Решение по делу № 33-5032/2024 от 19.07.2024

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 августа 2024 года по делу № 33-5032/2024

Судья Комарова Л.В. Дело № 2-1630/2024

43RS0003-01-2024-001854-27

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Катаевой Е.В., Лысовой Т.В.,

при секретаре Хадеевой Е.С.,

с участием прокурора Новиковой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Город Киров» по доверенности Серёгиной Т.В. на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 04 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора г.Кирова удовлетворить.

Возложить на администрацию г.Кирова обязанность организовать устранение нарушений «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, путем оборудования внешней лестницы, расположенной возле монумента с самолетом МиГ-29УБ в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, пандусом с двусторонними ограждениями и поручнями, в соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020.

Возложить на администрацию г.Кирова обязанность организовать устранение нарушений «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, на участке тротуара в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, путем оборудования внешней лестницы непрерывными по всей длине ограждениями и поручнями с двух сторон, в соответствии с требованиями п.п. 5.1.13 СП 59.13330.2020.

Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Кирова обратился в суд с иском к администрации г.Кирова о возложении обязанности. В обоснование указал, что прокуратурой г.Кирова проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения: внешняя лестница, расположенная возле монумента с самолетом МиГ-29УБ в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, пандусом с двусторонними ограждениями и поручнями не оборудована, на участке тротуара в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова внешняя лестница ограждениями и поручнями с двух сторон не оборудована. Выявленные нарушения посягают на права неопределенного круга лиц – лиц, отнесенных к маломобильным группам населения. Просит возложить на администрацию г.Кирова обязанность организовать устранение нарушений «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, путем оборудования внешней лестницы, расположенной возле монумента с самолетом МиГ-29УБ в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, пандусом с двусторонними ограждениями и поручнями, в соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020; возложить на администрацию г.Кирова обязанность организовать устранение нарушений «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, на участке тротуара в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, путем оборудования внешней лестницы непрерывными по всей длине ограждениями и поручнями с двух сторон, в соответствии с требованиями п.п. 5.1.13 СП 59.13330.2020.

Первомайским районным судом г.Кирова 04.06.2024 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Представитель администрации МО «Город Киров» - Серёгина Т.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме; в случае оставления оспариваемого судебного акта без изменения, просит указать срок исполнения судебного акта – не ранее 25.10.2026. В обоснование указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Обращает внимание на то, что СП 59.13330.2020 подлежат применению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования и распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда, а также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1 СП. 59.13330.2020). Согласно п. 4.3 СП 59.13330.2020 проектные решения должны обеспечивать для МГН в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования: доступность с учетом расстояний и параметров путей движения к местам обслуживания; безопасность путей движения, в том числе эвакуационных, мест целевого посещения и оказания услуги, мест приложения труда; условия для своевременной и беспрепятственной эвакуации из здания, сооружения или в пожаробезопасную зону для исключения воздействия опасных факторов пожара. При этом согласно п. 3.8 СП. 59.13330.2020 под доступностью понимается характеристика зданий, сооружений и используемых на них информационных средств, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения. Однако благоустройство территорий общего пользования в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова было выполнено в рамках муниципального контракта № Ф.2023.010667 от 14.08.2023, заключенного между МКУ «Дирекция благоустройства г.Кирова» и ИП Галоян В.А., в пределах выделенного бюджетного финансирования. Техническим заданием к вышеуказанному контракту оборудование пандусом, а также ограждениями и поручнями лестницы, расположенной возле монумента с самолетом «МиГ-29УБ», предусмотрено не было. Беспрепятственный доступ МГН к вышеуказанной благоустроенной территории обеспечен со стороны тротуаров, расположенных вдоль Октябрьского проспекта, что подтверждается письмом с фото приложениями от 10.04.2024 № 01-090Р-11502. Учитывая изложенное, требование доступности для МГН к спорному объекту, предусмотренное СП 59.13330.2020, обеспечено вышеуказанным способом. Также следует учесть, что пункты 5.1.13, 5.1.14., 5.1.16. СП 59.13330.2020 содержат императивные нормы, не предусматривающие безусловную обязанность обустраивать с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц непрерывные по всей их длине ограждения и поручни, а также пандусы, которые должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями. Судом исследованы не все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Отмечает, что спорный объект в настоящее время находится на гарантии в рамках исполнения муниципального контракта № Ф.2023.010667 от 14.08.2023, согласно условиям которого гарантийный период составляет 3 года с даты размещения в ЕИС закупки документа о приемке - до 25.10.2026. Полагает, что возложение на администрацию г.Кирова обязанностей, указанных в оспариваемом решении, влечет нарушение требований бюджетного законодательства Российской Федерации об эффективном расходовании бюджетных средств и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Выслушав представителя администрации г.Кирова Серегину Т.В., поддержавшую доводы и требования жалобы, прокурора Новикову И.В., полагавшую, что решение подлежит оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В силу положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В указанный перечень включены и СП 59.13330.2020«СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Согласно п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы. При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90 градусов во внешнюю сторону. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п. Расстояние любой прилегающей поверхности до поручней в свету должно быть не менее 0,06 м. При расположении поручня под нависающими конструкциями ограждений следует обеспечивать высоту над поручнем не менее 0,45 м, а их внешнюю границу проектировать по одной вертикальной проекции с внутренним краем поручня. Там, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кустарник).

В п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 закреплено, что у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.

Пунктом 5.1.16 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что по продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м.

Согласно п. 11 ч. 6 ст. 29 решения Кировской городской Думы № 42/19 от 29.06.2005 «Об уставе муниципального образования «Город Киров» к компетенции администрации г.Кирова относится осуществление в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова расположен монумент с самолетом МиГ-29УБ (акт осмотра от 13.02.2024). Внешняя лестница, расположенная возле монумента с самолетом МиГ-29УБ в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, не оборудована пандусом с двусторонними ограждениями и поручнями, что является нарушением п. 5.1.13, 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020«СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», что ограничивает доступность к монументу как объекту социального значения для маломобильных групп населения (л.д. 14).

Прокурор г.Кирова обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Кирова о возложении обязанности.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции исходил из того, что необеспеченность объектов социальной инфраструктуры средствами, способствующими беспрепятственному передвижению маломобильных групп населения, нарушает права лиц, отнесенных к маломобильным группам населения. При этом отметил, что наличие иных альтернативных пешеходных путей не исключает обязанность администрации г.Кирова по созданию благоприятной городской среды с учетом потребностей маломобильных групп населения.

Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не находит.

Доводы жалобы об имеющихся иных путях беспрепятственного доступа к монументу были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены.

Между тем, доводы жалобы в части установления срока исполнения решения суда заслуживают внимание.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Из разъяснений, содержащихся в п. 27 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства

В жалобе представитель администрации МО «Город Киров» просит установить срок исполнении решения суда – не ранее 25.10.2026, окончание гарантийного периода в рамках исполнения муниципального контракта от 14.08.2023. Коллегия, находит данный срок не соответствующим принципу разумности, наличие гарантийного срока не лишает администрацию обязанности исполнить решение ранее его окончания, учитывая, что контрактом устройство пандусов не было предусмотрено, и считает необходимым дополнить решение указанием на срок его исполнения до 01.09.2025, полагая его разумным и реальным для исполнения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Первомайского районного суда г.Кирова от 04 июня 2024 дополнить, указав срок исполнения решения суда.

Установить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2025 года.

В остальной части решение Первомайского районного суда г.Кирова от 04 июня 2024 года оставить без изменения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.08.2024

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 августа 2024 года по делу № 33-5032/2024

Судья Комарова Л.В. Дело № 2-1630/2024

43RS0003-01-2024-001854-27

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Катаевой Е.В., Лысовой Т.В.,

при секретаре Хадеевой Е.С.,

с участием прокурора Новиковой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Город Киров» по доверенности Серёгиной Т.В. на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 04 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора г.Кирова удовлетворить.

Возложить на администрацию г.Кирова обязанность организовать устранение нарушений «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, путем оборудования внешней лестницы, расположенной возле монумента с самолетом МиГ-29УБ в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, пандусом с двусторонними ограждениями и поручнями, в соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020.

Возложить на администрацию г.Кирова обязанность организовать устранение нарушений «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, на участке тротуара в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, путем оборудования внешней лестницы непрерывными по всей длине ограждениями и поручнями с двух сторон, в соответствии с требованиями п.п. 5.1.13 СП 59.13330.2020.

Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Кирова обратился в суд с иском к администрации г.Кирова о возложении обязанности. В обоснование указал, что прокуратурой г.Кирова проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения: внешняя лестница, расположенная возле монумента с самолетом МиГ-29УБ в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, пандусом с двусторонними ограждениями и поручнями не оборудована, на участке тротуара в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова внешняя лестница ограждениями и поручнями с двух сторон не оборудована. Выявленные нарушения посягают на права неопределенного круга лиц – лиц, отнесенных к маломобильным группам населения. Просит возложить на администрацию г.Кирова обязанность организовать устранение нарушений «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, путем оборудования внешней лестницы, расположенной возле монумента с самолетом МиГ-29УБ в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, пандусом с двусторонними ограждениями и поручнями, в соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020; возложить на администрацию г.Кирова обязанность организовать устранение нарушений «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, на участке тротуара в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, путем оборудования внешней лестницы непрерывными по всей длине ограждениями и поручнями с двух сторон, в соответствии с требованиями п.п. 5.1.13 СП 59.13330.2020.

Первомайским районным судом г.Кирова 04.06.2024 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Представитель администрации МО «Город Киров» - Серёгина Т.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме; в случае оставления оспариваемого судебного акта без изменения, просит указать срок исполнения судебного акта – не ранее 25.10.2026. В обоснование указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Обращает внимание на то, что СП 59.13330.2020 подлежат применению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования и распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда, а также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1 СП. 59.13330.2020). Согласно п. 4.3 СП 59.13330.2020 проектные решения должны обеспечивать для МГН в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования: доступность с учетом расстояний и параметров путей движения к местам обслуживания; безопасность путей движения, в том числе эвакуационных, мест целевого посещения и оказания услуги, мест приложения труда; условия для своевременной и беспрепятственной эвакуации из здания, сооружения или в пожаробезопасную зону для исключения воздействия опасных факторов пожара. При этом согласно п. 3.8 СП. 59.13330.2020 под доступностью понимается характеристика зданий, сооружений и используемых на них информационных средств, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения. Однако благоустройство территорий общего пользования в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова было выполнено в рамках муниципального контракта № Ф.2023.010667 от 14.08.2023, заключенного между МКУ «Дирекция благоустройства г.Кирова» и ИП Галоян В.А., в пределах выделенного бюджетного финансирования. Техническим заданием к вышеуказанному контракту оборудование пандусом, а также ограждениями и поручнями лестницы, расположенной возле монумента с самолетом «МиГ-29УБ», предусмотрено не было. Беспрепятственный доступ МГН к вышеуказанной благоустроенной территории обеспечен со стороны тротуаров, расположенных вдоль Октябрьского проспекта, что подтверждается письмом с фото приложениями от 10.04.2024 № 01-090Р-11502. Учитывая изложенное, требование доступности для МГН к спорному объекту, предусмотренное СП 59.13330.2020, обеспечено вышеуказанным способом. Также следует учесть, что пункты 5.1.13, 5.1.14., 5.1.16. СП 59.13330.2020 содержат императивные нормы, не предусматривающие безусловную обязанность обустраивать с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц непрерывные по всей их длине ограждения и поручни, а также пандусы, которые должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями. Судом исследованы не все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Отмечает, что спорный объект в настоящее время находится на гарантии в рамках исполнения муниципального контракта № Ф.2023.010667 от 14.08.2023, согласно условиям которого гарантийный период составляет 3 года с даты размещения в ЕИС закупки документа о приемке - до 25.10.2026. Полагает, что возложение на администрацию г.Кирова обязанностей, указанных в оспариваемом решении, влечет нарушение требований бюджетного законодательства Российской Федерации об эффективном расходовании бюджетных средств и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Выслушав представителя администрации г.Кирова Серегину Т.В., поддержавшую доводы и требования жалобы, прокурора Новикову И.В., полагавшую, что решение подлежит оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В силу положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В указанный перечень включены и СП 59.13330.2020«СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Согласно п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы. При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90 градусов во внешнюю сторону. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п. Расстояние любой прилегающей поверхности до поручней в свету должно быть не менее 0,06 м. При расположении поручня под нависающими конструкциями ограждений следует обеспечивать высоту над поручнем не менее 0,45 м, а их внешнюю границу проектировать по одной вертикальной проекции с внутренним краем поручня. Там, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кустарник).

В п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 закреплено, что у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.

Пунктом 5.1.16 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что по продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м.

Согласно п. 11 ч. 6 ст. 29 решения Кировской городской Думы № 42/19 от 29.06.2005 «Об уставе муниципального образования «Город Киров» к компетенции администрации г.Кирова относится осуществление в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова расположен монумент с самолетом МиГ-29УБ (акт осмотра от 13.02.2024). Внешняя лестница, расположенная возле монумента с самолетом МиГ-29УБ в районе здания № 49 по Октябрьскому проспекту г.Кирова, не оборудована пандусом с двусторонними ограждениями и поручнями, что является нарушением п. 5.1.13, 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020«СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», что ограничивает доступность к монументу как объекту социального значения для маломобильных групп населения (л.д. 14).

Прокурор г.Кирова обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Кирова о возложении обязанности.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции исходил из того, что необеспеченность объектов социальной инфраструктуры средствами, способствующими беспрепятственному передвижению маломобильных групп населения, нарушает права лиц, отнесенных к маломобильным группам населения. При этом отметил, что наличие иных альтернативных пешеходных путей не исключает обязанность администрации г.Кирова по созданию благоприятной городской среды с учетом потребностей маломобильных групп населения.

Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не находит.

Доводы жалобы об имеющихся иных путях беспрепятственного доступа к монументу были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены.

Между тем, доводы жалобы в части установления срока исполнения решения суда заслуживают внимание.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Из разъяснений, содержащихся в п. 27 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства

В жалобе представитель администрации МО «Город Киров» просит установить срок исполнении решения суда – не ранее 25.10.2026, окончание гарантийного периода в рамках исполнения муниципального контракта от 14.08.2023. Коллегия, находит данный срок не соответствующим принципу разумности, наличие гарантийного срока не лишает администрацию обязанности исполнить решение ранее его окончания, учитывая, что контрактом устройство пандусов не было предусмотрено, и считает необходимым дополнить решение указанием на срок его исполнения до 01.09.2025, полагая его разумным и реальным для исполнения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Первомайского районного суда г.Кирова от 04 июня 2024 дополнить, указав срок исполнения решения суда.

Установить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2025 года.

В остальной части решение Первомайского районного суда г.Кирова от 04 июня 2024 года оставить без изменения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.08.2024

33-5032/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Кирова
Ответчики
Администрация г. Кирова
Суд
Кировский областной суд
Судья
Бакина Елена Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.kir.sudrf.ru
19.07.2024Передача дела судье
12.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2024Передано в экспедицию
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее