Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сухопаров В.И.,
рассмотрев в с.Выльгорт 3 марта 2016 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации сельского поселения «Часово»,
установил:
21.01.2016 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми в отношении юридического лица – администрации сельского поселения «Часово» составлен протокол об административном правонарушении № предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которым <дата> в 10 часов 30 минут в ходе проведения плановой документарной проверки администрации сельского поселения «Часово», установлено нарушение требований ветеринарного законодательства Российской Федерации, а именно, администрацией сельского поселения «Часово» не приняты меры по организации проведения на территории сельского поселения мероприятий по отлову и содержания безнадзорных животных, не принят нормативный акт, устанавливающий порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах, порядок содержания пушных зверей и хищных животных, нормативно не установлен порядок отлова, содержания и использования безнадзорных собак и кошек.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, глава администрации сельского поселения «Часово», на доводах жалобы настаивала в полном объеме.
Должностное лицо Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми, составившее протокол об административном правонарушении, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признана утратившей силу статья 7 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которая ранее устанавливала полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом статьями 5, 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ определены полномочия соответственно Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), что, в частности, означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны за счет средств регионального бюджета организовать осуществление мероприятий в данной сфере.
Согласно подпунктам 49, 49.1 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора.
При этом анализ законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации в соотношении с изложенными нормами позволяет прийти к выводу о том, что в указанной сфере законодатель не отнес к вопросам местного значения ни один из названных вопросов.
Принимая во внимание, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, проанализировав указанное выше законодательство, суд приходит к выводу о том, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а не к мерам по организации благоустройства сельского поселения.
Из положений вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что организация санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе по отлову безнадзорных животных, к вопросам местного значения, составляющих компетенцию органов местного самоуправления, не относится.
Частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.
Объективную сторону данного административного правонарушения, образует нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
Администрация сельского поселения «Часово» является органом, который самостоятельно выбирает способы решения вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом п. 4.9 Санитарных правил, предусмотрено право местных администраций устанавливать порядок отлова безнадзорных животных, их содержания и использования, то есть нормативно-правовое регулирование данных вопросов, но не возложена обязанность осуществлять соответствующие мероприятия. О том, какая местная администрация (сельского поселения либо района) обладает этим правом, не указано.
Ссылка должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми в протоколе на положения ст. 1, ч.1 ст. 7 Закона Республики Коми от 08.05.2014 N 54-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми государственными полномочиями Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных", является несосоятельной, поскольку не применима к возникшим правоотношениям.
Кроме того, на момент составления протокола, указанный закон утратил силу, в связи с принятием Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 109-РЗ.
В протоколе об административном правонарушении №) также содержится указание на то, что администрацией сельского поселения «Часово» не принят нормативный акт, устанавливающий порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах.
При этом, материалы дела содержат указанный нормативный акт, устанавливающий порядок содержания, регистрации и учета собак и кошек в населенных пунктах, а именно постановление администрации сельского поселения «Часово» от 28.06.2013 № 06/43, которым утверждены правила содержания собак и кошек на территории муниципального образования сельского поселения «Часово».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Оценив установленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации сельского поселения «Часово» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении юридическим лицом предусмотренных законом обязанностей.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 24.5, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации сельского поселения «Часово» прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.И. Сухопаров