Судья Протасова Е.М. дело № 33-1478/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 17 августа 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 июня 2017 года, которым постановлено:
удовлетворить исковое заявление Казаринова А.А.;
обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить Казаринову А.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казаринов А.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Администрация, ответчик) о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства.
В обоснование иска Казаринов А.А. указал, что он относится к лицам из числа детей-сирот. Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 5 июля 2013 года <№> он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако до настоящего времени он жильем не обеспечен.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Казаринова А.А., ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права.
В жалобе указывается на то, что администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» не нарушены права Казаринова А.А., поскольку его право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда ответчиком не оспаривается, отказа в этом истец не получал. Обеспечение соответствующей категории лиц жильем специализированного жилищного фонда должно осуществляться в порядке очередности, обязанность по внеочередному обеспечению истца указанным жильем у ответчика отсутствует, обжалуемым решением нарушаются права иных лиц указанной категории, поставленных на учет для обеспечения жильем из специализированного жилищного фонда. Также считает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как обязанность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению специализированными жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления в вопросах обеспечения детей-сирот жилыми помещениями исполняют функции технических администраторов процесса.
В возражениях на апелляционную жалобу Казаринов А.А. приводит доводы в поддержку решения суда, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на рассмотрение жалобы в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.
Заслушав Казаринова А.А., и его представителя Ведерникову А.Ю., просивших оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В соответствии с частью статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 года
№ 15-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 года), действующей с
1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены вышеуказанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от
28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Республики Марий Эл № 13-З) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл № 13-З предусмотрено, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Марий Эл № 79-З).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.
Из дела видно, что Казаринов А.А., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот (отец ФИО1 умер
<дата>, мать ФИО2 умерла <дата>).
Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 5 июля 2013 года <№> Казаринов А.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее – Список).
Согласно поквартирной карточке Казаринов А.А. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. Комиссия по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях установила, что проживание Казаринова А.А. в занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, невозможно (акт от 5 июля 2013 года <№>).
Право истца на получение жилого помещения и факт его включения в Список Администрацией не оспаривался. Вместе с тем, Администрация указывает, что жилое помещение будет предоставлено Казаринову А.А. в порядке очередности в соответствии со Списком.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложены на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола», однако в отношении Казаринова А.А. указанные обязанности ответчиком в настоящее время не исполнены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу противоречат Закону Республики
Марий Эл № 13-З, наделившему органы местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Ни Федеральный закон № 159-ФЗ, ни Закон Республики Марий Эл № 79-З не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с этим доводы жалобы о том, что исполнение обжалуемого решения может нарушить права иных лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, а также ссылки на отсутствие соответствующего финансирования судебной коллегией отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав истца ввиду того, что его право на обеспечение жилым помещением ответчиком не оспаривается и в этом ему отказано не было, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, право на обеспечение жилым помещением Казаринов А.А. реализовал путем обращения в Министерство образования и науки Республики Марий Эл с заявлением о включении его в Список.
Формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Какого-либо отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи А.А. Ваулин
Н.Г. Лелеков