Дело № 2а-3684/2021
УИД: 51RS0003-01-2021-005538-76
Решение в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2021 года
(с учетом выходных и праздничных дней)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гедымы О.М.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Мальцевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области (далее – МИФНС России №9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц и пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик ФИО1 в 2016-2017 годах являлся собственником недвижимого имущества – <адрес>, в связи с чем, в силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц. Статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Решением Совета депутатов г.Мурманска от 27.11.2014 №3-37 установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида использования.
С 01 января 2017 года налоговая база по налогу на имущество в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости в соответствии со статьями 402 и 403 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисленная ответчику сумма налога на имущество физических лиц за 2016-2017 годы составила 4 616 рублей.
В адрес административного ответчика почтовым отправлением налоговым органом направлено налоговое уведомление от 23.06.2018 №2263024 за 2017 год и от 30.08.2017 №14776030 за 2016 год об уплате налога на имущество физических лиц. Поскольку налог на имущество физических лиц административным ответчиком уплачен не был, налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование №64638 от 19.12.2017 и от 13.12.2018 № 34770 об уплате суммы налога и пени, которые в установленный налоговым органом срок исполнены не были.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования налогового органа, МИФНС России №9 по Мурманской области обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, которое было удовлетворено мировым судьей и 30 августа 2019 года по делу №2а-1977/2019 вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам за 2016-2017 годы и пени, однако определением от 04 марта 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от административного ответчика.
С учетом изложенного, просит взыскать с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016-2017 годы в размере 4 616 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 10 рублей 75 копеек.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с требованиями административного истца согласился.
Учитывая, что стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административного дела №2а-1977/19 судебного участка №2 Ленинского судебного района, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) с 1 января 2015 года на территории муниципального образования город Мурманск установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц (пункт 1 решения).
Как следует из пункта 2.1 решения, до 1 января 2017 года налоговая база по налогу в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решением установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида использования.
В соответствии с данным решением на жилые помещения с инвентаризационной стоимостью до 300 000 рублей установлена налоговая ставка 0,1 %, от 300 000 рублей до 500 000 рублей – 0,3 %, а свыше 500 000 рублей – 0,45 %.
В соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 408 НК РФ).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, с июня 2003 года по настоящее время ФИО1 является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 44,2 кв.м.
В соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 408 НК РФ).
Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4).
Материалами дела подтверждено, что Инспекцией в адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц от 30 августа 2017 года № 14776030. Из указанного уведомления следует, что сумма исчисленного административному ответчику налога на имущество физических лиц за 2016 год составляет 2307 рублей. Срок уплаты налога – не позднее 01.12.2017 (л.д. 17-18).
Вместе с тем, в установленный законом срок налог административным ответчиком в полном объеме уплачен не был, доказательств обратного суду не представлено.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ответчика Инспекцией направлено требование об уплате налога на имущество № 64638 по состоянию на 19 декабря 2017 года, которым административному ответчику было предложено погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 2307 рублей и пени в сумме 10,75 рублей в срок до 29 января 2018 года (л.д. 19-20).
Указанное требование направлено в адрес административного ответчика почтовой связью, что подтверждается материалами дела (л.д. 20).
Кроме того, в адрес административного ответчика ФИО1 05.07.2018 Инспекцией направлено налоговое уведомление от 23 июня 2018 года № 2263024 на уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 2 309 рублей, срок уплаты налога не позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 15-16).
Вместе с тем, в установленный законом срок налог административным ответчиком также уплачен не был, что послужило основанием для направления в адрес ФИО1 требования об уплате налога и пени № 34770 по состоянию на 13.12.2018, которым административному ответчику предложено погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 2 309 рублей в срок до 22 января 2019 года (л.д. 22-23).
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В связи с неуплатой административным ответчиком в установленный законом срок налогов Инспекцией начислены пени в указанном выше размере.
Расчет пени произведен административным истцом в соответствии с требованиями закона, исходя из суммы задолженности, возражений относительно суммы задолженности по пени, равно как и доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налога, административным ответчиком не представлено.
Из представленной административным истцом выписки из лицевого счета ответчика следует, что до настоящего времени сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за 2016-2017 годы административным ответчиком не уплачена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год и за 2017 год в общей сумме 4 616 рублей 00 копеек и пени в сумме 10 рублей 75 копеек, которая подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения правоотношений) заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района города Мурманска от 30 августа 2019 года по делу №2а-1977/19 с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Мурманску взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 года в общем размере 4616 рублей, пени в размере 10,75 рублей. Определением от 04 марта 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела подтверждено, что определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 04 марта 2021 года. Административное исковое заявление к ФИО1 поступило в суд 19 августа 2021 года, направлено по почте 16 августа 2021 года (л.д. 25), таким образом, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок Инспекцией при обращении в Ленинский районный суд города Мурманска с административным исковым заявлением не пропущен.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Инспекции к ФИО1, с учетом их уточнений, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> доход соответствующего бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 годы в сумме 4 616 рублей, пени в сумме 10 рублей 75 копеек, а всего взыскать 4 626 рублей 75 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.М. Гедыма