г.Сыктывкар 13 марта 2024 года
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,
при секретаре Осиповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 11 марта 2024 года дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Воронина Сергея Васильевича, занимающего должность руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
установил:
16.01.2024 аудитором Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» Борзыкиным В.В. в отношении Воронина С.В., занимающего должность руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» составлен протокол № Па-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
22.01.2024 протокол об административном правонарушении с материалами дела поступил в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара на основании определения мирового судьи Веждинского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара от 17.01.2024.
Определением судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 23.01.2024 протокол № ПА-1 от 16.01.2024 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воронина Сергея Васильевича с приложенными материалами возвращен аудитору Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» для устранения недостатков.
09.02.2024 протокол об административном правонарушении с материалами дела поступил в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара.
В судебное заседание Воронин С.В. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил своего защитника.
В судебном заседании составившее протокол об административном правонарушении должностное лицо Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» - Борзыкин В.В. обстоятельства, изложенные в протоколе, подтвердил.
Брызгунова О.Ф., действующая в интересах Воронина С.В. на основании доверенности, с протоколом об административном правонарушении не согласилась, поддержав представленные в материалы дела письменные объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности. Не оспаривая обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, считала, что действия Воронина С.В., хотя формально и подпадают под квалификацию по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако являлись вынужденной мерой по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Просила применить положения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом обстоятельств дела, либо назначить наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются бюджетные отношения. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Частью 7 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
В соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта заключение договоров фрахтования относится к перевозке пассажиров и багажа по заказу.
Постановлением администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 15.12.2016 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Сыктывкар» (вместе с Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО ГО «Сыктывкар»), в соответствии с п. 1.2 которого организатором перевозок является, в том числе, Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», уполномоченная в соответствии с Уставом МО ГО «Сыктывкар» на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах в границах МО ГО «Сыктывкар» на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и перевозок пассажиров и багажа по заказу в части, установленной разделом 2 настоящего Положения.
В соответствии со ст. 58 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», принятого Советом МО городского округа «Сыктывкар» 18.01.2006, администрация Эжвинского района в сфере формирования и исполнения бюджета, финансов и учета: является главным распорядителем бюджетных средств в пределах утвержденной сметы доходов и расходов Эжвинского района; вносит в Совет городского округа и (или) администрацию городского округа предложения по проектам планов социально-экономического развития подведомственной территории и программ органов государственной власти Республики Коми, а также проектам планов организаций, расположенных на территории Эжвинского района, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, экономическим и социальным развитием Эжвинского района; в сфере архитектуры, строительства, транспорта и связи Эжвинского района: создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует на договорной основе транспортное обслуживание населения, в том числе утверждает маршруты и графики движения пассажирского транспорта в Эжвинском районе; утверждает графики и маршруты движения пассажирского транспорта, связывающего территорию Эжвинского района с территорией муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Согласно статье 55 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» руководитель администрации Эжвинского района возглавляет администрацию на принципах единоначалия и персональной ответственности за выполнение возложенных на администрацию задач и функций (ч.. 1). Руководитель администрации Эжвинского района в пределах своих полномочий представляет администрацию Эжвинского района без доверенности в государственных органах Российской Федерации, государственных органах Республики Коми, органах местного самоуправления, судебных органах, организациях и перед населением, заключает от имени администрации Эжвинского района договоры, соглашения, выдает доверенности (ч. 3). Руководитель администрации Эжвинского района: организует в пределах своей компетенции на территории Эжвинского района исполнение законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Коми, настоящего Устава и муниципальных правовых актов; реализует право разработки и внесения проектов правовых актов на рассмотрение Совета городского округа, главы городского округа - руководителя администрации, а также согласования соответствующих проектов; распоряжается бюджетными ассигнованиями в пределах утвержденной сметы доходов и расходов Эжвинского района, включая смету на содержание и организацию работы администрации Эжвинского района, являющимися средствами бюджета городского округа, открывает и закрывает счета в уполномоченных организациях, является распорядителем бюджетных средств, подписывает платежно-распорядительные документы (ч. 4).
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.12.2022 №... «О бюджете МО ГО «Сыктывкар» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» объемы финансирования на организацию муниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом предусмотрены по целевой статье расходов «Организация муниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» (КЦСР – 14 3 13 С0000).
Из материалов дела следует, что в период с 07.11.2023 по 19.12.2023 должностным лицом Контрольно-счетной палаты Республики Коми проведена проверка деятельности администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» на предмет целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на организацию и осуществление пассажирских перевозок, за период 2022 год и 9 месяцев 2023 года. По результатам проверки выявлены нарушения требований бюджетного законодательства.
Так, из акта проверки от 19.12.2023 следует, что в проверяемом периоде за счет средств бюджета, выделенных на организацию муниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, администрацией Эжвинского района заключались договоры фрахтования транспортных средств для перевозки неопределенного круга пассажиров и багажа (далее - договоры фрахтования) по маршруту: "СНТ "Мотор" - СНТ "Заря" - СНТ "Мотор" - СНТ "Кедр" - "СНТ "Мотор".
Общий объем средств муниципального бюджета, направленных администрацией Эжвинского района на оплату транспортных услуг по договору фрахтования, за 9 месяцев 2023 года составил ... рублей. Приемка бюджетных и денежных обязательств (заключение договора, подписание актов и оплата выполненных работ) осуществлена руководителем администрации Эжвинского района Ворониным С.В. по целевой статье расходов 14313С0000 «Организация муниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» в сумме ... рублей.
Средства муниципального бюджета в размере ... рублей направлены на цели, не соответствующие условиям их выделения.
16.01.2024 аудитором Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» Борзыкиным В.В. в отношении Воронина С.В., занимающего должность руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар», составлен протокол № Па-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому должностное лицо административного органа, изучив материалы проверки, исходило из того, что заключение договоров фрахтования не относится к деятельности по организации регулярных перевозок и не может осуществляться администрацией Эжвинского района при организации транспортного обслуживания населения за счет средств бюджета, предусмотренных для организации муниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Исходя из положений пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях не соответствующих целям, определенным решением о бюджете, является нецелевым использованием бюджетных средств. В связи с изложенным, руководителем администрации Эжвинского района - Ворониным С.В. по месту нахождения Администрации Эжвинского района (167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Славы, д.1) в период с 25 апреля по 10 октября 2023 года допущено использование средств бюджета на цели, не соответствующие целям определенным решением о бюджете. Правонарушение выявлено 19.12.2023. Действия Воронина С.В., занимающего должность руководителя администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар», квалифицированы должностным лицом административного органа по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
08.02.2024 аудитором Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» Борзыкиным В.В. в порядке устранения недостатков протокола составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Воронина С.В.
Оценив представленные с протоколом письменные документы в их совокупности, с учетом требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, среди которых: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар», содержащая сведения о руководителе Воронине С.В., Решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.12.2022 №... «О бюджете МО ГО «Сыктывкар» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», договор фрахтования №... транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа от 25.04.2023 с актами об исполнении №... от 30.06.2023, №... от 31.07.2023, №... от 31.08.2023, №... от 30.09.2023, платежными поручениями №... от 05.07.2023, №... от 14.08.2023, №... от 11.09.2023, №... от 10.10.2023, акт проверки от 19.12.2023, протокол об административном правонарушении от 08.02.2024, суд приходит к выводу о доказанности административным органом того обстоятельства, что Воронин С.В., занимая должность руководителя администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар», при указанных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах допустил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в их направлении и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.12.2022 №... «О бюджете МО ГО «Сыктывкар» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о виновности Воронина С.В. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о наличии в его действиях события и состава вмененного правонарушения.
В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Субъективная сторона общественно опасного деяния, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется только умышленной формой вины, когда уполномоченное должностное лицо сознавало противоправный характер своего действия по оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, предвидело возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что у должностного лица имелась возможность для соблюдения требований бюджетного законодательства, за нарушение которого ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доводы защитника юридического лица об обратном суд находит несостоятельными, поскольку доказательства объективной невозможности соблюдения должностным лицом установленных бюджетным законодательством требований в материалы дела не предоставлены.
Ссылка защитника Воронина С.В. на невозможность иным путем обеспечить исполнение соответствующим органом местного самоуправления возложенных на него в силу вышеприведенных требований федерального законодательства, а так же Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах соответствующего населенного пункта по смыслу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устраняет виновность лица в совершении административного правонарушения. Так, в материалы дела не представлены доказательства невозможности реализации администрацией Эжвинского района как органом местного самоуправления исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения в сфере транспорта на территории Эжвинского района с соблюдением требований бюджетного законодательства.
Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, и иных документах, перечисленных выше и принятых судом в качестве доказательств вины должностного лица в совершении рассматриваемого административного правонарушения, не имеется. Процессуальные документы, включая протокол об административном правонарушении, составлены уполномоченным должностным лицом, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, нарушений требований закона при их составлении, а так же в ходе проведения проверки не допущено.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Вышеприведенное положение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеет целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
По смыслу же статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, что предполагает оценку и исследование всех доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не допускает возможность произвольного отклонения объяснений данного лица.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что установленный Кодексом РФ об административных правонарушениях порядок производства по делу об административном правонарушении в отношении Воронина С.В. не нарушен.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
При этом в силу ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Между тем, санкцией статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В этой связи, основания для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как о том заявлено защитником привлекаемого к административной ответственности лица, отсутствуют.
Вопреки доводам защитника привлекаемого к административной ответственности лица оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено, поскольку в соответствии с данной нормой и разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, так как малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу не усматриваю, поскольку признаков малозначительности совершенное правонарушение не содержит. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за расходованием бюджетных средств.
При определении вида и размера наказания суд учитывает следующее.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно ч. 3 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.
В силу ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статья 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Рассматриваемым правонарушением не был причинен вред в области законодательства об исполнительном производстве.
Материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что Воронин С.В. ранее привлекался к административной ответственности по данной статье, а совершенным деянием причинен указанный в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях вред.
Таким образом, имеется совокупность юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в данном случае положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь приведенными нормами, учитывая характер совершенного Ворониным С.В. административного правонарушения и обстоятельства его совершения, принимая во внимание то обстоятельство, что не установлен факт причинения вреда, полагаю возможным назначить Воронину С.В. наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Воронина Сергея Васильевича, занимающего должность руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В.Баудер
Постановление в полном объеме изготовлено 13.03.2024.