Дело № 2-417/2020 (2-6864/2019) 66RS0004-01-2019-009110-55
Мотивированное решение изготовлено 17.01.2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 10 января 2020 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,
с участием истца Борисова В.А., представителя ответчика Гибовой Т.В., действующей на основании доверенности от 31.12.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисова Владимира Александровича к ГУ Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Борисов В.А. обратился в Ленинский районный суд г.Екатеринбурга с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> г. Екатеринбурга (далее по тексту – УПФР, ответчик), с учетом уточненных исковых требований просил признать решение УПФР от <//> № об отказе в установлении пенсии незаконным; возложить на ответчика обязанность включения в специальный стаж периодов работы в качестве геолога в геологических экспедициях с <//> по <//>, с <//> по <//>, с <//> по <//>, а также в качестве начальника отряда в геологической экспедиции с <//> по <//>; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с <//>.
В обоснование заявленных требований истец пояснил, что в указанные выше периоды выполнял в П. условиях работы в геологических и Г. экспедициях в Комплексной геологической экспедиции <адрес>ов треста «Росгеонерудразведка» и Кокпатасской П. Г. экспедиции «Самаркандгеология». Периоды работы подтверждены соответствующими справками от работодателей, а также записями в трудовой книжке. С учетом их включения в специальный стаж, полагает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по достижению возраста 58 лет, то есть с <//>
В судебном заседании истец поддержал исковые требования с учетом уточнений в полном объеме.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований истца отказать, пояснив, что для подтверждения страхового стажа необходимы уточняющие справки от работодателя, которые истец не представил. Согласно ответу ОПФР <адрес>, выданному по запросу ответчика, истец за период времени с <//> по <//> отработал в П. условиях 41 день, с <//> по <//> – 134 дня, с <//> по <//> – 05 дней. Таким образом, в специальный стаж истца были включены только периоды в П. условиях, то есть с <//> по <//>, с <//> по <//> и с <//> по <//> Период работы с <//> по <//> в специальный стаж истца не включен, поскольку в указанный период истец работал на территории <адрес>, ответа на запрос от Агентства «Узархив» при Кабинете М. Республики Узбекистан о предоставлении документов, подтверждающих факт работы истца в соответствующих должностях, ответчиком не получен.
В судебном заседании представитель ответчика Гибова Т.В., действующая на основании доверенности, доводы отзыва поддержала, дополнительно пояснила, что истец <//> обратился в Пенсионный фонд о назначении пенсии, <//> истцу исполнилось 58 лет. Страховая пенсия назначается досрочно при достижении возраста 55 лет при условии наличия льготного стажа 12 лет, для назначения досрочной пенсии в 58 лет истцу необходимо не менее 06 лет и 03 месяцев льготного стажа. Ответчиком принят к зачету стаж истца в количестве 05 лет 04 месяца 21 день. Относительно периода с 1991 – 1992 г.г. дополнительно пояснила, что периоды работы включены ответчиком в специальный стаж истца без подтверждения до <//> После этого периода в связи с изменением законодательства и распадом С. стаж для страховой пенсии должен подтверждаться компетентным органом, ответ которого у ответчика отсутствует.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <//> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8настоящего Федерального закона, в порядке п. 2 ч. 1 ст. 30 закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в указанном выше порядке, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, в силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <//> N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета М. С. от <//> N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета М. С. от <//> N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <//> (далее по тексту – Список № от <//>).
В разделе II «Г. работы (поверхностные)» Списка N 2 от <//> установлено, что к Г. работам (поверхностным) относятся геологические, съемочные, поисковые Г., аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические работы; каротажные партии, экспедиции, П. базы, отряды, гидрогеологические станции, выполняемые рабочими (пункт «а») и инженерно-техническими работниками экспедиций, партий, отрядов, участков и П. баз, занятые на Г. и поисковых работах (пункт «б»).
Согласно ст. 10 Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 4 закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 закона, за переделами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <//> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённым постановлением Правительством РФ от <//> №п периоды работы и (или) иной деятельности до даты регистрации застрахованного лица в системе обязательного страхования подтверждаются, в том числе, документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Борисов В.А., <//> года рождения, (зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования <//>), обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Решением от <//> № в установлении пенсии ему было отказано в связи с тем, что в специальный страховой стаж истца включены периоды работы в Комплексной геологической экспедиции <адрес>ов треста «Росгеонерудразведка» и Кокпатасской П. Г. экспедиции «Самаркандгеология» в количестве 05 лет 04 месяца 21 день, что является недостаточным для назначения пенсии по достижении им возраста 58 лет.
Периоды работы истца на должности геолога в Комплексной геологической экспедиции <адрес>ов треста «Росгеонерудразведка» с <//> по <//>, с <//> по <//> и с <//> по <//> не включены ответчиком в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по причине того, что в указанных периодах у истца не было работ в П. условиях.
Справкой № от <//> ЗАО «Комплексная геологическая экспедиция <адрес>ов» (ранее – Комплексная геологическая экспедиция <адрес>ов треста «Росгеонерудразведка», справка № от <//>) подтверждается, что истец работал в Комплексной геологической экспедиции <адрес>ов треста «Росгеонерудразведка» в период с <//> по <//> в П. условиях 80 дней, с <//> по <//> - 41 день, с <//> по <//> - 134 дня, с <//> по <//> - 5 дней.
Одновременно согласно указанной справке подтверждается, что истец выполнял в течение всех поименованных периодов работы в едином технологическом процессе проведения Г. работ на условиях полного рабочего дня.
В связи с тем, что п. «б» раздела II «Г. работы (поверхностные)» Списка № от <//> г.относит работы, выполняемые инженерно-техническими работниками экспедиций, партий, отрядов, участков и П. баз, занятых на Г. и поисковых работах, к тяжелым работам, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение, работа истца на должности геолога в период с <//> по <//>, с <//> по <//> и с <//> по <//> в Комплексной геологической экспедиции <адрес>ов треста «Росгеонерудразведка» подлежит включению в его специальный страховой стаж в силу характера, специфики и условий выполняемых Г. работ в календарном исчислении, то есть в количестве 01 год 00 мес. 28 дней.
Последующий период работы истца на должности начальника отряда в Кокпатасской П. Г. экспедиции «Самаркандгеология» с <//> по <//> не включен ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по причине отсутствия подтверждающих документов от Агентства «Узархив» при Кабинете М. Республики Узбекистан. Указанные документы были запрошены УПФР в порядке ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <//>, согласно которому в стаж на соответствующих видах работ учитывается весь трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего С. за период до распада С. (до <//>), а после этой даты учитывается только стаж, приобретенный на территории стран-участниц договора.
Однако суд учитывает, что непредставление Агентством «Узархив» при Кабинете М. Республики Узбекистан ответа на запрос ответчика по периоду работы не должно умалять право истца на получение пенсионного обеспечения, гарантированного ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации и назначаемого в порядке п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона.
Согласно справке, уточняющей право на льготное пенсионное обеспечение, от <//> № и архивной справке от <//> Государственного предприятия Навоийский горно-металлургический комбинат ордена «Дружбы» Научно производственный центр «Геология драгоценных металлов и урана Кокпатасская Г. экспедиция Республики Узбекистан (ранее - Кокпатасская П. Г. экспедиция «Самаркандгеология», справка № от <//>) Борисов В.А. в период с <//> по <//> выполнял работы в качестве геолога, начальника отряда П. партии, старшего геолога, исполняющего обязанности начальника геологического отдела, начальника геологического отдела Кокпатасской П. Г. экспедиции «Самаркандгеология». Работы осуществлялись в П. условиях труда полный рабочий день, круглогодично.
Уточняющая справка от <//> № выдана на основании приказов по личному составу, ведомости о начислении заработной платы, карточки ф. Т-2, что свидетельствует о том, что она отвечает требованиям подп. «а» п. 5 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительством РФ от <//> №.
В связи с этим, суд принимает указанную справку в качестве доказательства, подтверждающего характер работ истца по п. «б» Раздела II «Г. работы (поверхностные)» Списка № от <//>, и считает, что период работы истца с <//> по <//> подлежит включению в стаж работы, дающий ему право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в календарном исчислении, то есть в количестве 01 год 00 мес.00 дней.
При этом период работы истца с <//> по <//> в специальный страховой стаж по п. «б» Раздела II «Г. работы (поверхностные)» Списка № от <//> включению не подлежит по следующим основаниям.
Список № от <//> действует для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <//> Начиная с <//> работы, выполняемые инженерно-техническими работниками экспедиций, партий, отрядов, участков и П. баз, занятых на Г. и поисковых работах, в Списках № и № не предусмотрены, а закреплены как работы, связанные с тяжелыми условиями труда, но в так называемом «малом списке» льготных профессий в п. 3-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона. Так, п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на П. геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. При этом возможность снижения возраста при условии работы не менее половины установленного срока для данных видов работ не предусмотрена.
Таким образом, в связи с тем, что стаж работы истца на работах с П. условиями в общем исчислении составляет менее 12 лет 6 месяцев, период с <//> по <//> в специальный страховой стаж истца включению не подлежит.
При таких обстоятельствах в специальный стаж истца подлежат включению периоды работы, предусмотренные п. «б» Раздела II Списка № от <//>, в количестве 02 года 00 мес. 28 дней (01 год 00 мес. 28 дней + 01 год 00 мес.00 дней).
Следовательно, специальный страховой стаж истца составит 07 лет 05 мес. 19 дней (05 лет 04 мес. 21 дн. + 02 года 00 мес. 28 дн.), что дает ему право с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона на назначение страховой пенсии досрочно, с достижения возраста 58 лет, то есть с <//>.
руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1003344/19 ░░ 24.10.2019 ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 08.11.1984 ░. ░░ 31.12.1984 ░., ░ 15.05.1985 ░. ░░ 31.12.1985 ░., ░ 06.01.1986 ░. ░░ 24.04.1986 ░., ░ 01.01.1991 ░. ░░ 31.12.1991 ░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 10.08.2019 ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.1992 ░. ░░ 10.02.1992 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░