Решение по делу № 2-1146/2022 от 02.12.2021

Дело № 2-1146/2022

03RS0064-01-2021-004824-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года                                г. Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Насыровой Г.Р.,

при секретаре Валеевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, к администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по принятию мер к постановке объектов на учет как бесхозяйных недвижимых вещей,

у с т а н о в и л:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Уфимского района проведена проверка содержания бесхозяйных объектов на территории Уфимского района.

Проверкой установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами расположены объект незавершенного строительства, склад (овощехранилище), гараж, соответственно.

Также на территории сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район имеется мост через реку, расположенный земельном участке с кадастровым номером (географические координаты ).

Данные объекты не эксплуатируются, находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, надлежащим образом не огорожены, территории объектов не охраняются, не ограничена возможность доступа неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних (в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие).

Указанные мост, объект незавершенного строительства, склад (овощехранилище), гараж являются бесхозяйными, так как собственник недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не состоит, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данных объектах отсутствуют, в реестре муниципальной собственности администрации муниципального района Уфимский район и администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район недвижимое имущество не находится.

Данные объекты создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, том числе и детей, так как последние в силу своего возраста и особенности психики не могут осознавать опасность, исходящую от данных объектов, также создают опасность возникновения пожара и являются потенциально-опасными с точки зрения антитеррористической защищенности (п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Поскольку объект незавершенного строительства, склад (овощехранилище), гараж, два моста являются объектами недвижимого имущества, права на них в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения, сформировав окончательной исковые требования, просит суд возложить обязанность на администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан как бесхозяйных недвижимых вещей объект – мост через реку, расположенный на территории Кирилловского сельсовета Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на земельном участке с кадастровым номером (географические координаты ); возложить обязанность на администрацию сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан как бесхозяйных недвижимых вещей объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , склад (овощехранилище), расположенный на земельном участке с кадастровым номером , гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером

Ответчик администрация СП Кирилловский сельсовет МР Уфимский район РБ, третьи лица Управление Росреестра по Республике Башкортостан, ГКУ Управление дорожного хозяйства на судебное заседа7е не явились, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело без участия лиц неявившихся на судебное заседание, чья явка судом была обеспечена надлежащим образом.

В судебном заседании помощник прокурора Батюкин В.В. исковые требования с учетом их уточнения подтвердил, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МР Уфимский район РБ Самтенко М.Г., возражала заявленным требованиям, просила отказать в удовлетворении требований прокурора по доводам, изложенными в отзыве на исковое заявление.

Суд заслушав пояснения сторон проверив материалы дела. исследовав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931, органам местного самоуправления предписано осуществлять постановку на учет бесхозяйных объектов.

В соответствии со ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях:

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Установлено, что на территории Кирилловского сельсовета МР Уфимский район РБ, на земельных участках с кадастровыми номерами расположены объект незавершенного строительства, склад (овощехранилище), гараж, соответственно.

Данные объекты не эксплуатируются, находятся в непригодном эксплуатации состоянии, надлежащим образом не огорожены, территории объектов не охраняются, не ограничена возможность доступа неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних (в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие).

Прокурорская проверка показала, что нежилые строения по назначению не эксплуатируется, эксплуатационный и технический контроль за состоянием сооружений не осуществляется.

Также установлено, что на территории Кирилловского сельсовета Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на земельном участке с кадастровым номером (географические координаты ) расположен мост через реку.

Указанные мост, объект незавершенного строительства, склад (овощехранилище), гараж являются бесхозяйными, так как собственник недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не состоит, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данных объектах отсутствуют, в реестре муниципальной собственности администрации муниципального района Уфимский район и администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район недвижимое имущество не находится.

Данные объекты создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе и детей, так как последние в силу своего возраста и особенности психики не могут осознавать опасность, исходящую от данных объектов, также создают опасность возникновения пожара и являются потенциально-опасными с точки зрения антитеррористической защищенности (п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Поскольку объект незавершенного строительства, склад (овощехранилище), гараж, мост являются объектами недвижимого имущества, права на них в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

Между тем, в нарушение п. 1 ст. 131, п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ ответчиками не принимаются меры по постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и по признанию права муниципальной собственности, что нарушает права и законные интересы граждан на безопасные условия проживания и движения по дорогам, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров, закрепленные ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

С учетом изложенного, суд считает, что исковые требований учетом их уточнения подлежат удовлетворению, на администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан следует возложить обязанность по принятию мер к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан как бесхозяйных недвижимых вещей объект – мост через реку, расположенный на территории Кирилловского сельсовета Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на земельном участке с кадастровым номером географические координаты на администрацию сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан возложить обязанность по принятию мер к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан как бесхозяйных недвижимых вещей объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , склад (овощехранилище), расположенный на земельном участке с кадастровым номером гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером .

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, к администрации сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по принятию мер к постановке объектов на учет как бесхозяйных недвижимых вещей, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан как бесхозяйных недвижимых вещей объект – мост через реку, расположенный на территории Кирилловского сельсовета Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на земельном участке с кадастровым номером (географические координаты ).

Обязать администрацию сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан как бесхозяйных недвижимых вещей объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , склад (овощехранилище), расположенный на земельном участке с кадастровым номером , гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.

Судья                                Г.Р. Насырова.

Решение принято в окончательной форме 24 июня 2022 года.

2-1146/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Уфимского района РБ
Ответчики
Администрация Муниципального района Уфимский район РБ
Администрация сельского поселения Кирилловский сельсовет Муниципального района Уфимский район
Другие
ГКУ Управление дорожного хозяйства
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан
Суд
Уфимский районный суд г. Уфы
Судья
Насырова Г.Р.
Дело на странице суда
ufimsky.bkr.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2022Подготовка дела (собеседование)
15.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2022Дело оформлено
27.07.2022Дело передано в архив
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее