дело № 2-1292/2024
56RS0026-01-2024-001667-14
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
15 июля 2024 г. г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фризен Ю.А.,
при секретаре Бервольд В.В.,
с участием заместителя прокурора Октябрьского района г. Орска Толстошеева И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колобова Вячеслава Николаевича к администрации г. Орска о компенсации морального вреда за нарушения при рассмотрении обращения,
у с т а н о в и л:
Колобов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Орска о компенсации морального вреда за нарушения при рассмотрении обращения.
В обоснование иска указал, что 08 апреля 2024 года он обратился с письменным заявлением в администрацию г. Орска Оренбургской области о назначении единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате возникшей чрезвычайной ситуации из-за паводка. 09 апреля 2024 года он донес недостающие данные, путем подачи еще одного заявления. 10 мая 2024 года получил ответ от администрации г. Орска Оренбургской области, из которого следовало, что он не туда обратился. Истец был разочарован и сильно расстроен, испытав в этот момент нравственные страдания, сильные нравственные страдания. Истец считает, что на поданные им письменные заявления 08 апреля и 09 апреля 2024 года, администрации г. Орска Оренбургской области дается три дня на регистрацию заявлений, и семь дней на отправку этих заявлений, а это значит, что 18 апреля -19 апреля 2024 года мои заявления должны были быть направлены в соответствующий орган для рассмотрения их по существу. И более того, его об этом должны были уведомить, вместо этого администрация г. Орска Оренбургской области в нарушение приведенного выше действующего законодательства, через месяц отправила его заявления, тем самым нарушив порядок рассмотрения обращения граждан.
Истец просит взыскать с администрации г. Орска Оренбургской области за нарушения при рассмотрении обращения компенсацию морального вреда в пользу Колобова Вячеслава Николаевича в размере 10 000 рублей
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте, дате и времени судебного заседания, просил отложить судебное заседание, в связи с отсутствием в здании Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области беспрепятственного доступа инвалидам, суд разрешил заявленное ходатайство протокольным способом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте, дате и времени судебного заседания. Предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по гражданскому делу, что разъяснено сторонам.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации гарантировано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Закон N 59-ФЗ, который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
На основании ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 5 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ закрепляет обязательность рассмотрения обращения, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом в пределах компетенции.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (п.1 ст. 10 Закона).
В силу части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В судебном заседании установлено, что 08.04.2024 получено обращение Колобова В.Н., в котором просит назначить выплату единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате возникшей чрезвычайной ситуации из-за паводка.
Обращение зарегистрировано 08.04.2024 (вход. №№).27.04.2024 администрацией г. Орска дан ответ Колобову В.Н., в котором было сообщено, что в
соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от № (№О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» Ваша улица и дом вошли в перечень границ зоны чрезвычайной ситуации. Заявление на получение единовременной материальной помощи Вам необходимо подать следующими способами: через Портал Госуслуг (самостоятельно через личный кабинет) или через МАУ «МФЦ №» по адресу: ул. <адрес> Телефоны для справок: № При себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС, реквизиты банковского счета.
09.04.2024 истец обратился в администрацию г. Орска с обращением (от 09.04.2024 № №), в котором сообщил, что в администрацию города Орска 08.04.2024 им подано заявление о назначении единовременной материальной помощи в результате возникшей 04.04.2024 в г. Орске чрезвычайной ситуации из-за паводка и предоставил номер ИНН, копию свидетельства о постановке на учет в налоговый орган и полные банковские реквизиты.
В ответ на данное обращение (ответ от 27.04.2024 № № Колобову В.Н. было сообщено, что заявление на получение единовременной материальной помощи подается следующими способами: через Портал Госуслуг (самостоятельно через личный кабинет) или через МАУ «МФЦ №» по адресу: № При себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС, реквизиты банковского счета.
Ответ на обращение Колобова В.Н. от 08.04.2024 и ответ на обращение Колобова В.Н. от 09.04.2024, зарегистрированы 27.04.2024г. и направлены в адрес заявителя посредством простой почтовой корреспонденции.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В рассматриваемом случае вопрос о назначении выплаты необходимо рассматривать в порядке, предусмотренном нормами ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно подпункту «л» части 1 статьи 11 ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 г. N № ”0 единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области” установлено, что настоящее Положение определяет условия и механизм предоставления единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области, отнесенных к чрезвычайным ситуациям федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера (далее - единовременная материальная помощь, чрезвычайная ситуация).
В соответствии с пунктом 8 Приложения № 1 Постановления № 85-пп установлено, что в течение срока, установленного абзацем первым пункта 5 настоящего Положения, с заявлением об оказании единовременной материальной помощи гражданин (далее - заявитель) может обратиться в государственное автономное учреждение Оренбургской области "Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) или заявление об оказании единовременной материальной помощи в электронном виде может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Форма заявления об оказании единовременной материальной помощи утверждается приказом министерства социального развития Оренбургской области. В электронном виде формирование заявления об оказании единовременной материальной помощи осуществляется посредством заполнения заявителем (представителем) электронной формы запроса на едином портале.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ФЗ №59-ФЗ) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ст. 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случаях направления запроса, предусмотренного ч.2 ст. 10 ФЗ №59-ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст. 1 ФЗ №59-ФЗ он имеет ограничения в применении как по кругу лиц, так и по типу регулируемых правоотношений.
Согласно ч.1 ст. 1 ФЗ №59-ФЗ, им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы, и установлено, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В связи с вышеизложенным, заявление Колобова В.Н. надлежащим образом рассмотрено администрацией г. Орска не в соответствии со ст. 9 ФЗ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в порядке предусмотренном ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
По смыслу приведенных нормативных положений при обращении Колобова В.Н. с целью получения выплаты нарушений его конституционных прав и законных интересов, влекущих компенсацию морального вреда администрацией г. Орска не допущено, поскольку ему дан обоснованный ответ в предусмотренный законом срок и разъяснено право на обращение в компетентные органы.
Оснований для удовлетворения исковых требований в части несвоевременного направления ответа на обращение и перенаправления в компетентные органы также не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований Колобова Вячеслава Николаевича к администрации г. Орска о компенсации морального вреда за нарушения при рассмотрении обращения – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 22 июля 2024 года.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.А. Фризен