Судья Денисов Д.В. Дело № 33а-7460
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 августа 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Николаевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по апелляционным жалобам федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Фокинского городского суда Приморского края от 29 ноября 2016 года, которым административное исковое заявление военного прокурора Николаевского гарнизона удовлетворено: на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность организовать в рамках заключенного государственного контракта проведение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ2 кадастровых (межевых) работ, а равно проведение землеустроительных работ земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью 800000 кв.м, для установления границ земельного участка, постановки данного земельного участка на кадастровый учет, составления межевого плана земельного участка, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России – Кульченко Р.В., военного прокурор Николаевского гарнизона – Смирнова Я.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:военный прокурор Николаевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что военной прокуратурой гарнизона Большой Камень была проведена проверка исполнения должностными лицами департамента имущественных отношений Минобороны России земельного законодательства, касающегося вопросов надлежащего оформления земельных участков, выделенных для нужд обороны и расположенных на территории Шкотовского района Приморского края. Распоряжением Совета министров РСФСР от 26 сентября 1965 года № земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 800000 кв.м был предоставлен в постоянное бессрочное пользование Шкотовской КЭЧ района. На основании передаточного акта от 18 ноября 2011 года, согласованного директором департамента и утвержденного министром обороны РФ, государственное учреждение «Шкотовская КЭЧ района» Минобороны России передало ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ» движимое и недвижимое имущество, в том числе указанный земельный участок, находившийся на балансе КЭЧ. На основании государственного контракта от 18 декабря 2013 года № ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» оказывает услуги по проведению землеустроительных работ, работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования. Проведенной проверкой установлено, что земельный участок на кадастровом учете не состоит, право собственности Российской Федерации на него не оформлено, его границы в соответствии с действующим законодательством не установлены. Ненадлежащее исполнение Минобороны России обязанностей собственника в лице департамента имущественных отношений Минобороны России и подчиненного ему ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ», вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащих ему перечисленных объектов недвижимого имущества, влечет нарушение действующего законодательства Российской Федерации и, как следствие, безвозвратную утрату земель обороны, используемых и планируемых к использованию для нужд обороноспособности государства. С учетом уточненных требований просит обязать Минобороны России организовать в рамках заключенного государственного контракта в срок не позднее 6 месячного срока с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу проведение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» землеустроительных работ, направленных на постановку земельного участка, расположенного в <адрес>, общей площадью 800000 кв.м, переданного Шкотовской КЭЧ района МО РФ в бессрочное пользование распоряжением Совета министров РСФСР от 26 сентября 1965 года №, на кадастровый учет, оформления на него права собственности Российской Федерации и установления его границ в соответствии с действующим законодательством с дальнейшим составлением его межевого плана.
Военный прокурор в судебном заседании дополнительно пояснил, что 21 июля 2016 года между Минобороны России и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» был заключен государственный контракт №. Просил обязать Минобороны России организовать в рамках заключенного государственного контракта проведение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» кадастровых (межевых) работ, а равно проведение землеустроительных работ земельного участка, расположенного в <адрес> общей площадью 800000 кв.м., для установления границ земельного участка, постановки земельного участка на кадастровый учет, составления межевого плана земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель МО РФ в судебное заседание не явился, направил возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на то обстоятельство, что МО РФ передало управлению движимое и недвижимое имущество, в том числе и земельные участки, находящиеся на балансе ОМИС. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации полномочий МО РФ в сфере распоряжения и управления имуществом Вооруженных сил РФ, осуществляет учет имущества, контроль за его использованием и сохранностью и непосредственно подчинено департаменту имущественных отношений МО РФ. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ ведет учет имущества Вооруженных сил РФ, осуществляет действия по защите имущественных и иных прав в отношении закрепленного имущества, осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных сил РФ, получению кадастровых паспортов и иных документов. Т.о. МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ФГКУ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, направил письменные пояснения, в которых указал, что работы по оформлению права собственности в отношении земельного участка не проводятся, поскольку в перечне объектов, указанных в техническом задании к контракту, данный земельный участок отсутствует. Филиал готов приступить к выполнению работ после включения земельного участка в техническое задание по контракту.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что функции по управлению земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных сил РФ, а также по их распоряжению и сохранности, относятся к исключительной компетенции МО РФ. Полномочия МО РФ по управлению имуществом Вооруженных сил РФ осуществляет департамент имущественных отношений. Законом не предусмотрена обязанность собственника имущества осуществлять регистрационные действия с собственным имуществом, кадастровый учет.
По делу вынесено указанное заочное решение.
В апелляционных жалобах ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Минобороны России ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, считает заочное решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено что распоряжением Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1965 года № земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 800000 кв.м был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Шкотовской КЭЧ района.
На основании передаточного акта в 2011 года ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Шкотовская КЭЧ района» Минобороны России, в том числе земельный участок в <адрес> площадью 800000 кв.м.
18 декабря 2013 года Минобороны России (заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель) заключили государственный контракт № на оказание услуг для нужд Минобороны России, в том числе, на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, подачу документов и получение свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Согласно п.2.4 государственного контракта началом оказания каждого из видов услуг считается день, следующий за днем получения исполнителем технического задания на оформление объектов недвижимого имущества, а при проведении оценки – технического задания на оценку.
Услуги должны быть оказаны в срок с момента вступления контракта в силу до 31 декабря 2015 года. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств исполнителя.
Как следует из сообщения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 16 декабря 2015 года, работы, предусмотренные государственным контрактом, в отношении спорного земельного участка не производились из-за отсутствия данного участка в перечне объектов, указанных в техническом задании к контракту (т.1 л.д.112).
21 июля 2016 года Минобороны России (заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель) заключили государственный контракт №, в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контактом.
Под услугами понимается оказание услуг по проведению работ по технической инвентаризации, проведению землеустроительных работ, проведению работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, строений, сооружений, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации, только в части проведения кадастровых работ, предусмотренных контрактом, получению технической, кадастровой и иной документации, в отношении объектов военного недвижимого имущества, проведению оценки объектов движимого военного имущества, проведению оценки объектов недвижимости, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации, а также прав их аренды, проведению оценки прав требования возмещения убытков, причиненных Минобороны России в случае незаконного использования объектов недвижимости и движимого военного имущества, проведению оценки вертолетов, судов и самолетов, относящихся к объектам недвижимости или нужд Минобороны России, оказываемые исполнителем на условиях, установленных контрактом.
Началом оказания каждого из видов услуг считается день, следующий за днем получения исполнителем технического задания на оформление документации в отношении объектов недвижимого имущества, а при проведении оценки – задания на оценку (п.2.4).
Перечень объектов недвижимого военного имущества формируется путем предоставления заказчиком технического задания на оформление документации на объекты недвижимого имущества по форме, установленной приложением №4 к контракту, содержащих наименование, адрес, площадь, протяженность объекта, наименование услуг (п.5.5).
Заказчик предоставляет исполнителю подписанное техническое задание на оформление документации на объекты недвижимого имущества (приложение № 4 к контракту).
Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31 декабря 2016 года (п.12.1).
Задания на оценку должны быть выданы заказчиком исполнителю до 1 октября 2016 года (п.12.3).
Окончание срока действия контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств исполнителя (п.12.5).
Удовлетворяя требования военного прокурора Николаевского гарнизона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в целях предупреждения нерационального использования спорного земельного участка, использования не по целевому назначению, не в соответствии с разрешенным использованием, а равно для предотвращения угрозы утраты земельного участка, исключения возможного дальнейшего притязания на него иных лиц, в том числе смежных собственников, необходимо проведение землеустроительных и кадастровых (межевых) работ для последующей постановки земельного участка на кадастровый учет; спорный земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, границы его не определены, при этом землеустроительные работы, в том числе в рамках государственного контракта, не проводятся.
Однако данные выводы постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч.1 ст.314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Обратившись в суд с настоящим иском, военный прокурор Николаевского гарнизона просил обязать Минобороны России организовать проведение землеустроительных работ земельного участка, расположенного в <адрес> в рамках заключенного государственного контракта.
Вместе с тем, согласно ответу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от 2 августа 2017 года техническое задание в отношении земельного участка <адрес> площадью 800000 кв.м на проведение кадастровых работ в государственный контракт от 21 июля 2016 года № включено не было. После истечения срока действия вышеуказанного контракта и до настоящего времени не определен исполнитель, оказывающий услуги по проведению работ по технической инвентаризации и постановке на государственный кадастровый учет зданий, строений и сооружений (в том числе и земельных участков), находящихся в Вооруженных Сил Российской Федерации.
Срок действия государственного контракта № истек 31 декабря 2016 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России пояснил, что на сегодняшний день новый государственный контракт на оказание услуг по проведению кадастровых работ не заключен.
Доказательств обратного военным прокурором суду не представлено.
Поскольку техническое задание на проведение землеустроительных работ в отношении земельного участка <адрес> заказчиком не выдавалось, п.12.5 государственного контракта о том, что окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, не подлежит применению в настоящем случае.
Выполнение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» землеустроительных работ в отношении земельного участка, не включенного в техническое задание, в рамках государственного контракта, срок действия которого истек, невозможно в силу общих положений Гражданского Кодекса РФ об обязательствах.
С учетом изложенного удовлетворение административного иска военного прокурора не обеспечит защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц в силу неисполнимости судебного акта, в то время как по смыслу положений ст.16 КАС РФ об обязательности судебных актов, ст.187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснения пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований военного прокурора Николаевского гарнизона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
заочное решение Фокинского городского суда Приморского края от 29 ноября 2016 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления военного прокурора Николаевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности отказать.
Председательствующий
Судьи