Решение по делу № 33-351/2023 (33-8731/2022;) от 12.12.2022

     В суде первой инстанции дело № 2-259/2021

Дело № 33-351/2023 (33-8731/2022)                                                  г. Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Хабаровский краевой суд в составе судьи Шапошниковой Т.В.

при секретаре Шитовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2023 года частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на определение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 ноября 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 13.04.2021 исковые требования Военного прокурора гарнизона г.Комсомольска-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности удовлетворены частично.

На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны РФ возложена обязанность провести ремонт здания продовольственного склада (инв. № 2) войсковой части 45505, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Водонасосная, 1, в объемах, указанных в дефектном акте с ведомостью работ № 43 от 30.09.2020 и акте общего осеннего осмотра от 23.09.2020 № 30, а именно выполнить: побелку стен известковым составом - 200 м2; покраску стен масляной краской - 100 м2; побелку стен, потолка и фасада - 220 м2; ремонт шиферной кровли -50 м2; штукатурку перекрытий известковым составом - 15 м2; побелку перекрытий известковым составом - 80 м2; ремонт бетонных полов - 20 м2; ремонт и окраска деревянных оконных рам - 7 шт.; замену труб диаметром 25 мм системы теплоснабжения - 20 м.п.; замену чугунного водоотвода с пробитием железобетонного перекрытия в подвал - 1 шт.; замену электропроводки - 150 м.п.; замену электровыключателей - 2 шт.; замену электророзеток - 2 шт.; замену плавок ставок 100А - 3 шт.; монтаж пожарно-охранной сигнализации - 1 комплект, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 06.07.2021 и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.09.2021 решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13.04.2021 оставлено без изменения.

Решение суда от 13.04.2021 вступило в законную силу 06.07.2021. Срок исполнения решения суда истек 06.07.2022.

02.11.2022 в адрес суда от представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поступило заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по тем основаниям, что в настоящее время отсутствует возможность исполнить решение суда, так как в силу своих уставных задач ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет финансово-хозяйственную деятельность исключительно в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансовой деятельности в пределах средств федерального бюджета, выделенных с учетом государственного задания на очередной финансовый год. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ведется работа, направленная на исполнение решения суда, а именно: на основании утвержденного плана выделенных лимитов бюджетных средств государственным заказчиком заключен контракт ТР-008-ВВО-2023. Согласно паспорту военного городка здание продовольственного склада (инв.2) расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Водонасосная, 1 построено в 1998 году, его площадь составляет 359,1, находится в неудовлетворительном состоянии. В соответствии с действующим законодательством в настоящее время невозможно исполнить решение суда, т.к. защита АУПТ и автоматическая пожарная сигнализация представляет собой комплекс стационарных технических средств для тушения пожара и должны монтироваться в здании в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном законом порядке, одновременно с возведением объекта защиты или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом, исходя из технических возможностей установки пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения казарменного жилищного фонда войсковой части, в том числе при согласовании с органам Государственной противопожарной службы. Департамент эксплуатационного и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации Министерства обороны Российской Федерации предназначен для организации эксплуатации объектов военной и социально инфраструктуры в Вооруженных силах. Финансирование на текущий ремонт спорного объекта в 2023г.г. произведено частично. В настоящее время спорный объект включен в заявочный план, требующий проведение текущего ремонта. Просят суд отсрочить исполнение решения суда от 13.04.2021 на 2 года.

Определением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 ноября 2022 года заявление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.

В частной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ просит определение суда отменить, удовлетворить заявление, предоставив отсрочку исполнения решения, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, указывает, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет финансово-хозяйственную деятельность исключительно в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансовой деятельности в пределах средств федерального бюджета, выделенных с учетом государственного задания на очередной финансовый год. Необходимость предоставления отсрочки исполнения решения суда возникла при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий не по вине Министерства обороны РФ. Заявителем предпринимаются меры для исполнения решения суда.

Письменных возражений не поступало.

Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в представлении, рассмотрев дело по представлению по правилам части 3 - 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации единолично, без вызова и извещения лиц, участвующих в деле, судья находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, нарушение или неправильное применение норм процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Это же правило закреплено ст. 434 ГПК РФ, согласно которой при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, должник или судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения.

По смыслу этих норм, отсрочка, рассрочка исполнения решения суда может быть предоставлена, если имеются временные обстоятельства, которые препятствуют исполнению решения суда в настоящий момент.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 апреля 2006 года N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, а вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, в связи с чем, изменение срока исполнения решения суда должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.(пункт 2).

В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Из вышеизложенного следует, что закон не содержит перечня оснований для отсрочки исполнения судебного постановления, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.

Отказывая в предоставлении отсрочки, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции как принятыми без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и положений бюджетного законодательства, порядка финансирования выполнения капитального ремонта объектов Министерства обороны, в связи с чем определение суда подлежит отмене в силу п.п. 1, 4 ст. 330 ГПК РФ с разрешением вопроса по существу.

Оснований полагать, что предоставленная отсрочка приведет к длительному затягиванию реального исполнения решения суда, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Так из материалов дела следует, что должником принимались меры для исполнения решения суда, данный продовольственный склад (инв. № 2) включен в план текущего ремонта зданий и сооружений военных городков ВВО на 2023 год, вид текущего ремонта: ремонт кровли, фасада, общестроительные, сантехнические и электромонтажные работы, ремонт системы отопления, установка ОПС. Следовательно, получение бюджетных средств для финансирования работ по ремонту названного объекта ранее, чем следующий финансовый год – 2023 невозможно.

Таким образом, отказ в предоставлении отсрочки не повлечет ускорение исполнения решения суда, соблюдение баланса прав и законных интересов взыскателя и должника, а приведет к появлению оснований для взыскания судебной неустойки, исполнительского сбора, т.е. к несению должником дополнительных трат.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда до окончания следующего финансового года – т.е. до 31.12.2023.

Руководствуясь статьями 334, 335 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 ноября 2022 года отменить.

Заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить и предоставить отсрочку исполнения решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 13.04.2021 сроком до 31 декабря 2023 года.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья:                                                                                        

33-351/2023 (33-8731/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор гарнизона Комсомольска-на-Амуре
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по ВВО
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Шапошникова Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
13.12.2022Передача дела судье
24.01.2023Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Передано в экспедицию
24.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее