Производство №12- 54/2022
Р Е Ш Е Н И Е
22.04.2022 г. Смоленск
Судья Смоленского районного суда Смоленской области Моисеева Ольга Викторовна, при ведении протокола помощником судьи Саленковой Ю.А., с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - Лалеко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» на постановление от <дата> № № <номер>, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям от <дата> № <номер> ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (далее Общество) привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Общество обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит об его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Лалеко М.В. жалобу поддержал, по изложенным в ней основаниям.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (далее – Управление) Евсеенкова Л.С. в отзыве от <дата> полагает, что оспариваемое постановление от <дата> является законным, оснований для его отмены или изменения не имеется, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, прихожу к следующим
выводам.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Поскольку обжалуемое постановление получено Обществом <дата>, первоначально его представителем жалоба была подана в установленный срок (л.д.101), но в связи с неподсудностью возращена заявителю, с учетом принципа равного доступа к правосудию и гарантированного права, полагаю возможным восстановить процессуальный срок на подачу жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела на основании решений заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям В.И.Северинова от <дата> № <номер>-ПР, от <дата> № <номер>-ПР в отношении ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» по фактическому адресу осуществления деятельности: <адрес>, объект НВОС – «Производственная территория компрессорных станций КС «Смоленск» и КС «Смоленская», код объекта: № <номер>П проведена плановая выездная проверка.
Согласно п.1 ст.31.2, пунктам 2, 3 ст.22 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны предоставить декларацию о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация); приложение к Декларации расчёта нормативов допустимых выбросов является обязательным.
В связи с введением положениями Федерального закона от <дата> №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» новой системы нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесённым к объектам I, II, III и IV категорий, с <дата> при осуществлении на объекте II категории выбросов загрязняющих веществ Декларация является главным разрешительным документом.
В ходе проверки установлено, что у Общества разработана Декларация для объекта НВОС II категории – «Производственная территория компрессорных станций КС «Смоленск» и КС «Смоленская», код объекта: № <номер>П, принята Управлением <дата>, вх. № <номер>.
В соответствии с Декларацией установленный норматив допустимого выброса для источника выброса № <номер> – дымовая труба, ГПА № <номер> (выхлопная труба), по азоту диоксиду составляет 5,5237832 г/с.
В ходе проведения надзорных мероприятий <дата> с <данные изъяты> до <данные изъяты> специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу по Смоленской области (далее – филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по Смоленской области) (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) №№ <номер>, действителен бессрочно, выдан Федеральной службой по аккредитации) в присутствии представителей филиала Смоленское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» на объекте НВОС № <номер>П по адресу: <адрес>, произведены отборы проб промышленных выбросов по следующим источникам:
№ <номер> – труба, столярная мастерская, координаты: № <номер>; определяемые показатели: пыль (взвешенные вещества), железо;
№ <номер> – дымовая труба, котёл <данные изъяты>, координаты: № <номер>; определяемые показатели: азота диоксид, азот (II) оксид, углерод оксид;
№ <номер> – дымовая труба, ГПА № <номер> (выхлопная труба), координаты: № <номер>; определяемые показатели: азота диоксид, азот (II) оксид, углерод оксид.
Как следует из представленной информации филиалом Смоленское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» от <дата> № <номер> на момент проведения отбора промышленных выбросов источники № <номер>, № <номер>, № <номер> находились в рабочем состоянии и в технологическом режиме, места для отборов проб промышленных выбросов оборудованы (л.д.66 материал № <номер>).
Составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от <дата> б/н.
К показаниям свидетеля Баула Т.С. о том, что при отборе проб представителям Общества не были показаны сведения, которые были отражены на приборах измерения, суд относится критически, так как из протокола отбора проб от <дата> следует, что эколог Баула Т.С., присутствующая на отборе проб, подписала указанный протокол, указав, что в ходе и по окончании отбора проб замечаний не имеет (л.д.61-63 дело № <номер>). Также протокол без замечаний подписан Врио директором филиала Смоленской ЛПУМГ Ионовым С.О.
Согласно протоколу испытаний от <дата> № <номер> (дата отбора пробы <дата>), а также экспертному заключению от <дата> № <номер>, выполненным филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по Смоленской области, выявлено превышение норматива предельно допустимого выброса в атмосферный воздух, установленного декларацией о воздействии на окружающую среду по веществу – азота диоксиду, на объекте НВОС № <номер>П по источнику № <номер> в 3,9 раза (л.д.69-74 дело № <номер>).
То обстоятельство, что до ноября 2021 года нарушений при проверке промышленных выбросов не было усыновлено, и что при повторном отборе проб <дата> показатели выбросов также находились в норме, не свидетельствует о недействительности результатов проб, отобранных <дата>.
По указанному факту должностным лицом в отношении ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой.
Пунктом 1 ст.21 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности в том числе устанавливаются такие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду как нормативы допустимых выбросов.
На основании п.1 ст.12 Федерального закона от <дата> №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст.21 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причинённого окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.1 ст.22 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством РФ, расчётным путём на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учётом фонового состояния компонентов природной среды.
В силу абз.16 п.1 ст.30 Федерального закона от <дата> №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Таким образом, в результате превышения норматива предельно допустимого выброса в атмосферный воздух, установленного декларацией о воздействии на окружающую среду (принята Управлением <дата>, вх. № <номер>) по веществу – диоксид азота, на объекте НВОС № <номер>П по источнику № <номер> в 3,9 раза, установлено нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Административное правонарушение допущено по вине юридического лица – ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», так как ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» нарушены требования пунктов 1, 2 ст.21 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.12, абз.16 п.1 ст.30 Федерального закона от <дата> №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, протоколами отбора проб и испытаний, в которых приведены данные о результатах проб, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, которым должностным лицом дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Таким образом, вопреки доводам жалобы факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден доказательствами по делу.
Доводы жалобы по существу не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Несогласие представителя общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Законных оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имеется. Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░> № № <░░░░░> - ░░░ ░░░░░░░░░.
02░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.