Решение по делу № 2а-521/2019 от 13.09.2019

Дело № 2а-521/19

            

Р Е Ш Е Н И Е

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кизляр      2 октября 2019 года

Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Францевой О.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по административному иску ФИО2 о признании незаконными действий (бездействий) Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> по отказу в списании задолженности по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и обязании устранить нарушение,

установил:

ФИО4 М.А. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование своих требований указав, что он обратился в Межрайонную ИФНС России по РД с просьбой о признании безнадежной к взысканию налоговой задолженности по налогам, пеням, штрафам связанными с осуществлением предпринимательской деятельностью. Ответным письмом инспекцией было отказано о признании безнадежной к списанию, мотивируя тем, что задолженность, образовавшаяся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не подпадает под ФЗ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России по <адрес> истец состоял в качестве индивидуального предпринимателя ФИО3 и, в соответствии со ст.419 НК являлся плательщиком страховых взносов. С ДД.ММ.ГГГГ деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, в связи с принятием соответствующего решения. Согласно сведениям Инспекции о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за истцом числиться задолженность по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 9 374.53 рублей и пеня в размере 382.02 рубля, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4 590 рублей и пеня в размере 560.34 рубля, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 3 796.85 рублей и пеня в размере 988.14 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) налог в размере 41 616.54 рублей и пеня в размере 1 726,76 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 23 400 рублей и пеня в размере 2856.58 руб. Согласно ч.1. ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Согласно ч.2. ст.69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Согласно ч.б, ст.69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Согласно ч.1. ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требования об уплате налога он не получал тем самым считает, что инспекцией нарушен досудебный порядок урегулирования задолженности. Также в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков. Согласно ч.1 ст.11 № 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности. В соответствии с ч.1, ст.59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. В соответствии со ст.137 НК РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с ч.1. ст.138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного истец просит суд признать действия (бездействия) Межрайонной ИФНС России по РД по отказу о списании налогов незаконным. Признать безнадежной к взысканию и списать задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 9 374.53 рублей и пеня в размере 382.02 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4 590 рублей и пеня в размере 560.34 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 3796.85 рублей и пеня в размере 988.14 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) налог в размере 41616.54 рублей и пеня в размере 1726,76 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 23400 рублей и пеня в размере 2856.58 рублей.

В связи с заявленным административным истцом ходатайством и согласием на то административного ответчика, судебное разбирательство проведено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Согласно статье 59 Налогового кодекса, в установленных законодательством случаях, в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Судом установлено, что ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации соответственно. Истцом не отрицается, что у него имеется задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а именно налог в размере 9374.53 рублей и пеня в размере 382.02 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4590 рублей и пеня в размере 560.34 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 3796.85 рублей и пеня в размере 988.14 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) налог в размере 41616.54 рублей и пеня в размере 1726,76 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 23400 рублей и пеня в размере 2856.58 рублей.

В связи с принятием Федерального закона –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МРИ ФНС по РД с заявлением о списании образовавшейся у него задолженности по:

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а именно налог в размере 9374.53 рублей и пеня в размере 382.02 руб.,

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4590 рублей и пеня в размере 560.34 руб.,

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 3796.85 рублей и пеня в размере 988.14 руб.,

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) налог в размере 41616.54 рублей и пеня в размере 1726,76 руб.,

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 23400 рублей и пеня в размере 2856.58 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано налоговым органом в списании образовавшейся недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В обоснование отказа советником государственной гражданской службы РФ МРИ ФНС по РД указано, что до ДД.ММ.ГГГГ администрирование страховых взносов на пенсионное страхование, а также медицинское страхование, осуществлялось Пенсионным фондом и контроль за уплатой указанных взносов возлагался на органы пенсионного Фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем числящаяся задолженность не подлежит списанию.

Вместе с тем, указанная в ответе на обращение истца причина отказа не соответствует и противоречит принятому ДД.ММ.ГГГГ Федеральному закону – ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты ФИО1 Федерации».

Так, согласно ч.1 ст.11 Федерального закона № 436-ФЗ, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Таким образом, вне зависимости от того, являлся ли налоговый орган администратором по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обязанность по списанию образовавшейся у налогоплательщиков до ДД.ММ.ГГГГ задолженности, возложена на налоговый орган по месту жительства должника, в данном случае лица, которое на дату списания соответствующих сумм утратило статус индивидуального предпринимателя.

В силу ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст.48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что требование об уплате страховых взносов МРИ ФНС по РД истцу не направлял, срок для обращения в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании задолженности пропустил.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175 -181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО2 о признании незаконными действий (бездействий) Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> по отказу в списании задолженности по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и обязании устранить нарушение, удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию и списать задолженность ФИО2:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 9 374 руб. 53 копеек и пеню в размере 382 руб. 02 коп.;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4 590 рублей и пеню в размере 560 руб. 34 коп.;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 3796 руб. 85 коп. и пеню в размере 988 руб. 14 коп.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 41616 руб. 54 коп. и пеню в размере 1726 руб. 76 коп.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 23400 рублей и пеню в размере 2 856 руб. 58 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения, через Кизлярский городской суд РД.

Судья Францева О.В.

2а-521/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Магомедов Магомед Асадулаевич
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №15 по РД
Суд
Кизлярский городской суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
kizljar-gs.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее