2а-2200/2020
18RS0013-01-2020-002266-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года с. Завьялово УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кожевникова Ю.А.,
при ведении протокола и аудиофиксации хода судебного заседания секретарем судебного заседания Батовой А.Д.,
с участием:
представителя административного ответчика Администрации МО «Ягульское» - Лирника И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитина М.Н. к Администрации муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в присвоении почтового адреса,
У С Т А Н О В И Л :
Никитина М.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, просила суд:
1) признать незаконным решение Администрации МО «Ягульское» № от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении объекту адресации адреса на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №;
2) обязать Администрацию МО «Ягульское» выдать решение о присвоении объекту адресации адреса на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Исковые требования мотивированы следующим.
Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок.
Административный истец обратился в Администрацию МО «Ягульское» с заявлением о присвоении почтового адреса указанному земельному участку, предоставив полный пакет документов в соответствии с административным регламентом.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации МО «Ягульское» административному истцу было отказано в присвоении потового адреса по причине отсутствия оснований для присвоения почтового адреса.
Данный отказ Администрации МО «Ягульское» является незаконным и нарушает права административного истца, создает препятствия к осуществлению правомочий собственника земельного участка.
С учетом указанного административный истец просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Муниципального образования «Ягульское» ФИО3 заявленные требования не признал, ссылаясь на законность принятого решения.
Административный истец Никитина М.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Никитина М.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: «индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям (Ж Зона застройки индивидуальными жилыми домами)», расположенный по адресу <адрес>
Никитина М.Н. обратилась в Администрацию МО «Ягульское» с заявлением о присвоении почтового адреса в отношении указанного земельного участка.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации МО «Ягульское» административному истцу было отказано в присвоении потового адреса по причине отсутствия оснований для присвоения почтового адреса.
Отказ был мотивирован отсутствием случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса, указанных в пункте 8 Правил, подпункте «г» пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что оспариваемые действия по отказу в присвоении почтовых адресов были оформлены письменным решением, суд полагает, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд был соблюден.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов объектам адресации относится к компетенции администрации сельских поселений.
В соответствии с пунктом 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221 (далее по тексту также – Правила № 1221) присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Пунктом 7 Правил № 1221 установлено, что присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил.
Пунктом 8 Правил № 1221 предусмотрено, что присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях:
подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
При этом пунктом 3 Правил № установлено, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:
а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства;
б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами;
в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Согласно пункту 40 Правил №, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:
а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;
б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
В силу части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно- строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно пункту 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, к которым, помимо указанных выше элементов, также относятся территория общего пользования, в том числе улично-дорожная сеть.
К случаям, когда в целях размещения объекта капитального строительства подготовка документации по планировке территории является обязательной, пункт 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит необходимость установления, изменения или отмены красных линий.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
К территориям общего пользования согласно пункту 12 той же статьи отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введённой в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которая применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утверждённых в установленном порядке красных линий, не допускается. Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований (пункт 3.6 Инструкции РДС 30-201- 98).
В силу комплексного характера градостроительных отношений к ним применяются земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В связи с этим при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать и утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*» (далее по тексту – Свод правил СП 42.13330.2011), отдельные положения которого включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно пункту 5.2 Свода правил СП 42.13330.2011 планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учётом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети (пункт 11.1 Свода правил СП 42.13330.2011).
Улично-дорожную сеть населённых пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учётом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы (пункт 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011).
Также в пунктах 11.5, 11.6 Свода правил СП 42.13330.2011 содержатся расчётные параметры улиц и дорог для сельских поселений, в том числе ширина полосы движения, пешеходной части тротуара улицы в жилой застройке, расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки.
Как следует из материалов административного дела, административным истцом в Администрацию МО «Ягульское» было подано заявление о присвоении почтового адреса земельному участку, расположенному в границах территории в отношении которой отсутствует документация по планировке территории. Фактически, таким образом, был поставлен вопрос о предстоящем создании элемента планировочной структуры населённого пункта (застройке микрорайона) в отсутствие утверждённого проекта планировки и, соответственно, установленных красных линий.
В этой связи суд находит оспариваемый отказ Администрации МО «Ягульское» законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Никитина М.Н. к Администрации муниципального образования «Ягульское» об оспаривании решения об отказе в присвоении почтового адреса оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.А. Кожевников