Дело № 2-1544/2015 г. Выборг
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2015 года.
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Вериго Н. Б.,
при секретаре Шихнабиевой Р. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области об обязании передать земельный участок в собственность за плату,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области об обязании передать в собственность за плату земельный участок площадью 1200 кв. м с кадастровым номером № для размещения индивидуального (1-квартирного) отдельно стоящего и (или) блокированного жилого дома в 1-2 этажа с приусадебным земельным участком, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником жилого дома по адресу: <адрес> на основании решения Выборгского городского суда по делу № от Дата.
Дата он обратился в КУМИГ с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1200 кв. м.
Письмом от Дата КУМИГ ответил отказом, ссылаясь на то, что данный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне ЦБК. Истец с отказом не согласен, в связи с чем, вынужден обратиться с иском в суд.
Представитель истца ФИО1 адвокат ФИО4, действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения требований.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав доводы истцовой стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительней власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Из ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права собственности осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В п. 2 ст. 15 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Выборгского городского суда Ленинградской области от Дата по делу № ФИО1 принадлежит по праву собственности жилой дом общей площадью 39, 30 кв.м, находящаяся по адресу: <адрес> Государственная регистрация права собственности была произведена Дата, что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права.
Также судом установлено, что в 2014 году <данные изъяты>» изготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане, которой предусмотрен отвод под жилой дом ФИО1 земельного участка площадью 1 200 кв.м. Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от Дата № схема была утверждена. Земельный участок состоит на государственном кадастровом учёте под кадастровым №, вид разрешённого использования - размещение индивидуального (1-квартирного) отдельно стоящего и (или) блокированного жилого дома в 1-2 этажа с приусадебным земельным участком.
Желая приобрести занятый своим домом и прилегающий к нему земельный участок в собственность, Дата ФИО1 обратился в КУМИГ МО «Выборгский <данные изъяты> области с заявлением о предоставлении ему земельного участка за плату. Вместе с тем, письмом от Дата председатель КУМИГ сообщил, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне Выборгского целлюлозно- бумажного комбината, а согласно п.5.1 и 5.2 СанПиН 2.21/2.Дата-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», что режим санитарно-защитной зоны не допускает размещать на его территории жилую застройку, поэтому предоставление ему земельного участка не представилось возможным.
На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В пункте 16 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Суд полагает, что исковые требования ФИО1 об обязании администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области передать в собственность за плату земельный участок под жилой дом, подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком незаконно ограничивается право истца на приобретение земельного участка. Доказательств того, что <адрес> находится в санитарно-защитной зоне, в материалы дела не представлено.
Также суд отмечает, что вопреки доводам ответчика, изложенным в письменных возражениях на иск, испрашиваемый истцом участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, определена его фактическая площадь - 1200 кв.м.
Согласно сведениям кадастрового учета, постановлению администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от Дата № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, земельный участок по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения индивидуального (1-квартирного) отдельно стоящего и (или) блокированного жилого дома в 1-2 этажа с приусадебным земельным участком. Таким образом, указанные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 87 Земельного кодекса РФ исключают возможность нахождения участка в санитарно-защитной зоне.
Подпункт 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ предусматривает возможность установления такого ограничения прав на землю, как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Частью 1 ст. 87 ЗК РФ предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Однако в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не представлено доказательств тому обстоятельству, что спорный участок находится в санитарно-защитной зоне исходя из требований вышеуказанных норм права.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок сформирован, идентифицирован в установленном законом порядке в целях оформления соответствующих прав на него, то данный участок может являться объектом земельно-правовых отношений и он может быть передан ФИО1 в собственность за плату.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области передать ФИО1, Дата года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт № выдан Дата <адрес>, код подразделения №, зарегистрированному по адресу: <адрес>, в собственность за плату земельный участок площадью 1200 кв. м с кадастровым номером № для размещения индивидуального (1-квартирного) отдельно стоящего и (или) блокированного жилого дома в 1-2 этажа с приусадебным земельным участком, находящийся по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты> Н. Б. Вериго