Решение по делу № 33а-5237/2021 от 02.08.2021

Каспийский городской суд РД № дела суда первой инстанции 2а-527/2021

судья Магомедова Г.Н. УИД 05RS0021-01-2021-000525-82

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 сентября 2021 года, по делу № 33а-5237/2021, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джарулаева А-Н. К.,

судей Гончарова И.А. и Магомедовой З.А.,

при секретаре Шахбанове М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости №КУВД -001/2020-25026115/1 от 26.11.2020г. и обязать устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод, включить в Единый реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в районе гаражно-строительного кооператива «Север», по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО5 на решение Каспийского городского суда РД от <дата>.

Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости №КУВД -001/2020-25026115/1 от <дата> и возложением обязанности устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод, включить в Единый реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в районе гаражно-строительного кооператива «Север».

Свои требования административный истец обосновал тем, что <дата> государственным регистратором ФИО4 было принято решение об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке, расположенном по адресу: РД, <адрес>, в районе гаражно-строительного кооператива Север, в соответствии с п.п. 6 и 9 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указав, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Решением Каспийского городского суда РД от <дата> постановлено: «Административный иск ФИО1 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости №КУВД -001/2020-25026115/1 от 26.11.2020г. и обязать устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод, включить в Единый реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в районе гаражно-строительного кооператива «Север», удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Росреестра по РД незаконным уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости №КУВД-001/2020-25026115/1 от 26.11.2020г. и обязать устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод, включить в Единый реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в районе гаражно-строительного кооператива «Север».

С этим решением не согласился представитель административного ответчика Управления Росреестра по РД ФИО5, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить это решение и принять новое решение об отказе в иске.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о необходимости рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, а по делу судебная коллегия выносит новое решение об отказе в иске.

В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятель-ств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Коллегия установила, что суд первой инстанции допустил нарушения указанных в ч. 2 ст. 310 КАС РФ положений, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

В силу ч.1 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводиться пожеланию их обладателей.

В соответствии с ч. 5 ст.69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного ст. 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о раннее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течении пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

В силу п. 9 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суд установил, что обратился с заявлением от <дата> в Каспийский городской отдел Управления Росреестра по РД о предоставлении указанной государственной услуги и им была представлена архивная выписка Решения Исполкома Каспийского городского совета народных депутатов ДАССР от <дата>, согласно которому гаражно-строительному кооперативу «Сигнал» был выделен земельный участок площадью 1,5 га для строительства гаражей в районе гаражно-строительного кооператива «Север».

<дата> государственным регистратором ФИО4 было принято решение об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке, расположенном по адресу: РД, <адрес>, в районе гаражно-строительного кооператива Север, в соответствии с п.п. 6 и 9 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам

Согласно ч. 7 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

В соответствии с ч.8 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Суд основал свое решение, что нормы, на которые ссылается государственный регистратор в уведомлении об отказе, регулируют порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в то время как истец обращался с заявлением о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о ранее учтенном объекте регулируется на основании ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 1 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В силу п. 7 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

В пункте 8 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указаны основания для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, среди которых:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Суд, вынося решение о признании действий по отказу в предоставлении государственной услуги, сослался на п. 2 ст. 62 КАС РФ, в соответствии с которой обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Государственный регистратор вынес решение об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с не представлением (не поступлением) документов (сведений, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В подтверждении доводов, изложенных в уведомлении об отказе, представитель административного ответчика не представил на обозрение суда межведомственные запросы направленные государственным регистратором на основании п. 10 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также ответы на указанные запросы.

Вместе с тем судом не было учтено, что в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с 4 ч. 2 ст.220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 11 этой статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

., предъявляя административное исковое заявление, не указал, а суд первой инстанции не установил, какие права, свободы и законные интересы административного истца были нарушены указанными действиями должностного лица Управления Росреестра по РД.

Судом не установлено и административным истцом не представлено доказательств того, что указанным уведомлением Управления Росреестра нарушены права, свободы и законные интересы ФИО1

Каких-либо прав на указанный земельный участок ФИО1 не предъявлено, в чем заключалось нарушение свобод и законных интересов отказом в предоставлении муниципальной услуги, он не указал ни в административном исковом заявлении, ни в суде.

В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).

Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).

Для удовлетворения административного искового заявления требуется не только установления незаконности действий должностных лиц, но и установление нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции постановлено в нарушении требований ст. ст. 176, 226 КАС РФ.

В связи с этим судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и выносит новое решение об отказе в иске.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда РД от <дата> отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным уведомления об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости №КУВД -001/2020-25026115/1 от 26.11.2020г. и обязать устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод, включить в Единый реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в районе гаражно-строительного кооператива «Север», отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Каспийский городской суд РД.

Председательствующий А-Н.К. Джарулаев

Судьи И.А. Гончаров

З.А. Магомедова

Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 7 сентября 2021 года.

33а-5237/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Раджабов Артур Раджабович
Ответчики
Управление Росреестра по РД Каспийский Межмуниципальный отдел
Управление Росреестра по РД
Другие
Аскеров Руслан Назирович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.08.2021Передача дела судье
02.09.2021Судебное заседание
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2021Передано в экспедицию
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее