26RS0029-01-2023-006551-02 Дело № 2-5145/2023
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь 25 декабря 2023 года
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи | Федорова О.А. |
при секретаре | Махтиевой З.Ж. |
с участием | |
прокурора | Лаптевой Е.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Пятигорска в интересах Бабичевой Татьяны Сергеевны к Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Обществу с ограниченной ответственностью "КрайСтрой" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании судебной неустойки,
установил:
прокурор города Пятигорска в интересах Бабичевой Т.С. обратился в суд с иском, в котором просил суд признать незаконным бездействие Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" по исполнению краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части организации проведения ремонта водоотведения, внутренних инженерных систем, теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; признать незаконным бездействие ООО "КрайСтрой" по невыполнению в срок, установленный договором от <дата обезличена> <номер обезличен>, работ по капитальному ремонту водоотведение, внутренних инженерных систем, теплоснабжения указанного многоквартирного дома; обязать Некоммерческую организацию <адрес обезличен> "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" принять меры по исполнению краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту водоотведения, внутренних инженерных систем, теплоснабжения многоквартирного дома в срок до <дата обезличена>; в случае неисполнения НО СК "Фонд капитального ремонта", "КрайСтрой" установленного решением суда обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, в соответствии со статьей 308.3 ГК РФ возложить на ответчиков обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней -просрочки 200 000 рублей, исходя из расчета 40 000 рублей в день, за вторые 5 дней просрочки 250 000. Уплату судебной неустойки возложить на ответчика в бюджет <адрес обезличен>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проведенного анализа исполнения законодательства, регулирующего вопросы реализации на территории <адрес обезличен> мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, выявлены нарушения. В рамках реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в т.ч. расположенных на территории <адрес обезличен>, между НО СК "Фонд капремонта" и подрядной организацией ООО "КрайСтрой" <дата обезличена> заключен договор <номер обезличен> на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Согласно условиям указанного договора ООО "КрайСтрой" взяло на себя обязательства в срок до <дата обезличена> выполнить работы по ремонту водоотведение, внутренних инженерных систем, теплоснабжение многоквартирного дома, расположенного в <адрес обезличен>. Из указанного договора следует, что за нарушение конечного и промежуточного сроков выполнения работ предусмотрены санкции в виде взыскания штрафов и пени. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение законодательства РФ и условий заключенного договора, ООО "КрайСтрой" не приступило к выполнению работ по ремонту водоотведение, внутренних инженерных систем, теплоснабжение многоквартирного дома. При этом, НО СК "Фонд капремонта", как заказчиком работ, не был организован контроль качества и соблюдения сроков выполнения работ подрядной организацией. По результатам проведенной прокуратурой города проверки <дата обезличена> в адрес руководителя НО СК "Фонд капремонта" внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, связи с ненадлежащим исполнением обязанностей в том числе по подготовке материалов для претензионной и исковой работы в отношении подрядных организаций к дисциплинарной ответственности привлечен начальник отдела по обследованию многоквартирных домов НО СК "Фонд капремонта". В поступившем в прокуратуру города <дата обезличена> в ответе на данное представление указано, что в связи с невыполнением работ по ремонту водоотведение, внутренних инженерных систем, теплоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> НО СК "Фонд капремонта" в отношении подрядной организации ведется претензионная работа. Однако, до настоящего времени ООО "КрайСтрой" работы по ремонту водоотведение, внутренних инженерных систем, теплоснабжение многоквартирного дома, в рамках ранее заключенного договора <дата обезличена> <номер обезличен> не начаты. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что по состоянию на <дата обезличена> указанный договор между НО СК "Фонд капремонта" и ООО "КрайСтрой" не расторгнут, НО СК "Фонд капремонта" не подготовлено техническое задание по проведению капитального ремонта по ремонту водоотведение, внутренних инженерных систем, теплоснабжение многоквартирного дома, в ценах на 2018 год, а также в целях реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома не приняты меры к заключению договора с иной подрядной организацией. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законных права и интересов собственников помещений многоквартирного дома, на благоприятные условия проживания.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Лаптева Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.
Истец Бабичева Т.С. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно.
Ответчики НО СК "Фонд капитального ремонта" и ООО "КрайСтрой" представителей в суд не направили, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно, причина неявки суду неизвестна.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает возможным частично удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В силу п.6.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с положениями ст.178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст.180 ЖК РФ предусмотрены функции регионального оператора, к которым относятся: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 23.09.2013 N 326-рп в соответствии со статьей 178 ЖК РФ в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, создана некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".
Постановлением администрации г. Пятигорска от 01.09.2014 N 3152 в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен> определено формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (№ 225 перечня).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ставропольского края, установлены Законом Ставропольского края от 28.06.2013 N 57-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" (далее - Закон N 57-кз).
Частью 1 ст.168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Постановлением Правительства Ставропольского края от <дата обезличена> N 225-п утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы".
В перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации вышеназванной региональной программы, указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> (п.370 раздела "XXXIII. город-курорт Пятигорск" перечня). В графе №4 (Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, 2017-2019 годы) указано "ремонт подвального помещения, ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения, ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения, ремонт крыши, ремонт фасада".
Таким образом, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен> соответствии с региональной программой должен был быть осуществлен в период с 2017 по 2019 год.
Согласно ч.6 ст.6 Закона N 57-кз в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта уполномоченный орган, органы местного самоуправления утверждают краткосрочные (сроком на три года) планы реализации региональной программы в порядке, устанавливаемом <адрес обезличен>.
Постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> N643 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, на 2017-2019 годы, в соответствии с которым в перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, внесен многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен>, с плановой датой завершения работ - <дата обезличена>. В действующей редакции указанного постановления дата завершения работ осталась без изменения.
В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> между НО СК "Фонд капитального ремонта" и ООО "КрайСтрой" был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Согласно приложению к техническому заданию на выполнение работ по указанному договору "Объем и стоимость работ" в перечень работ входит ремонт внутридомовой инженерной системы (ВИС) водоотведения, ВИС теплоснабжения, ВИС холодного водоснабжения МКД, дома по адресу: <адрес обезличен> В соответствии с приложением "График оказания услуги и (или) выполнения работ по капительному ремонту", период работ по указанному дому определен с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Таким образом, указанный договор был заключен уже за передами срока выполнения работ, установленного вышеприведенными нормативными актами, при этом и до настоящего времени работы по ремонту внутридомовой инженерной системы многоквартирного дома не выполнены, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена>, региональный оператор, как заказчик работ на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, несет перед собственниками помещений в таком доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств привлеченными им подрядными организациями в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Суд приходит к выводу о том, что ответчиком НО СК "Фонд капительного ремонта" допущено незаконное бездействие, выражающееся в ненадлежащей организации работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу <адрес обезличен> установленный региональной программой и краткосрочным планом сроки.
При этом суд не находит оснований для признания незаконным бездействия ООО "КрайСтрой" по невыполнению в установленный договором от <дата обезличена> работ, поскольку данные требования касаются исполнения обязательств по договору, стороной которого истец не является. Законом или договором в данном случае не предусмотрено, что обязательства по указанному договору создают права для третьих лиц в отношении какой-либо из сторон обязательства. Достаточным и надлежащим способом защиты прав истца в данном случае является возложение на НО СК "Фонд капитального ремонта" обязанности принять меры по организации и обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту, которые также включают в себя организацию надлежащего и своевременного контроля за выполнением работ подрядной организацией, и не исключает заключение договора с другой подрядной организацией.
В силу п.1 ст.308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как разъяснено в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).
Поскольку о возложении на ООО "КрайСтрой" обязанности по исполнению обязательства в натуре истец не просил, в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия данного лица отказано, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора в части взыскания с ООО "КрайСтрой" судебной неустойки.
Осуществление функций регионального оператора, определенных ст.180 ЖК РФ, предполагает его участие в отношениях гражданско-правового характера, в том числе связанных с аккумулированием взносов на капитальный ремонт, совершением операций по специальному счету, выполнение функций технического заказчика работ по капитальному ремонту и финансирование соответствующих расходов.
Участием регионального оператора, создаваемого в форме фонда (ч. 1 ст. 178 ЖК РФ), в гражданско-правовых отношениях обусловлено и правило о субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах (ч. 6 ст. 178).
На участие регионального оператора в гражданско-правовых отношениях указывают и правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в ранее приведенном Обзоре судебной практики.
Вместе с тем, прокурор просит возложить на ответчика уплату неустойки в бюджет города Пятигорска, который в гражданско-правовых отношениях с НО СК "Фонд капитального ремонта" не состоит, при этом ответственность у регионального оператора установлена перед собственниками помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требования прокурора о присуждении судебной неустойки в отношении НО СК "Фонд капитального ремонта", что вместе с тем не препятствует собственникам помещений в многоквартирном доме обратиться в суд с требованием о взыскании судебной неустойки в свою пользу в случае неисполнения ответчиком настоящего судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора города Пятигорска, предъявленные в интересах Бабичевой Татьяны Сергеевны, – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", выразившееся в неисполнении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части организации проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Возложить на Некоммерческую организацию Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" обязанность принять меры по организации и обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
В удовлетворении требований прокурора города Пятигорска о признании незаконным бездействия ООО "КрайСтрой" по невыполнению в срок, установленный договором от <дата обезличена> <номер обезличен>, работ по ремонту внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, присуждении денежной суммы в случае неисполнения судебного решения (судебной неустойки) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Федоров
Мотивированное решение составлено 09 января 2024 года.
Судья О.А. Федоров