Судья – Мухина Е.В.
Дело № - 33а-3475/2021, 2а- 1297/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрела 14 апреля 2021 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 22 по Пермскому краю на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 02 февраля 2021 г., которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Перми к Медовщикову Роману Игоревичу, зарегистрированному по адресу: г. Пермь, ****, о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 41,57 рублей, а также почтовых расходов в размере 63,00 рублей – отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Медовщикову Р.И. о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год. В обоснование заявленных требований указывает, что налогоплательщиком допущена несвоевременная уплата налога за транспортное средство JEEP – GRAND CHEROKEE гос номер **, которое находится в собственности с 14.09.2008, оплата произведена частично 16.12.2019 в размере 3470 рублей, 17.12.2019 в размере 2000 рублей, 19.12.2019 в размере 2000 рублей, 20.12.2019 в размере 3000 рублей, в связи с чем исчислены пени за период с 03.12.2019 по 20.12.2019. В адрес должника направлялось налоговое уведомление и на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлялось требование № 149497 со сроком уплаты до 24.01.2020, которое в установленный срок не исполнено. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ № **/2020 от 24.04.2020 отменен 26.06.2020 в связи с возражениями.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Перми. Считает, что вывод суда о пропуске срока на обращение в суд с настоящим иском не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Из реестра отправки заказной почтовой корреспонденции следует, что административное исковое заявление отправлено 25.12.20 г., то есть своевременно.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - Кудрявцева А.С. доводы апелляционной жалобы полагала необоснованными.
Административный ответчик в судебное заседание не явился (представителя не направил), о его времени и месте извещен надлежащим образом, согласно заказному уведомлению о вручении. Каких-либо ходатайств не заявлял.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушением норм материального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам, регулируется нормами главы 28 Налогового кодекса РФ, Закона Пермского края от 25.12.2015 N 589-ПК "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае".
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
В п. 3 ст. 362 НК РФ сказано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 363 НК РФ Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Сроки взыскания транспортного налога и пеней в судебном порядке предусмотрены в статье 48 НК РФ, по правилам пункта 2, пункта 3 которой (в редакции, действующей в спорный налоговый период):
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на пропуск административным истцом установленного ст. 48 НК РФ срока при обращении в суд с настоящим административным иском. Суд указал, что судебный приказ о взыскании спорных пеней на недоимку по транспортному налогу за 2018 год, отменен 26.06.2020 г., административное исковое заявление предъявлено Инспекцией в суд 28.12.2020 г. (посредством почтового отправления), то есть за пределами установленного законом 6-ти месячного срока.
Судебная коллегия считает, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен, требования административного истца подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов настоящего дела и дела о выдаче судебного приказа следует, что за административным ответчиком в 2018 г. зарегистрировано транспортное средство Jeep Grand Cherokee, 215 л.с., сумма налога, согласно уведомлению от 27.06.2019, составила 12470 руб., исходя из налоговой ставки 58 руб.
В срок до 01.12.2019 г. административный ответчик налог не уплатил, допустил недоимку, которую гасил частями, 20.12.2019 г. погасил долг по налогу полностью.
За период с 02.12.2019 по 20.12.2019 начислены пени, размер которых, согласно расчету (л.д. 13) составил 41,57 руб.
Указанные пени взыскиваются с административного ответчика на основании требования от 23.12.2019 со сроком до 24.01.2020, направленного через личный кабинет налогоплательщика.
Общая сумма задолженностей по указанному требованию превышает 3000 руб., в связи с чем срок на обращение за судебным приказом составляет 6 месяцев после истечения срока по требованию. Данный срок истек 24.07.2020.
Судебный приказ выдан 24.04.2020, то есть в установленный срок.
Судебный приказ от 24.04.2020 г. отменен 26.06.2020 г., 6 месячный срок на обращение в суд с настоящим иском истек 26.12.2020.
Из текста административного иска следует, что инспекция ФНС акцентирует внимание суда на том, что иск подан своевременно - до 26.12.2020г.
Из штемпеля на конверте следует, что письмо отправлено органом почтовой связи 28.12.2020 г.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд; Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Суд первой инстанции указанные нормы закона не учел и имеющиеся противоречия относительно даты подачи иска не устранил. К выводу о пропуске срока пришел исходя из даты штемпеля на конверте, не запрашивая дополнительных доказательств, подтверждающих дату сдачи иска на почту у административного истца.
Вместе с тем, административный истец представил в дело реестр отправки заказной почтовой корреспонденции, из которого следует, что почтовое отправление с административным исковым заявлением в отношении Медовщикова Р.И. сдано в почтовую организацию 25.12.2020 г., то есть своевременно.
Тот факт, что письмо отправлено почтой 28.12.2020 г., о пропуске срока не свидетельствует, поскольку почтовое отправление принято почтой до истечения процессуального срока.
Таким образом, как за выдачей судебного приказа, так и с настоящим административным иском Инспекция ФНС обратилась в суд своевременно.
С учетом сказанного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно полежит отмене.
Поскольку доказательств уплаты административным ответчиком пеней в суд не представлено, судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, на основании п. 1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 400 руб.
Несение административным истцом почтовых расходов в размере 63 руб. на отправку административного искового заявления административному ответчику подтверждается почтовым реестром с печатью почтовой организацией, в связи с чем данные расходы на основании п. 6 ст. 106 КАС РФ подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 02 февраля 2021 г. отменить.
Принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 22 по Пермскому краю.
Взыскать с Медовщикова Романа Игоревича, проживающего по адресу:
г. Пермь, пр. Парковый, 41В – 104, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 год, в размере 41 рубль 57 копеек.
Взыскать с Медовщикова Романа Игоревича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Взыскать с Медовщикова Романа Игоревича в пользу Межрайонной ИФНС России № 22 по Пермскому краю судебные расходы в размере 63 рубля.
Председательствующий
Судьи