Дело № 2а-5-67/2021 судья Смирнова Е.В. 2021 год
33-2655/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Климовой К.В., Солдатовой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ключкиной У.Г.
по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Тверской области на решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 15 апреля 2021 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Сонковская центральная районная больница» по неисполнению требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ».
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Сонковская центральная районная больница» в срок до 31 декабря 2021 года устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику и на объект ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>, путем ограждения территории по периметру и установки шлагбаума.
Обязать Министерство здравоохранения Тверской области и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Сонковская центральная районная больница» в срок до 31 декабря 2021 года в пределах своих полномочий и компетенции осуществить финансирование выполнения работ в целях устранения нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, по организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику и на объект ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>, путем ограждения территории по периметру».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Сонковского района Тверской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Тверской области, в котором просит признать незаконным бездействие Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Сонковская центральная районная больница» по неисполнению требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Сонковская центральная районная больница» в срок до 31.12.2021 устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику и на объект ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>, путем ограждения территории по периметру и установки шлагбаума; на Министерство здравоохранения Тверской области, как главного распорядителя бюджетных средств, возложить обязанность, в указанный срок, осуществить надлежащее финансирование, в целях устранения нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект ГБУЗ «Сонковская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику и на объект ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>, путем ограждения территории по периметру.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Сонковского района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства проведена проверка исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», в ходе которой выявлен ряд нарушений, связанных с несоблюдением правовых норм, изложенных в Требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8.
Пунктом 5.18 Свода правил СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 58/пр предусмотрено, что участки медицинских организаций со стационарами должны быть огорожены.
В нарушение вышеуказанных требований установлено, что в соответствии с актами обследования и категорирования объектов разработаны паспорта безопасности объектов ГБУЗ «Сонковская ЦРБ», которые согласованы и утверждены.
Паспорт безопасности в соответствии с актом обследования и категорирования от 30.05.2018 разработан на объект ГБУЗ «Сонковская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику. Объекту присвоена вторая категория.
Паспорт безопасности в соответствии с актом обследования и категорирования от 30.05.2018 разработан на объект ГБУЗ «Сонковская ЦРБ»-отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>. Объекту присвоена третья категория.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлен ряд нарушений, связанных с несоблюдением правовых норм, изложенных в Требованиях, в том числе в нарушение п.п. «е» п. 16(1) Требований санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» второй категории, расположенный по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику и объект ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» третьей категории - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>, не организован.
Прокуратурой Сонковского района 03.10.2017 в адрес главного врача ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, которое было рассмотрено. В ответ на представление ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» представила информацию о том, что для организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на территорию ЦРБ и гериатрического отделения <адрес> прорабатывается вопрос по установке ограждения и пунктов пропуска на въезде территории больницы. Необходимые средства будут заложены в финансовый план на 2018 год - до 31.12.2017.
Однако на момент проверки установлено, что запланированные мероприятия не осуществлены, нарушения требований законодательства не устранены.
Кроме того, в соответствии с актом обследования и категорирования объекта ГБУЗ «Сонковская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, от 30.05.2018 с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, в том числе, восстановление ограждения территории, оборудование въезда на территорию больницы шлагбаумом с охраной. Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта.
Однако на момент проверки указанные мероприятия не выполнены, крайний срок для выполнения данных мероприятий 30.05.2019.
Также в соответствии с актом обследования и категорирования объекта ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенного по адресу: <адрес>, от 30.05.2018, определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, в том числе, восстановление ограждения территории, оборудование въезда на территорию больницы шлагбаумом с охраной.
Однако, на момент проверки указанные мероприятия не выполнены. Крайний срок для выполнения данных мероприятий 30.05.2019.
Приведенные факты свидетельствует о невыполнении ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» возложенной на учреждение действующим законодательством обязанности по исполнению законодательства о противодействии терроризму.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, создают опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушают их права и законные интересы, свидетельствуют о наличии угрозы несанкционированного проникновения на территорию учреждения посторонних лиц, совершения диверсионно-террористических актов.
Для выполнения финансово-затратных мероприятий ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» в 2019 году составлена проектно-сметная документация на периметральное ограждение территории объекта ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику, общая сумма средств требуемая для указанных целей №. руб.; на периметральное ограждение территории объекта ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» -отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенного по адресу: Тверская <адрес>, требуется № руб. В связи невозможностью выполнения мероприятий за счет собственных средств ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» 23.12.2020 подана заявка на финансовое обеспечение в Министерство здравоохранения Тверской области. Министерство здравоохранения Тверской области бюджетными средствами на проведение указанных мероприятий до настоящего времени ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» не обеспечило. ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» сделаны запросы коммерческих предложений на установку автономного шлагбаума на объектах ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», расположенных по адресу: <адрес>. Из коммерческих предложений следует, что общая сумма средств, требуемых для указанных целей, составляет № рублей. Из сообщения ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» следует, что указанное мероприятие может быть выполнено за счет собственных средств.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 17.11.2011 № 70-пп, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Тверской области (далее - Министерство) является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.
Пунктом 14 указанного положения предусмотрено, что Министерство обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством.
Со ссылкой на п. 12.1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 2, 3, 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устав ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ» указывает, что объем ответственности Министерства здравоохранения Тверской области за выявленные в ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ» нарушения требований антитеррористической защищенности объекта здравоохранения определяется тем, что Министерство по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Сонковского района Тверской области Прохорова М.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила административные исковые требования удовлетворить полностью.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания административные ответчики ГБУЗ Тверской области «Сонковская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Тверской области, заинтересованные лица Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание своих представителей не направили.
Административные ответчики ГБУЗ Тверской области «Сонковская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Тверской области, заинтересованные лица Правительство Тверской области просили рассмотреть дело в отсутствии своих представителей.
Министерством здравоохранения Тверской области, Правительством Тверской области представлены письменные отзывы на иск, где требования прокурора полагают не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Министерство здравоохранения Тверской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и постановить новое решение, которым в иске к Министерству здравоохранения Тверской области отказать.
В обоснование жалобы указано, что суд неправильно применил нормы материального права и нарушил нормы процессуального права.
ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» не относится ни к одной из категорий органов и организаций, указанных в ч. 1 ст. 1, п. 2, 3 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Заявленный спор не отвечает признакам публичности, поскольку в данном случае не ограничивается сферой публичных правоотношений, проверкой законности и правомерности бездействия (действий) Министерства здравоохранения Тверской области применительно к обстоятельствам, поименованным в ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несмотря на требования о признании незаконным бездействия органа государственной власти, исходя из характера возникших правоотношений, избранная форма обращения в суд путем подачи административного иска не может обеспечить проверку всех юридически значимых обстоятельств по делу, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежали рассмотрению судом в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.
Кроме того, возложение судом на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности осуществить финансирование мероприятий, связанных с организацией санкционированного доступа лиц и автотранспортных средств в ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» противоречит п. 14 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, ст. 216, 120, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2, 3, 6 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В январе 2020 года Министерство утвердило план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, в том числе в части выделения денежных средств на выполнение государственного задания. Направления расходования денежных средств в разрезе кодов КОСГу ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» определяет самостоятельно. Следовательно, Министерство в пределах предоставленных полномочий и компетенции осуществило финансирование деятельности Учреждения. Здания и сооружения больницы находятся в оперативном управлении у ГБУЗ «Сонковская ЦРБ», которое как собственник несет бремя их содержания. Субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения исключается.
ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» является самостоятельным юридическим лицом, обладающим в полной мере гражданской правоспособностью (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации), и надлежащим ответчиком по данному делу, на которого суд вправе возложить обязанности по устранению недостатков.
Учреждения здравоохранения Тверской области в соответствии с законом имеют 3 ключевых источника финансирования: средства Фонда обязательного медицинского страхования; средства от приносящей доход деятельности (платные медицинские услуги; средства субсидии на обеспечение исполнения государственного задания (при его наличии). Законом не предусмотрено устранение спорных нарушений учреждением здравоохранения из конкретного источника финансирования.
Законодательство предусматривает лишь возможность привлечения Министерства как главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности и только в определенных случаях (только в отношении казенных учреждений), исчерпывающий перечень которых установлен частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из содержания искового заявления и оспариваемого решения суда, не следует, что требования прокурора основаны на деликтных обязательствах ответчиков.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сонковского района Тверской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая её доводы необоснованными.
Правительство Тверской области в возражениях на апелляционную жалобу указали, что решение суда незаконно и необоснованно, просили апелляционную жалобу удовлетворить, поскольку Министерство здравоохранения Тверской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 30 июня 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, настоящее дело передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тверской области по доверенности Солуянова Е.А. в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме, полагала решение суда подлежащим отмене.
Представитель прокуратуры Голодкова А.А., действующая на основании доверенности, в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы возражений, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», представители Правительства Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились. ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области представлены письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя Министерства здравоохранения Тверской области, прокурора, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Согласно части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решение суда обжалуется ответчиком Министерством здравоохранения Тверской области в части удовлетворения требований прокурора к Министерству здравоохранения Тверской области.
Доводов о несогласии с решением суда в части разрешения требований к ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» апелляционная жалоба не содержит, иными лицами решение суда в апелляционном порядке не обжалуется, в силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для проверки решения суда в полном объеме не имеется, в связи с чем судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что прокуратурой Сонковского района Тверской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области обеспечения антитеррористической защищенности в ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» по адресу: <адрес>; в ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с актами обследования и категорирования объектов разработаны паспорта безопасности объектов ГБУЗ «Сонковская ЦРБ», которые согласованы и утверждены. Паспорт безопасности в соответствии с актом обследования и категорирования от 30.05.2018 разработан на объект ГБУЗ «Сонковская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес> который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику. Объекту присвоена вторая категория. Паспорт безопасности в соответствии с актом обследования и категорирования от 30.05.2018 разработан на объект ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>. Объекту присвоена третья категория.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексном использовании политических, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма (п. п. 1, 5, 7 ст. 2 Закона N 35-ФЗ).
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.
Согласно пп. "а" п. 4 ст. 3 Закона N 35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по профилактике терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8.
Судом установлен факт невыполнения ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» возложенной на учреждение действующим законодательством обязанности по исполнению законодательства о противодействии терроризму.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлен ряд нарушений, связанных с несоблюдением правовых норм, изложенных в Требованиях, в том числе в нарушение п.п. «е» п. 16(1) Требований, санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» второй категории, расположенный по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику и объект ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» третьей категории - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>, не организован.
Внесенное 03.10.2017 прокуратурой Сонковского района в адрес главного врача ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» представление об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, не исполнено.
Из сообщения ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» от 10.11.2017 на представление прокурора района следует, что для организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на территорию ЦРБ и гериатрического отделения <адрес> прорабатывается вопрос по установке, ограждения и пунктов пропуска на въезде территории больницы. Необходимые средства будут заложены в финансовый план на 2018 год - до 31.12.2017.
Как установлено на момент проверки, запланированные мероприятия не осуществлены, нарушения требований законодательства не устранены.
Также проверкой установлено, что в соответствии с актом обследования и категорирования объекта ГБУЗ «Сонковская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес> от 30.05.2018 с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, в том числе восстановление ограждения территории, оборудование въезда на территорию больницы шлагбаумом с охраной.
В соответствии с актом обследования и категорирования объекта ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенного по адресу: <адрес>, от 30.05.2018 определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, в том числе восстановление ограждения территории, оборудование въезда на территорию больницы шлагбаумом с охраной.
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта.
Однако на момент проверки указанные мероприятия не выполнены, тогда как крайний срок для выполнения данных мероприятий 30.05.2019.
Учитывая, что в ходе судебного заседания изложенные в заявлении прокурора района нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности нашли свое полное подтверждение, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на ГБУЗ Тверской области «Сонковская центральная районная больница» в срок до 31.12.2021 устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>, который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику и на объект ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенный по адресу: <адрес>, путем ограждения территории по периметру и установки шлагбаума.
Разрешая требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Тверской области, как главного распорядителя бюджетных средств, в целях устранения нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, осуществить надлежащее финансирование испрашиваемых работ, суд принял во внимание пункт 1, 14 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 17.11.2011 № 70-пп, которыми предусмотрено, что Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области; обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством.
Как следует из Устава ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ», учредителем учреждения является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках их компетенции.
Руководствуясь ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что с момента утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, на объектах ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» не организован санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств, ограждение территории объектов по указанным адресам отсутствует, шлагбаумы не установлены, что свидетельствует о непринятии должных мер к финансированию мероприятий в области противодействия терроризму.
Из сообщения ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» от 10.02.2021 о принятых мерах по организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объекты ГБУЗ Сонковская ЦРБ, следует, что для выполнения финансово-затратных мероприятий ГБУЗ «Сонковская ЦРБ» в 2019 году составлена проектно-сметная документация на периметральное ограждение территории объекта ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес> который включает в себя главный корпус (стационар), хозяйственный корпус, поликлинику, общая сумма средств, требуемая для указанных целей № руб.; на периметральное ограждение территории объекта ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» - отделение для оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», расположенного по адресу: <адрес>, требуется №. руб. В связи большими финансовыми затратами на проведение мероприятий по ограждению территорий и невозможностью выполнения мероприятий за счет собственных средств ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ» 23.12.2020 подана заявка на финансовое обеспечение в Министерство здравоохранения Тверской области. Сделаны запросы коммерческих предложений на установку автономного шлагбаума на объектах ГБУЗ ТО «Сонковская ЦРБ». Из коммерческих предложений следует, что общая сумма средств, требуемых для указанных целей, составляет № рублей. Указанное мероприятие будет выполнено за счет собственных средств до конца текущего года.
Проанализировав фактические обстоятельства, установленные по делу, суд указал, что объем ответственности Министерства здравоохранения Тверской области за выявленные в ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ» нарушения требований антитеррористической защищенности объекта здравоохранения определяется тем, что Министерство по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.
Данные выводы суда основаны на представленных в дело доказательствах, оцененных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах действующего законодательства, соответствуют обстоятельствам дела, являются верными.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Концепция предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только медицинских учреждений, но и органов государственной власти.
Доводы апелляционной жалобы Министерства о незаконности судебного решения несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Обязанность обеспечить техническую укрепленность и антитеррористическую защищенность со стороны учреждений с массовым пребыванием людей предусмотрена Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно Постановлению Правительства Тверской области от 17.10.2011 №70-пп «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области» Министерство здравоохранения Тверской области (далее - Министерство) является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.
Министерство финансируется за счет средств областного бюджета Тверской области и за счет субвенций, предоставляемых в областной бюджет Тверской области из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством (п. 4).
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему государственные учреждения, предприятия, территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области во взаимодействии с другими органами государственной власти, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественными объединениями и иными организациями (п. 5)
Таким образом, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Тверской области, одной из основных функций которого является участие в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение.
При этом, в соответствии с пунктом 14 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение в соответствии с законодательством.
ГБУЗ является в соответствии с бюджетным законодательством получателем бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств - Министерства здравоохранения Тверской области.
Таким образом, Министерство здравоохранения Тверской области, как главный получатель и распорядитель средств областного бюджета в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, осуществляющее материально-техническое и финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений здравоохранения Тверской области, является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений только на ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ», которое должно за счет собственных средств устранить нарушения, судебной коллегией отклоняются, так как изложенные в жалобе обстоятельства не освобождают учредителя медицинского учреждения в силу норм приведенного законодательства от принятия должных мер по обеспечению антитеррористической защищенности территории учреждения.
Избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц в виде требований об обязании Министерства здравоохранения Тверской области и ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ» в пределах своих полномочий и компетенции осуществить финансирование мероприятий, связанных с санкционированным допуском лиц и автотранспортных средств на объекты ЦРБ путем ограждения территории по периметру, не противоречит закону, не основан на привлечении Министерства здравоохранения Тверской области к субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ Тверской области «Сонковская ЦРБ» и соответствует содержанию компетенции Министерства здравоохранения Тверской области по участию в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение.
В целом доводы жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда. Мотивы, по которым суд пришел к выводу о возложении на Министерство обязанности по финансированию в пределах его полномочий и компетенции мероприятий, связанных с антитеррористической защищенностью здания учреждения здравоохранения, подробно изложены в решении суда и сомнений в правильности у суда апелляционной инстанции не вызывают.
Оценивая доводы жалобы о неправильном определении судом вида судопроизводства, судебная коллегия исходит из следующего.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" даны разъяснения согласно которым, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции или коллегиальный состав судей данного суда выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда, установив, что настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, вынесла определение о передаче дела для рассмотрения по правилам гражданского судопроизводства.
Безусловным основанием для отмены решения неверное определение вида судопроизводства в силу положений части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая это конституционное положение, а также положение части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
Вместе с тем суды, в том числе и суд на стадии рассмотрения дела в апелляционной инстанции, самостоятельно определяют верный вид судопроизводства.
Доводы жалобы Министерства о том, что судом первой инстанции исковые требования прокурора рассмотрены в порядке административного судопроизводства не влекут удовлетворение жалобы, поскольку рассмотрение исковых требований по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не привело к нарушению прав ответчика.
Судом первой инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства, дана оценка всем представленным доказательствам в совокупности, выводы суда подробно мотивированы со ссылками на нормы закона.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи К.В. Климова
Ю.Ю. Солдатова