Дело № 2а-934/2022
УИД 35RS0010-01-2021-018483-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Вологда 11 января 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Гарыкиной О.А.,
при секретаре Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власова Д. М. к Призывной комиссии Вологодской области, Призывной комиссии г. Вологды, ФКУ "Военный комиссариат Вологодской области" об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Власов Д.М. обратился в суд с вышеупомянутым административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований Власов Д.М. указал, что решением призывной комиссии Вологодской области признан годным к военной службе, ему установлена категория годности «Б-3». Считает данное решение незаконным, поскольку процедура проведения медицинского освидетельствования была нарушена, призывной комиссией медицинское освидетельствование проводилось формально, не было принято во внимание имеющееся у него заболевание: <данные изъяты>. Считает, что ему (Власову Д.М.) должна быть присвоена категория годности к военной службе «В». Процедура медицинского освидетельствования была нарушена.
Просит суд признать незаконным решение призывной комиссии Вологодской области от 02.12.2021 о призыве на военную службу.
Протокольным определением суда от 14.12.2021 Призывная комиссия г. Вологды привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.
В судебное заседание административный истец Власов Д.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» и Призывной комиссии Вологодской области по доверенности Рушманова Н.Б. возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии г. Вологды в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Суд считает, что решение о призыве Власова Д.М. на военную службу и установлении ему категории годности к военной службе приняты уполномоченным органам в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Из статей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
По настоящему делу отсутствует данная совокупность обстоятельств.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 26 указанного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами (пункт 4 статьи 26 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьей 5.1 указанного Закона граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.
В соответствии с пунктами 4 и 13 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения; под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Как следует из пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения.
В силу пункта 2 Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, в расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Согласно Приложению к Положению о военно-врачебной экспертизе "Расписание болезней" категория годности к военной службе "В" при заболеваниях устанавливается только в том случае, если заболевание сопровождается умеренным нарушением функций.
Пункт 1 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663", предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
С учетом представленных административным ответчиком документов по результатам медицинского освидетельствования врачами - специалистами не выявлено заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, препятствующих призыву на военную службу.
Судом установлено, что Власов Д. М. решением призывной комиссии г. Вологды от 22.10.2021 призван на военную службу с присвоением категории годности к военной службе «А-1» - годен к военной службе.
Заболевания, препятствующие призыву на военную службу, установлены Положением о военно-врачебной экспертизе (глава «Расписание болезней»), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее - Расписание болезней).
В обоснование доводов о незаконности решения призывной комиссии Власов Д.М. ссылается на наличие у него заболевания <данные изъяты>
Из учетной карты призывника установлено, что при призыве Власов Д.М. был освидетельствован врачами-специалистами.
При освидетельствовании в Призывной комиссии г. Вологды Власов Д.М. предъявлял жалобы на периодические <данные изъяты>. Анамнез: со слов призывника первый <данные изъяты> в 2017 году, обращался в травматологический пункт 08.10.2017. Выполнена рентгенография <данные изъяты>. Выполнено <данные изъяты>. Рентген контроль 06.09.2021 обращался к травматологу. Выставлен диагноз: <данные изъяты>. Рекомендовано выполнить МРТ сустава – рекомендации не выполнены. Обращался к травматологу 01.11.2021 область <данные изъяты> не изменена, движение в полном объеме безболезненное.
При прохождении медицинского освидетельствования врачами -специалистами после объективного исследования административного истца вынесено заключение <данные изъяты>
По завершении обследования 22.10.2021 Власову Д.М. была установлена категория годности «А-1» - годен к военной службе.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
Указанное решение призывной комиссии г. Вологды было обжаловано Власовым Д.М. в вышестоящую военно-врачебную комиссии Вологодской области, в связи, с чем он был вызван на контрольное медицинское освидетельствование.
При проведении контрольного медицинского освидетельствования в Призывной комиссии Вологодской области 02.12.2021 Власову Д.М. после объективного исследования было установлено, что <данные изъяты> обычной формы и размеров. Признаков <данные изъяты> нет. Выполнена рентгенограмма <данные изъяты> от 24.11.2021 без костно-травматической патологии. Согласно проведенной консультации с травматологом от 01.11.2021 – <данные изъяты> внешне не изменен, движение в полном объеме, безболезненное, выставлен диагноз: <данные изъяты>
После объективного обследования призывника наличие у него на момент принятия оспариваемых решений заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, не следует; заболевания, обнаруженные у Власова Д.М. не влекут освобождение его от призыва на военную службу, поскольку отнесены врачами-специалистами к категории годности "Б-3" Расписания болезней: пункт "г" статьи 65, графа 1 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Довод административного истца о том, что заболевание подпадает под п. «в» ст. 65 графы 1 Расписания болезней вопреки установленному п. «г» ст. 65 является несостоятельным ввиду следующего.
В статье 65 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, наличие которых определяет категорию призывника.
Пункт "в" указанной статьи предусматривает хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей с незначительным нарушением функций, в том числе: нестабильность крупного сустава, ключицы или надколенника с редкими (менее 3 раз в год) вывихами или неустойчивостью, определяемой клинически и с помощью методов лучевой диагностики.
В Призывной комиссии Вологодской области медицинское освидетельствование Власова Д.М. произведено по п. «г» ст. 65 графы 1 Расписания болезней в связи с тем, что имеющейся рентгенограммой установлено отсутствие костно-травматологической патологии.
Административным истцом не представлено каких-либо подтверждающих медицинских документов, в частности, частых (3 и более раза в год) вывихов, удостоверенными рентгенограммами до и после вправления или с помощью методов лучевой диагностики.
Из материалов личного дела призывника и из представленных медицинских документов следует, что данных о повторных <данные изъяты> после 2017 года и обращения Власова Д.М. в связи с этим за медицинской помощью по данной травме не имеется.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего дела заявителем не было представлено доказательств, опровергающих выводы призывной комиссии о его годности к военной службе, а ходатайств о назначении судебной экспертизы для установления заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, не заявлялось, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Доводы административного истца о нарушении процедуры проведения медицинского освидетельствования являются необоснованными.
В соответствии с ч. 4 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Как усматривается из материалов дела, при принятии оспариваемого решения о годности Власова Д.М. к военной службе по состоянию здоровья у врачей-специалистов такие сомнения не возникли.
Действующий на момент призыва состав призывной комиссии Вологодской области утвержден Постановлением Губернатора Вологодской области от 21.09.2021 № 172, является официальным документом и находится в открытом доступе для всех граждан.
Вопреки доводам административного истца оснований полагать, что призывная комиссия действовала в незаконном составе, не имеется.
Таким образом, на момент прохождения медицинского освидетельствования в ходе осеннего призыва 2021 года, выявленные у административного истца по результатам осмотра и исследования медицинских документов заболевания не позволяли установить ему категорию годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе по состоянию здоровья, в связи, с чем на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" он не мог быть освобожден от призыва на военную службу, а потому суд приходит к выводу, что отсутствуют основания полагать решения призывных комиссий незаконными.
На основании изложенного, суд находит, что административные ответчики в рассматриваемых правоотношениях действовали без нарушения прав и интересов административного истца, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; оспариваемое решение принято в установленном порядке, соответствует определенной истцу категории годности к военной службе, в пределах предоставленной законом компетенции, права административного истца при этом не нарушены; оснований для признания незаконным решения призывной комиссии не имеется.
Суд также учитывает, что оспариваемое решение Призывной комиссии г. Вологды не реализовано в связи с окончанием осеннего призыва, для прохождения военной службы Власов Д.М. не направлен, доказательств нарушения прав административного истца не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Власову Д. М. отказать в удовлетворении административного искового заявления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 25.01.2022.
Судья О.А. Гарыкина