РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2018 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Гасымовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1074/2018 по иску Страту Н.Р. к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по принятию на учет нуждающихся на получение жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Страту Н.Р., в лице своего представителя, обратилась в суд с иском к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по принятию на учет нуждающихся на получение жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что решением № от 30 июня 2017 года о предоставлении государственной услуги «Предоставлении государственной социальной помощи семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в ЯНАО» семья Страту Н.Р. признана малоимущей. Страту Н.Р. является многодетной матерью, в семье четверо несовершеннолетних детей, что подтверждается удостоверением многодетной семьи № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говориться: «Многодетная семья имеет право на социальную поддержку в соответствии с законодательством ЯНАО». Состав семьи шесть человек. На имя Главы администрации МО г. Салехард было написано заявление о постановке в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма, или предоставить жилое помещение на других законных основаниях. Однако в нарушение действующего законодательства получила отказ, который был выражен в обыкновенном письме.
В судебном заседании истец Страту Н.Р. и ее представитель адвокат ФИО6, действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении требований иска, выступили по доводам, приведенным в нем.
Представитель ответчика администрации МО г. Салехард ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, указав, что Страту Н.Р. в установленном законом порядке не обращалась, при направлении письменного обращения на имя Главы администрации МО г. Салехард не приложила даже копию паспорта, с целью идентификации ее личности, не взирая на то, что с указанным заявление необходимо обращаться именно в управление жилищной политики администрации МО г. Салехард. Поскольку представленные документы не отвечали требованиям законодательства, постановление администрации Мо г. Салехард заявителю было отказано в постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Свое несогласие с указанным постановлением заявитель вправе обжаловать в административном порядке, а не в гражданском.
Суд, заслушав стороны, их представителей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно положениям ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст. 5 Закона ЯНАО от 30.05.2005г. № 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляются по месту жительства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (ч.1). Ведение учетов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 7 Закона ЯНАО от 30.05.2005г. № 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, представляют в органы местного самоуправления либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) заявление и следующие документы: 1) паспорт заявителя; 2) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи); 3) документ, содержащий сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем по месту его жительства (заявитель вправе предоставить выписку из домовой книги либо копию финансово-лицевого счета, иной документ, содержащий сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем по месту его жительства, выданный органом местного самоуправления либо уполномоченной им организацией); 4) правоустанавливающие документы на занимаемые заявителем и членами его семьи жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке; 5) документ, выданный полномочной медицинской организацией, подтверждающий наличие у заявителя (члена семьи) заболеваний, предусмотренных перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям ст. 5 Закона ЯНАО от 02.06.2010г. № 61-ЗАО "О регулировании отдельных отношений в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" документы, предоставляемые для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в органы местного самоуправления гражданами предоставляются следующие документы: 1) заявление и паспорт гражданина (далее - заявление, заявитель); 2) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака, судебное решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи); 3) документ, содержащий сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем по месту его жительства (например, заявитель вправе предоставить выписку из домовой книги либо копию финансово-лицевого счета, либо иной документ, содержащий сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем по месту его жительства, выданный органом местного самоуправления либо уполномоченной им организацией, по выбору заявителя); 4) документы, подтверждающие временное отсутствие членов семьи заявителя по причине прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, пребывания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме; правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности заявителя и членов его семьи на имущество, указанное в пункте 1 части 1 статьи 4 настоящего Закона, а также правоустанавливающие документы на имущество, находящееся в собственности заявителя и членов его семьи, указанное в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Закона, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 6) документы о стоимости имущества, указанного в статье 4 настоящего Закона; 7) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за последние двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления; 8) согласие заявителя и всех членов его семьи на обработку персональных данных; 9) документы (их копии или содержащиеся в них сведения) из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности у заявителя и членов его семьи (по собственной инициативе); 10) документы (их копии или содержащиеся в них сведения) из территориального федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о гражданах, зарегистрированных по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи (по собственной инициативе). Лица, принимающие документы, изготавливают и заверяют копии представленных документов. Оригинал документа возвращается заявителю.
Согласно разделу 2 Положения об Управлении жилищной политики Администрации муниципального образования город Салехард, утвержденного постановлением администрации МО город Салехард от 18.07.2012г. № 376 Управление жилищной политики осуществляет следующие функции: предоставление от имени Администрации города Салехарда жилых помещений на условиях договора социального найма малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (п.2.2.);принятие на учет и ведение учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 2.8).
Из представленных документов следует, что 15 января 2018 года истец, посредством почтовой связи, обратилась на имя Главы администрации МО г. Салехард с заявлением о постановке в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма, или предоставить жилое помещение на других законных основаниях. При этом предоставила копии: свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака, решение № от 30.06.2017г. о предоставлении государственной услуги "Предоставлении государственной социальной помощи семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в ЯНАО", удостоверение многодетной семьи № от 14.06.2016г., договор аренды жилого помещения.
Постановлением администрации МО г. Салехард от 14.02.2018г. № "О снятии и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях" Страту Н.Р. отказано в постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих правил состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3).
20.02.2018г. в адрес Страту Н.Р. администрацией МО г. Салехард было направлено письмо об уведомлении о результатах рассмотрения ее заявления с указанием на перечень отсутствующих документов, при этом разъяснено, что после устранения выявленных недостатков, вопрос о включении в список малоимущих граждан может быть рассмотрен повторно. При этом в письме указано на постановление администрации МО г. Салехард от 14.02.2018г. №.
Истец постановление администрации МО г. Салехард от 14.02.2018г. № не оспаривала.
Полагая, что отказ в постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, который был выражен в обыкновенном письме, нарушает ее права и права ее несовершеннолетних детей, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17, ст. 18).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
С учетом изложенного обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения настоящего дела, является установление факта нарушения ответчиком - администрацией МО г. Салехард права, принадлежащего истцу.
Истец избрав способ защиты просит суд, без соблюдения требований вышеперечисленных требований законодательства, возложить обязанность по принятию на учет нуждающихся на получение жилого помещения по договору социального найма, т.е фактически просит судебным решением сократить процедуру постановки на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что по мнению суда противоречит требованиям законодательства РФ.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является субъективным правом истца, который должен соответствовать характеру нарушения права и достигать цели его восстановления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Вместе с тем, судебный порядок возложения обязанности по постановки на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в отсутствие соблюдения внесудебного порядка, что имеет место в правоотношениях Страту Н.Р. и администрации МО г. Салехард, не предусмотрен в качестве самостоятельного способа судебной защиты и может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов судебной защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Учитывая, что избрание истцом ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд полагает необходимым Страту Н.Р. отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Страту Н.Р. к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности по принятию на учет нуждающихся на получение жилого помещения по договору социального найма, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова