Решение по делу № 33-4499/2017 от 21.02.2017

Судья Г.А.Сагъдиева Дело № 33-4499/2017

Учет № 064г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 марта 2017 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи А.И. Муртазина,

судей А.Р. Гаянова, Р.А. Фахрутдиновой,

при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И.Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Хафизовой С.Г. на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2016 года, которым иск Хафизовой С.Г. удовлетворен, постановлено:

признать решение .... от 23 сентября 2016 года Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан об отказе в установлении (выплате) пенсии незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан включить Хафизовой С.Г., 14 июля 1963 года рождения, в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости согласно п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы
с 01 сентября 1983 года по 31 мая 1987 года в ГП «Буланашский машиностроительный завод» ПО «Уралмаш» в должности шлифовщика, занятого шлифовкой изделий сухим способом и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 14 сентября 2016 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан в пользу Хафизовой С.Г. расходы по оплате услуг представителя в размере 6000 (шесть тысяч) рублей, в возврат оплаченной государственной пошлины 300 (триста) рублей.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения С.Г. Хафизовой, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан – Р.Р. Гамирова, полагавшего решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

С.Г. Хафизова обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование требований указала, что 14 сентября 2016 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда в Высокогорском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
27 сентября 2016 года решением ответчика в удовлетворении заявления ей отказано, при этом в специальный стаж не включен период ее работы
с 01 сентября 1983 года по 01 июня 1987 года в качестве шлифовщика, занятого шлифовкой изделий сухим способом, в ГП «Буланашский машиностроительный завод» ПО «Уралмаш».

Не соглашаясь с таким решением, истица просила признать его незаконным, включить указанный период работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии -
14 сентября 2016 года. Также взыскать с ответчика судебные расходы за юридические услуги в размере 8000 рублей и за оплаченную госпошлину 300 рублей.

Представитель истца Н.З. Тахавиев в судебном заседании иск поддержал. В уточнение просил в исковых требованиях период работы указать с 01.09.1983 по 31.05.1987. Также просил взыскать с ответчика в пользу истицы судебные расходы за юридические услуги в размере 8000 рублей и за оплаченную госпошлину 300 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика Е.В. Галиуллина иск не признала.

Суд принял решение об удовлетворении исковых требований в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истица ставит вопрос об отмене решения суда в части даты назначения досрочной пенсии. В обоснование указывает, что право на назначение досрочной пенсии у нее возникло с 05 августа 2015 года, поскольку именно тогда она обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии. В подтверждение этому ссылается на запросы в адрес Управления Пенсионного фонда России в г. Свердловске, сделанные ответчиком 5 августа 2015 года.

В заседании суда апелляционной инстанции истица доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика Р.Р. Гамиров с доводами жалобы не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от28 декабря 2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Из материалов дела видно, что 14 сентября 2016 года в адрес ответчика поступило заявление С.Г. Хафизовой о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Решением УПФР от 23 сентября 2016 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы на соответствующих видах работ.

Основанием для отказа явилось то, что невозможно подтвердить занятость С.Г. Хафизовой, на работах с тяжелыми условиями труда, так как организация снята с учета в связи с банкротством, индивидуальные сведения не сданы.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о доказанности работы истицы в оспариваемые ответчиком периоды времени в тяжелых условиях труда, дающих право на назначение досрочной пенсии по Списку № 2 на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С указанной оценкой судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В Списке №2 1956 года в разделе XV "Металлообработка", в подразделе 10 "Прочие профессии металлообработки", в пункте "а" "Рабочие", предусмотрены рабочие на обдирке, точке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом.

В Списке №2 1991 года, в разделе XIV "Металлообработка", в подразделе 12 "Прочие профессии металлообработки", в пункте "а" "Рабочие" под кодом 2151200а - 1753а, предусмотрены рабочие, занятые на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом.

Таким образом, и Списком № 2 1956 года и Списком № 2 1991 года право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено для рабочих на обдирке, точке, шлифовке металлических изделий и инструмента при условии работы с абразивными кругами сухим способом.

Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда от 22.05.1996 №5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях от 08.01.1992 №1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 3/235.

Поскольку указанные разъяснения были даны в январе 1992 года, они не могут быть распространены на периоды до указанной даты. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2012 № 81-В11-9.

Таким образом, при определении права на льготную пенсию, подлежал установлению факт работы истицы в качестве рабочего, занятого на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом, а начиная с января 1992 года, подлежал установлению и факт постоянной занятости истицы на указанных работах в течение полного рабочего дня.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. Указанное согласуется с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015.

Факт наличия вредных условий труда по должности шлифовщика, занятого шлифовкой металлических изделий сухим способом в ГП «Буланашский машиностроительный завод», подтвержден записями трудовой книжки и уточняющей справкой.

Учитывая письменные доказательства в совокупности с пояснениями самой истицы, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности удовлетворения исковых требований С.Г.Хафизовой в указанной части.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

У суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию с 05 августа 2015 года, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика в 2015 году С.Г. Хафизова обращалась за консультацией о праве на досрочное пенсионное обеспечение, письменное же заявление ею подано 14 сентября 2016 года.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ни первоначально, ни в последующем в виде уточнения исковых требований, истицей не заявлялось требование о назначении досрочной пенсии с 05 августа 2015 года, оснований для выхода за пределы заявленных исковых требований в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда не имелось.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы истицы относительно выводов суда в указанной выше части, как направленные на переоценку обстоятельств по делу, установленных судом, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

С учетом изложенного и положений статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы взысканию с ответчика также не подлежат.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хафизовой С.Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-4499/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Хафизовой С.Г.
Хафизова С.Г.
Ответчики
Пенсионный фонд
УПФ РФ в Высокогорском районе РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
20.03.2017Судебное заседание
30.03.2017Судебное заседание
04.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее