Решение по делу № 33а-18965/2018 от 12.09.2018

Судья Бондаренко С.В.                             №33а-18965/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа                            26 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи                 Сафина Ф.Ф.,

судей                                 Гаиткуловой Ф.С.,

Субхангулова А.Н.,

при секретаре                             Мингазовой Л.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Лаврёнова А.Н. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 июля 2018 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты РФ о признании незаконным и отмене предписания №7-2015-18-ОБ/3132/88/6 от 16.05.2018 года удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты РФ №7-2015-18-ОБ/3132/88/6 от 16.05.2018 года.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты РФ о признании незаконным и отмене предписания №7-2015-18-ОБ/3132/88/6 от 16 мая 2018 года.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки, проведенной государственным инспектором труда по правовым вопросам, Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Хариной Ю.А. по обращению Лаврёнова А.Н. было выдано предписание №7-2015-18-ОБ/3132/88/6 от 16 мая 2018 года об устранении нарушений трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предписание содержит требование п.п.1 «Включить в штатное расписание ГБУЗ Белорецкая ЦРКБ должность Лаврёнова А.Н., ст. 15 ТК РФ», о выполнении предписания сообщить по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Большая Гражданская, д.24, в срок до 14 июня 2018 года с приложением документов, подтверждающих его исполнение. Указанное предписание считает незаконным и необоснованным, поскольку процедура сокращения работника произведена в рамках действующего законодательства, трудового договора и должностной инструкции заведующего операционным блоком. Государственному инспектору труда не предоставлено право выдавать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Осуществляя функции по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает трудовые споры, т.к. не может подменять собой органы по рассмотрению трудовых споров. Спор, относительно правомерности издания приказов работодателем в отношении работника является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по индивидуальным трудовым спорам или судом. Следовательно, предписание о включении в штатное расписание должности Лаврёнова А.Н. вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции. Предписание составлено с нарушениями требований п. 87 Административного регламента, утвержденного приказом №354 н Минтруда России от 30 ноября 2002 года, а именно в предписании лишь указана ссылка на ст. 15 ТК РФ, которая дает определение трудовых отношений, тогда как в предписании не указано, какие именно обязательные требования законодательства нарушены административным истцом.

Просит отменить предписание Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты РФ №7-2015-18-ОБ/3132/88/6 от 16 мая 2018 года.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционных жалобах Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан и Лаврёнов А.Н. просят отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований.

Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан указывает, что проведение мероприятий по сокращению и отсутствие должности в номенклатуре не дает работодателю право исключать из штатного расписания должность до фактического увольнения работника. Государственная инспекция не вмешивалась в вопросы штатной расстановки больницы, а лишь обязала соблюдать требования закона.

Лаврёнов А.Н. полагает, что исключение его должности из штатного расписания на 2018 год при незавершении процедуры сокращения является нарушением ст. 15 ТК РФ, что не относится к трудовому спору. Поскольку он не был уволен в двухмесячный срок со дня уведомления, трудовой договор не расторгнут, занимаемая им должность должна быть предусмотрена штатным расписанием. Представление Государственной инспекции труда не является вмешательством в разрешение трудового спора, оно внесено в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 357 ТК РФ. Инспекция не восстанавливала его в должности, предписание касается восстановления в штатном расписании его должности, которую он исполняет, получает вознаграждение.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Харину Ю.А., Лаврёнова А.Н. и его представителя Фархтдинова Р.Т., поддержавших доводы жалоб, представителя ГБУЗ Белорецкая центральная районная клиническая больница Серегину М.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08 августа 2002 года между МУ Центральная больница г. Белорецка и Белорецкого района и Лаврёновым А.Н. заключен трудовой договор №89-В о принятии последнего на работу в данное учреждение на должность заместителя главного врача по медицинской части (л.д. 59-61).

Дополнительным соглашением от 04 февраля 2015 года к указанному трудовому договору ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ предоставлена работа Лаврёнову А.Н. на должности заведующего операционным блоком, врача-хирурга, что согласуется с данными, указанными в личной карточке работника (л.д. 62-68).

Приказом (распоряжением) ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ от 06 декабря 2017 года №1160-Д «О внесении изменений в штатное расписание» исключено из штатного расписания структурного подразделения круглосуточный стационар операционный блок заведующий операционным блоком – врач-хирург (л.д. 38).

Приказом Министерства здравоохранения РБ №3816-Д от 29 декабря 2016 года были согласованы структура и штатное расписание, в том числе количество заместителей руководителя на период 2017 года ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ (л.д. 39).

Согласно приложению №3 к приказу Министерства здравоохранения РБ №3816-Д от 29 декабря 2016 года в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ согласовано 2796,75 штатных единиц, в том числе заместителей руководителя 7 (л.д.43).

Лавренов А.Н. включен в список работников, подлежащих увольнению с предприятия ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ по причине сокращения, согласно приказа №1160-Д от 06 декабря 2017 года по ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ «О внесении изменений в штатное расписание» от 11 января 2018 года №01-11/39.

В период с 16 апреля 2018 года по 16 мая 2018 года по коллективному обращению работников о нарушении их трудовых прав ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ, государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Хариной Ю.А. в данном учреждении проведена внеплановая документарная проверка.

По результатам проверки в отношении ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ Государственной инспекцией труда в РБ составлен Акт проверки и вынесено предписание № 7-2015- 18-ОБ/3132/88/6 от 16 мая 2018 года ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ включить в штатное расписание ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ должность Лавренова А.Н., ст. 15 Трудового кодекса РФ.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ суд исходил из того, что Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан не предоставлено право и действующее законодательство не содержит норм, разрешающих данному органу вмешиваться в вопросы сокращения численности или штата работников или принимать решения об изменении штатного расписания и обязывать работодателя включить какую-либо должность в штатное расписание.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований, поскольку они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты.

В целях оптимального согласования интересов работодателя и работников, исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодека Российской Федерации" (п. 10) работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), исходя из чего, право определять необходимую численность или штат работников принадлежит работодателю.

В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года № 411-0-0, №412-0-0 и № 413-0-0, от 29 сентября 2011 года № 1164-0-0 и № 1165-0-0, от 24 сентября 2012 года № 1690-О разъяснено, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения).    

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.

Согласно п. 1.5 Устава ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ данное учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, функции и полномочия учредителя учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Из п. 5.5 Устава ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ следует, что руководитель данного учреждения по согласованию с учредителем утверждает структуру учреждения, штатное расписание, назначает на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договоры.

Из выписок из штатных расписаний ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ за период 2017 год с 31 декабря 2017 года, за период 2017 год с 01 августа 2017 года, за период 2018 год с 06 июля 2018 года, за период 2018 год с 01 января 2018 года следует, что должность заведующего операционным блоком - врача-хирурга, высшей категории, в структурном подразделении - операционный блок, имелась в штатном расписании данного учреждения 2017 года, тогда как в 2018 году указанная должность из штатного расписания была исключена.

Таким образом, разрешение вопросов, возникших при осуществлении работодателем процедуры сокращения должности Лаврёнова А.Н., в данном случае исключение этой должности из штатного расписания, не относится к компетенции Государственной инспекции труда, а подлежит разрешению в рамках индивидуального трудового спора по вопросу применения трудового законодательства, и в силу ст. 382 ТК РФ такой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам и судом, а потому Государственная инспекция в Республике Башкортостан не вправе была выдавать оспариваемое предписание, поскольку не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Предоставление основного и дополнительного отпуска работнику за ранее отработанные периоды, оплата листков нетрудоспособности в период проведения мероприятий по сокращению численности штата, в период которых исключается возможность увольнения работника, не является нарушением трудового законодательства и не влечет обязанности работодателя включить сокращенную должность в штатное расписание.

Доводы жалоб Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Лаврёнова А.Н. о том, что до фактического увольнения работника работодатель не имеет право исключать из штатного расписания занимаемую им должность не состоятелен, поскольку изменения в штатном расписании внесены ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ приказом от 06 декабря 2017 года во исполнение приказа Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года в ведомственном подчинении которого Белорецкая ЦРКБ находится. Вынесение данного приказа и отсутствие в штатном расписании на 2018 год должности, занимаемого Лаврёновым А.Н., каким-либо образом его права и законные интересы не нарушало, он продолжал исполнять свои трудовые обязанности заведующего операционным блоком, труд его оплачивался, находясь на листке нетрудоспособности, также продолжает получать заработную плату.

Доводы жалобы Лаврёнова А.Н. о том, что судом дана неверная оценка действиям Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, которая выдала предписание в рамках своих полномочий, не может повлечь отмену решения суда, поскольку Государственная инспекция труда не вправе вмешиваться в вопросы расстановки кадров и законности изменения штатного расписания работодателем, тогда как, возлагая на работодателя обязанность по включению в штатное расписание учреждения должность Лаврёнова А.Н. государственный инспектор действовал не в рамках своей компетенции.

В целом доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену правильного по существу решения.

Руководствуясь ст. ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 июля 2018 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Лаврёнова А.Н., – без удовлетворения.

Председательствующий                        Ф.Ф. Сафин

Судьи                                     Ф.С. Гаиткулова

А.Н. Субхангулов

33а-18965/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУЗ Белорецкая центральная районная клиническая больница
Ответчики
Государственная инспекция труда
Другие
Лавренов А.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Сафин Фаниль Фанзирович
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
26.09.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее