дело N 2-2175/2024
56RS0026-01-2024-003063-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2024 года город Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сницаренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидельниковой О.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области Блинова И.А.,
истца Овчинниковой М.А.,
представителя ответчика Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" – Топорковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Орска Оренбургской области, действующего в интересах Овчинниковой М.А. к Министерству социального развития Оренбургской области, Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Орске, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Октябрьском районе г. Орска, Правительству Оренбургской области, администрации города Орска о признании права на получение платы на наем жилого помещения,
установил:
прокурор Ленинского района города Орска, действующий в интересах Овчинниковой М.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области, филиалу ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Октябрьском районе г. Орска о признании права на получение платы на наем жилого помещения
Исковые требования мотивированы тем, что Овчинникова М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная и проживающая по адресу: г. Орск, ул. <адрес>, а также ее сын Петров Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., члены ее семьи (племянники) Демин А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Демин К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., пострадали в результате паводковой ситуации, поскольку домовладение по месту жительству подвергалось затоплению.
В связи с невозможностью проживания в затапливаемом жилом помещении по месту жительства, 07.04.2024 между Овчинниковой Н.Н. и Овчинниковой М.А. заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Орск, ул. <адрес> срок действия договора - 3 месяца.
Многоквартирный дом по адресу: г. Орск, ул. <адрес> не подвергался затоплению, что подтверждается постановлением администрации города Орска от 04.04.2024 № 1074-п «О введении режима «Чрезвычайная ситуация».
21.06.2024 Овчинникова М.А. обратилась в Филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Октябрьском районе г. Орска с заявлением о назначении денежной выплаты на наем жилого помещения, указанное заявление рассмотрено, 09.07.2024 принято решение об отказе в назначении выплаты в связи с наличием у Демина К.А., Демина А.А. по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер № <данные изъяты>, площадью 12,9 кв.м.
Согласно выписке ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, собственником доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение также является В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обладающая 1/3 и 1/2 доли в праве общей долевой собственности.
Вместе с тем, В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти П-РА № <данные изъяты>, выданном ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации г. Орска Оренбургской области.
После смерти В.. в наследство лица, имеющие право наследования, не вступали.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 13.07.2007 № 1347/285-IV-O3, норма предоставления площади жилого помещения на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
Поскольку жилое помещение по адресу: г. Орск, ул. Станиславского д. 42, кв. 5, пом. № 7 имеет общую площадь 12,9 кв.м., проживание в данном помещении семьи из четырех человек (Овчинникова М.А., Петров Н.В., Демин А.А., Демин К.А.) невозможно, так как на каждого члена семьи приходится по 3,22 кв.м., что менее социальной нормы жилья.
Кроме того, Овчинникова М.А. с членами семьи лишена возможности проживать в данном жилом помещении, так как ни она, ни члены ее семьи не имеют от него ключей.
Таким образом, проживание семьи Овчинниковой М.А. в жилом помещении площадью менее социальной нормы не соответствуют принципам законности, равно как проживание членов семьи отдельно, в разных жилых помещениях.
Иных оснований для отказа в получении Овчинниковой М.А. выплаты за наем жилья не имеется.
На основании изложенного, Овчинникова М.А. имеет право на получение денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, на наем жилого помещения, предусмотренной Порядком предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 24.04.2024 № 369-пп.
Прокурор просил суд:
Признать за Овчинниковой М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт РФ № выдан УМВД России по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ, право на получение денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, на наем жилого помещения, предусмотренной Порядком предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 24.04.2024 № 3 69-пп.
Обязать Филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Октябрьском районе г. Орска в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу начислить и выплатить Овчинниковой М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт № выдан УМВД России по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ, денежную выплату гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, на наем жилого помещения, предусмотренную Порядком предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 24.04.2024 № 369-пп, в размере 60 000 рублей.
На основании статей 204, 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, администрация г. Орска, ГАУСО «КСЦОН».
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора- Петров Н.В., Демин А.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей- Д.., Д.., Овчинникова Н.Н., Овчинников П.Н., Комиссия по установлению фактов проживания граждан в ж/п при ЧС.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области Блинов И.А. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Истец Овчинникова М.А. исковые требования также поддержала.
Представитель ГКУ "Центр социальной поддержки населения" по доверенности Топоркова Ю.Е. исковые требования не признала.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, об уважительности причине неявки не сообщили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
До начала судебного разбирательства от Министерства социального развития Оренбургской области поступили письменные возражения, в котором представитель просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанная обязанность по данной категории выплат на них не возложена и рассмотреть настоящее дело без их участия.
В отзыве на исковое заявление ГАУСО "КЦСОН" в г. Орске принятие решение суда оставило на усмотрение суда.
Заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что Овчинниковой М.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: г. <адрес>.
Согласно представленной суду справке комитета архитектуры и градостроительства от 06.09.2024 года указанному домовладению присвоен адрес: г. <адрес>.
Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 103-ук определены границы зоны чрезвычайной ситуации, в том числе ул. Солнечная (переулок Солнечный).
В результате наводнения (паводка), произошедшего в апреле 2024 года, жилой дом, в котором проживала семья Овчинниковой М.А., попал в зону чрезвычайной ситуации и был затоплен паводковыми водами.
Муниципальной комиссией осмотрено жилое помещение по ул. <адрес>, по результатам которого составлено заключение об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителями имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
На основании данного заключения установлен факт проживания семьи Овчинниковой М.А. (в том числе Демина А.А., Демина К.А.) в жилом доме и факт полной утраты имущества первой необходимости, в частности: предметы для хранения и приготовления пищи, предметы мебели для приема пищи, предметы мебели для сна, предметы средств информирования граждан, предметы средств информирования граждан, а также предметы средств водоснабжения и отопления: насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Муниципальной комиссией также составлено заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания.
В этой связи Министерством социального развития Оренбургской области принято решение о выплате Овчинниковой М.А. и несовершеннолетним Демину А.А., Демину К.А. материальной помощи в размере 100 000 руб. и единовременной выплаты в размере 20 000 руб.
От имени Петрова Н.В. истец не обращалась, ввиду того, что он является совершеннолетним.
Согласно имеющейся в деле справке, выданной на имя Петрова Н.В. усматривается, что указанный жилой дом находился в зоне эвакуации в пределах границ зоны чрезвычайной ситуации.
Овчинникова М.А. представила сведения, что ей выдано свидетельство на получение выплаты на строительство жилого помещения № 566224 от 04.10.2024 года.
С учетом изложенного суд полагает установленным, что в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка в 2024 году, были повреждены конструктивные элементы жилого дома, в котором проживала истец, ее сын и племянники, что послужило причиной нарушения условий жизнедеятельности граждан, обусловленного невозможностью проживания в указанном жилом помещении.
Указанную информацию также подтвердила и свидетель В.., что на момент прохождения весеннего паводка истец проживала с сыном и племянниками в пострадавшем доме.
При этом данное обстоятельство ответной стороной не оспаривалось.
Вследствие невозможности проживания в жилом помещении 7 апреля 2024 года между Овчинниковой Н.Н. как арендодателем и Овчинниковой М.А. как арендатором заключен договор аренды жилого помещения, по условиям которого истцу во владение и пользование передано жилое помещение - квартира площадью 58 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>
Положениями пункта 1.4 договора определена цель аренды - проживание арендатора и членов ее семьи: сына Петрова Н.В. и племянников Демина К.А. и Демина А.А.
Срок аренды установлен на 3 месяца (пункт 4.1).
Стоимость арендной платы составляет 20 000 руб. в месяц (пункт 2.1 договора).
21.06.2024 Овчинникова М.А. обратилась в Филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Октябрьском районе г. Орска с заявлением о назначении денежной выплаты на наем жилого помещения, указанное заявление рассмотрено, 09.07.2024 принято решение об отказе в назначении выплаты в связи с наличием у Демина К.А., Демина А.А. по 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер № <данные изъяты>, площадью 12,9 кв.м.
Также в своем возражении и дополнениям в судебном заседании представитель ответчика указала на то обстоятельство, что договор социального найма не соответствует требованиям ст.671 ГК РФ, поскольку за Овчинниковой Н.Н. право собственности в ЕГРН не зарегистрировано, доказательств наличия у нее полномочий заключать от имени собственника договор не представлено.
Кроме того, в возражениях на исковое заявление указали, что у несовершеннолетних Д. Д.. имеется регистрация по месту жительства их отца- Демина А.В., которые не лишены возможности проживать со своим отцом по адресу: <адрес>.
Суд не может согласиться с отказом в назначении денежной выплаты на наем жилого помещения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Пунктом "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 года N 103-ук "О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера" с 4 апреля 2024 года на территории области введен режим чрезвычайной ситуации.
С 7 апреля 2024 года чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 апреля 2024 года N 369-пп утвержден Порядок предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
Согласно пункту 3 названного Порядка право на получение выплаты на наем имеют одиноко проживающие граждане, один из совершеннолетних членов семьи при совокупности следующих обстоятельств:
а) проживание в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, или садовых домах, попавших в зону чрезвычайной ситуации, расположенных на территориях муниципальных образований город Оренбург, город Орск, Оренбургский район Оренбургской области, принадлежащих им на праве собственности или по договору социального найма и входящих в перечень территорий, в которых затапливались жилые помещения, утвержденный правовыми актами муниципальных образований город Оренбург, город Орск, Оренбургский район Оренбургской области (далее - зона затопления);
б) заключение не ранее 4 апреля 2024 года и не позднее 1 июня 2024 года с совершеннолетним собственником (собственниками) жилого помещения договора найма этого жилого помещения для временного проживания на срок не менее 1 месяца, заключенного в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, расположенного в пределах территории Оренбургской области (далее - договор найма). Договор найма не может быть заключен в отношении жилого помещения, расположенного в зоне затопления.
В силу пункта 4 Порядка, выплата на наем предоставляется одиноко проживающему гражданину, одному из членов семьи, указанным в пунктах 3, 3-1, 3-2 настоящего Порядка, за наем одного жилого помещения.
Выплата на наем не предоставляется в случае наличия у одиноко проживающего гражданина или хотя бы у одного из членов семьи на праве собственности или предоставленных по договору социального найма одного или более жилых помещений (части жилых помещений, за исключением наличия доли в жилых помещениях у детей, находящихся под опекой (попечительством), в которых иными собственниками являются их родители, лишенные родительских прав), не попавших в зону затопления и находящихся на территории того муниципального образования Оренбургской области, в котором граждане фактически проживали на день введения режима чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, выплата на наем предоставляется с месяца заключения договора найма по месяц действия договора найма, но не более чем за 3 месяца, за исключением граждан, указанных в пунктах 3-1, 3-2 настоящего Порядка.
На основании пункта 6 Порядка выплата на наем производится в размере, установленном в договоре найма, но не более 10000 рублей в месяц одиноко проживающему гражданину, не более 20000 рублей в месяц одному из совершеннолетних членов семьи, состоящей из двух - четырех членов семьи, и не более 30000 рублей в месяц одному из совершеннолетних членов семьи, состоящей из пяти и более членов семьи.
Пунктом 14 Порядка определены основаниям для принятия решения об отказе в назначении выплаты на наем, в частности отсутствие права на получение выплаты на наем и (или) несоблюдение условий предоставления выплаты на наем, предусмотренных пунктами 3 - 4 настоящего Порядка (подпункт "а"); несоответствие договора найма требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (подпункт "е").
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П, от 14 января 2020 года N 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года N 2-П).
Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, чьи жилые помещения были утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Оренбургской области в апреле 2024 года, выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное и социальное положение будет значительно ухудшено.
Для исключения формального подхода при разрешении такого спора необходимо учитывать не только причины, послужившие основанием для принятия органом государственной власти решения об отказе в назначении социальной выплаты, но и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в числе которых обстоятельства, послужившие основанием для признания гражданина участником мероприятия по обеспечению социальной выплаты, состав семьи участника такого мероприятия и их обеспеченность жилым помещением по установленным нормам на момент принятия уполномоченным органом решения, действия уполномоченного органа по проверке этих документов на предмет определения права гражданина на получение субсидии и иные обстоятельства.
Что касается права собственности на жилое помещение Овчинниковой Н.Н. суд исходит из следующего.
Как усматривается из кадастрового паспорта от 28.10.2010 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> собственниками являются К. и Овчинникова Н.Н.
Согласно решения Октябрьского районного суда города Орска от 21.04.2011 года в договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года наряд с Овчинниковой Н.Н., умершим К.. включен Овчинников П.Н.(за каждым признано право собственности на 1/3 долю в вышеуказанной квартире).
Овчинникова Н.Н. после смерти К. унаследовала его 1/3 долю жилого помещения, согласно завещания, таким образом став собственником 2/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Собственник 1/3 доли Овчинников П.Н. в свою очередь представил суду заявления, что не имел возражений и не имеет по поводу заселения Овчинниковой М.А. в данную квартиру.
Таким образом, учитывая волеизъявления сособственника жилого помещения Овчинникова П.Н. (1/3 доли) и Овчинниковой Н.Н. (2/3) на заключение договора найма с Овчинниковой М.А. суд считает установленным, что в данном случае на заключение договора найма с Овчинниковой М.А. заключило правомочное лицо, право собственности которой установлено.
Согласно выписке ЕГРН на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, собственником доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение является В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обладающая 1/3 и 1/2 доли в праве общей долевой собственности, у Демина К.А., Демина А.А. по 1/12 доли в праве общей долевой собственности
Вместе с тем, В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти П-РА № <данные изъяты>, выданном ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации г. Орска Оренбургской области.
После смерти В.. в наследство лица, имеющие право наследования, не вступали.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 13.07.2007 № 1347/285-IV-O3, норма предоставления площади жилого помещения на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
Поскольку жилое помещение по адресу: <адрес> имеет общую площадь 12,9 кв.м., проживание в данном помещении семьи из четырех человек (Овчинникова М.А., Петров Н.В., Демин А.А., Демин К.А.) невозможно, так как на каждого члена семьи приходится по 3,22 кв.м., что менее социальной нормы жилья.
Кроме того, Овчинникова М.А. с членами семьи лишена возможности проживать в данном жилом помещении, так как ни она, ни члены ее семьи не имеют от него ключей.
Таким образом, проживание семьи Овчинниковой М.А. в жилом помещении площадью менее социальной нормы не соответствуют принципам законности, равно как проживание членов семьи отдельно, в разных жилых помещениях.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства Овчинникова М.А. суду пояснила, что в указанном жилом помещении проживание было бы невозможно, поскольку санитарные нормы отсутствуют и кроме того, при подаче заявления истец указав своих племянников, предполагала, что они будут проживать все вместе вчетвером в квартире, однако отец Д. и Д.. –Демин А.В. забрал детей себе.
Аналогичные пояснения в ходе судебного разбирательства дал и Демин А.В., указав, что когда возникла чрезвычайная ситуация, ими было принято решение о том, что Демин К.А. и Демин А.А. будут проживать с ним.
Овчинникова М.А. и Петров Н.В. с ним не проживали, проживая отдельно на съемной квартире по адресу: <адрес>
Оснований не доверять указанным пояснениям сторон у суда не имеется.
Таким образом, Овчинникова М.А. и ее сын Петров Н.В. не имея какого-либо иного жилого помещения на праве собственности, лишаются возможности реализовать свое право на получение гарантированной государством помомщи за найм жилого помещения, ввиду вышеперечисленных оснований.
В этой связи принятие ответчиком решения об отказе в предоставлении истцу меры социальной поддержки исходя только из формального критерия наличия в собственности племянников заявителя доли в ином жилом помещении общей площадью на каждого члена семьи менее учетной нормы и без проверки возможности проживания семьи в данном помещении не отвечают целям и задачам государственной политики, направленной на компенсацию потерь в связи с чрезвычайной ситуацией.
Подобный подход уполномоченной организации к применению норм, регулирующих отношения по предоставлению выплаты на наем жилого помещения гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан, и подрывает доверие граждан к закону и действиям государства, нарушает общеправовой принцип справедливости, исключающий формальный подход к разрешению социально значимых вопросов.
Данный принцип предполагает учет уполномоченной организацией особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, и препятствует возложению на такого гражданина бремени неблагоприятных последствий сложившейся ситуации, позволяя обеспечить справедливое соотношение прав и законных интересов этого гражданина с правами и законными интересами органа государственной власти.
Исходя из изложенного, решение ГКУ "Центр социальной поддержки населения" об отсутствие права на получение выплаты на наем нельзя признать соответствующими правовому регулированию спорных отношений.
Доводы ответной стороны о несоответствии договора аренды требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, состоятельными не признаны.
Согласно пункту 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии с частью 1 статьи 673 Гражданского кодекса Российской Федерации, объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
На основании пункта 1 статьи 674 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.
В силу статьи 682 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения.
Проанализировав договора аренды жилого помещения от 7 апреля 2024 года, суд отмечает, что он полностью соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма жилого помещение.
То обстоятельство, что истцом не соблюдена форма составления договора найма жилого помещении также не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении гарантированной государством помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, масштаб которой носит федеральный характер.
Право собственности арендодателя нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, Овчинникова Н.Н. являясь собственником 2/3 долей в праве собственности жилого помещения имела право заключать договор от своего имени, Овчинников П.Н. сособственник жилого помещения высказал свое мнение относительно договора коммерческого найма, оснований ставить под сомнения его волеизъявление не имеется.
Более того, уведомление от 9 июля 2024 года N 31_2024_07-09_720730 не содержит такого основания для отказа в назначении выплаты как несоответствие договора найма требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд приходит к выводу о наличии у Овчинниковой М.А. права на получение выплаты на наем жилого помещения.
Поскольку семья Овчинниковой М.А. состоит из двух членов семьи, выплата на наем должна производится в размере, установленном в договоре найма, но не более 30 000 руб. в месяц и не более чем за 3 месяца, то есть не более 90 000 руб.
Стоимость аренды за период с 7 апреля 2024 по 7 июля 2024 года составляет 60 000 руб. (20 000 руб. х 3 мес.).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в пользу Овчинниковой М.А. выплаты в размере 60 000 руб.
Поскольку выплата на наем предоставляется только одному из членов семьи, оснований для признания права на такую выплату за иными членами семьи не имеется.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Оренбургской области, Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Орске, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" Правительству Оренбургской области, администрации города Орска, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" филиалу Октябрьского района города Орска суд считает необходимым истцу отказать как заявленные к ненадлежащим ответчикам.
В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района города Орска Оренбургской области, действующего в интересах Овчинниковой М.А. (СНИЛС <данные изъяты>) к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании права на получение выплаты за наем жилого помещения – удовлетворить.
Признать за Овчинниковой М.А. право на получение выплаты за наем жилого помещения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в пользу Овчинниковой М.А. денежную выплату на наем жилого помещения в размере 60 000 руб. за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Оренбургской области, Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Орске, филиалу государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения" в Октябрьском районе г. Орска о признании права на получены платы за наем жилого помещения – отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 15 ноября 2024 года.
Председательствующий О.А. Сницаренко