РЕШЕНИЕ
с. Кырен 14 июня 2022 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хархановой М.В., единолично, рассмотрев жалобу представителя Изосимова С.В. – Изосимовой О.В. на постановления заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Бурятия Б. от 19.04.2022 г. № по делу об административном правонарушении в отношении Изосимова Сергея Викторовича, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Бурятия Б. от 19.04.2022 г. №, Изосимов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Изосимова О.В. обратился в районный суд с жалобой, поданной в интересах Изосимова С.В., в которой считает, что вышеуказанное постановление является незаконным, просит отменить его, производство прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, кроме того вывод о виновности Изосимова основан на данных протокола об административном правонарушении, который, в свою очередь, не содержит сведений об осуществлении посадки воздушного судна на ООПТ и пролете над ней ниже установленной высоты в период времени с 13 до 14 часов 15 июля 2021 года.
Лицо, привлечённое к административной ответственности Изосимов С.В., его представитель Изосимова О.В., представитель БУ «Бурприрода» по доверенности Ц. в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного согласно ст.26.2 КоАП РФ. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, протоколе об административном правонарушении указываются, наряду с другими сведениями, необходимыми для разрешения дела, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание органом и должностным лицом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в редакции от 19.12.2013 года) существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении, несущественным недостатком протокола может расцениваться только составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Из представленных материалов следует, что 21.10.2021 года в 10 часов 00 минут должностным лицом – участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Бурятия Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении Изосимова С.В.. Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 08.10.2021 года направлено Изосимову С.В. по <адрес> и вручено получателю 27.10.2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с Интернет-портала «Почта России» с внутрироссийским почтовым идентификационным № (л.д. 28 представленного материала). Сведения о том, что Изосимов С.В. присутствовал при составлении протокола административном правонарушении, а равно о том, что он был извещен о месте и времени до его составления, представленные материалы не содержат.
Таким образом, судья приходит к выводу об отсутствии доказательств надлежащего уведомления Изосимова С.В. о месте и времени составления протокола по ст.8.39 КоАП РФ, что не соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ и Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Руководствуясь п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», судья считает необходимым признать протокол об административном правонарушении по ст.8.39 КоАП РФ в отношении Изосимова С.В. недопустимым доказательством.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Кроме того, в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Бурятия Б. от 19.04.2022 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.39 КоАП РФ в отношении Изосимова Сергея Викторовича отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд РБ в течение 10 суток с момента его вручения или получения.
Судья: М.В. Харханова