представитель административного истца помощник прокурора <адрес> РД ФИО2 в судебном заседании поддержал административно исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» ФИО3 в судебном заседании с административно исковыми требованиями не согласился, представил суду письменные возражения из которых усматривается, что в населенном пункте <адрес> ранее не было предусмотрены места для временного хранения ТКО и исторически сложившейся плотной застройкой установить контейнерные площадки для временного хранения ТКО соответствующим санитарным правилам и нормам не представляется возможным.
Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за номером № пункт 3.1 определены три способа сбора ТКО один из которых предусмотрен «в пакеты или другие предназначенные для их сбора ёмкости, представленные региональным оператором, мусоровозным транспортом, непосредственно от населения без исполнения каких-либо дополнительных устройств для предварительного сбора» именно таким образом осуществляется в данный момент сбор и вывоз ТКО от населения. Просил суд отказать в удовлетворении требования прокуратуры в полном объеме.
Представитель заинтересованной стороны –администрации МО «<адрес>» при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора района по следующим основаниям.
Согласно ст.ст.14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ с 01.01.2019г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также па межселенной территории.
Согласно ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 указанных Правил органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее -реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется па бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных (п.п.11-13 Правил).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов: данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов: данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено судебным разбирательством администрацией MP «<адрес>» требования приведенных норм закона не выполняются, а именно: на территории МО «<адрес>» <адрес> на сегодняшний не созданы места (площадки) накопления твердых бытовых отходов с учетом требований действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не определены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО в <адрес> и не ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Между тем в силу требований постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Дагестан» контейнерные площадки должны соответствовать следующим требованиям, а именно: должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой (п. 14.6): должны быть огорожены с трех сторон, иметься информация, в том числе контактная, об управляющей компании (региональном операторе, собственнике контейнерной площадки), перевозчике отходов, объеме накопления отходов на площадке и графике их вывоза (п. 14.7); подъездные пути к контейнерной площадке должны быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств, достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии (п. 1.8).
Невыполнение администрацией MP «<адрес>» указанных выше требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно: отсутствие надлежаще оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО в <адрес>, реестра мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов создает препятствие в надлежащем исполнении региональным оператором возложенных на него обязанностей по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, что негативно сказывается на санитарно-эпидемиологическом благополучии населенного пункта и соответственно нарушаются права и интересы жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду.
В своих письменных возражениях представитель административного ответчика – администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО3 просит отказать в удовлетворении административных требований прокурора указывая на то, что в данном населенном пункте ранее не были предусмотрены места для временного хранения ТКО и исторически сложившейся плотной застройки установить контейнерные площадки для временного хранения ТКО соответствующим санитарным правилам и нормам не представляется возможным.
Кроме этого, представитель административного ответчика в своих возражениях и в судебном заседании отмечает, что в п.3.1 Постановления Правительства РД от 16.02.2017 №37 определены три способа сбора ТКО. Одним из которых предусмотрен в пакеты или другие предназначенные для их сбора емкости, предоставленные региональным оператором, мусоровозным транспортом непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного сбора. Согласно предоставленной на обозрение схемы санитарной очистки согласованной с региональным оператором ООО «Даг-Эко-Дом», главой МО и главой МР «<адрес>» предусмотрен сбор и вывоз ТКО согласно п.3.1 Постановления Правительства РД №37.
Суд, не соглашается с возражениями представителя административного ответчика и считает необходимым осуществить сбор и накопление ТКО на местах расположения Усемикентской СОШ и Усемикентского дошкольного образовательного учреждения в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках, поскольку вывоз КТО способом, предусмотренным в пакеты или другие предназначенные для их сбора емкости, предоставленные региональным оператором, мусоровозным транспортом непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного сбора не представляется возможным без создания контейнерных площадок и установления на них контейнеров или бункеров, так как в этих учреждениях имеются пищеблоки в результате деятельности которых ежедневно образуются твердые коммунальные отходы и без предварительного их сбора и складирования в контейнеры обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства не возможно.
Следовательно, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.174-180, 291-293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>», выразившееся в не создании мест площадок накопления твердых бытовых отходов, не определении схемы размещения мест(площадок) накопления ТКО в <адрес>, в местах расположения Усемикентской СОШ и Усемикентского дошкольного образовательного учреждения, а также не ведении реестра этих мест (площадок) накопления ТКО в местах расположения Усемикентской СОШ и Усемикентского дошкольного образовательного учреждения.
Обязать администрацию МР «<адрес>» исполнить требование законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно: создать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов, определить схему размещения мест(площадок) накопления ТКО в <адрес>, в местах расположения Усемикентской СОШ и Усемикентского дошкольного образовательного учреждения, а также обеспечить ведение реестра этих мест (площадок) накопления ТКО в местах расположения Усемикентской СОШ и Усемикентского дошкольного образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.
Судья: М.М. Гаджимурадов