БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-3963/2020
(2-1241/2020 ~ М-722/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 8 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Фурмановой Л.Г.,
судей Переверзевой Ю.А., Тертышниковой С.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батищевой В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмараева Сергея Анатольевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области, жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области о признании нарушенным срока заседания жилищной комиссии, возложении обязанности изменить дату принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 14.05.2020.
Заслушав доклад судьи Переверзевой Ю.А., объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области Коденцева М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Шмараева С.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области, жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области Поповой М.В., судебная коллегия
установила:
Шмараев С.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что с 9.09.2002 по 1.10.2016 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. 1.10.2016 он переведен на службу в Управление Росгвардии по Белгородской области в специальный отряд быстрого реагирования.
Проходя службу в органах внутренних дел Российской Федерации, 27.07.2012 он обратился в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Белгородской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссией УМВД России по Белгородской области от 3.12.2012 Шмараев С.А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3-х человек (он, супруга, дочь) с 27.07.2012, что подтверждается протоколом № 16.
Распоряжением начальника УМВД по Белгородской области от 28.01.2013 утверждено решение комиссии УМВД России по Белгородской области по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам (протокол от 3.12.2012 № 16).
Комиссией УМВД России по Белгородской области от 17.11.2016 Шмараев С.А. с семьей снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, учетное дело направлено в Управление Росгвардии по Белгородской области для рассмотрения вопроса о постановке на соответствующий учет по новому месту прохождения службы.
Жилищной комиссией Управления Росгвардии по Белгородской области от 15.12.2016 Шмараев С.А. с семьей в составе 3-х человек включен в список сотрудников, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты постановки на учет по прежнему месту службы в УМВД России по Белгородской области.
Жилищной комиссией Управления Росгвардии по Белгородской области от 22.10.2018 внесены изменения в состав семьи Шмараева С.А., установив состав семьи 4 человека (он, супруга, дочь, сын).
В ноябре 2019 года Шмараев С.А. ознакомился с материалами своего учетного дела и обнаружил, что поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты 28.01.2013, а не 27.07.2012 (с даты подачи заявления).
20.11.2019 Шмараев С.А. обратился в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Белгородской области с заявлением, в котором просил внести изменения в части постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты не позднее чем через 2 месяца поле подачи соответствующего заявления.
На указанное обращение дан ответ об отказе во внесении изменений.
21.01.2020 Шмараевым С.А. подан рапорт начальнику Управления Росгвардии по Белгородской области с просьбой дать указания председателю жилищной комиссии о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27.07.2012.
Жилищной комиссией Управления Росгвардии по Белгородской области от 27.01.2020 Шмараеву С.А. отказано в изменении даты принятия его на учет очередников для получения единовременной выплаты.
В связи с чем Шмараев С.А. просил признать нарушенным срок заседания жилищной комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (далее – УМВД России по Белгородской области), состоявшегося 28.01.2013, на котором утверждено решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол № 16 от 3.12.2012), возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области (далее – Управление Росгвардии по Белгородской области) изменить дату принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не позднее, чем через 2 месяца после подачи им заявления и документов, а именно 28.09.2012.
Решением суда иск удовлетворен: признаны незаконными действия УМВД России по Белгородской области в части нарушения сроков рассмотрения заявления Шмараева С.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; на Управление Росгвардии по Белгородской области возложена обязанность изменить установленным порядком дату принятия Шмараева С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, а именно 28.09.2012.
В апелляционной жалобе УМВД России по Белгородской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ).
Положения Федерального закона № 247-ФЗ распространяются на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 3.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 (далее – Правила), принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (пункт 31 Правил).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета. На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета (пункты 20-22 Правил).
В пункте 22(1) Правил указано, что при переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании учетного дела вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
Исходя из правил определения очередности постановки на учет, установленных в пункте 20 Правил, истец имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты с даты подачи заявления.
Из материалов дела следует, что сведения об истце внесены в базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, ему присвоен уникальный № 280113-00007, соответствующий дате утверждения решения комиссии – 28.01.2013.
Судом установлено, что в настоящее время Шмараев С.А. состоит в списках очередников для предоставления единовременной социальной выплаты под учетным номером 17, что следует из выписки из списка по состоянию на 20.08.2019.
Согласно указанной выписке перед Шмараевым С.А. стоят сотрудники, заявления которых поступили в комиссию после поступления заявления истца. С учетом изложенного вывод суда о нарушении прав истца является обоснованным, так как порядок принятия сотрудника на учет согласно Правилам поставлен в зависимость от даты подачи заявления.
Судом верно установлено, что в нарушение пункта 15 Правил, предписывающего в двухмесячный срок рассмотреть заявление и по итогам его рассмотрения принять одно из двух решений – о принятии либо об отказе в принятии на учет, жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Белгородской области с нарушением двухмесячного срока с даты подачи заявления (27.07.2012) 3.12.2012 приняла решение, утвержденное распоряжением начальника УМВД по Белгородской области от 28.01.2013 о постановке истца на учет. При этом суд пришел к верному выводу о том, что нарушение жилищно-бытовой комиссией установленного законом срока рассмотрения заявления жилищных прав истца нарушать не должно.
Установив факт нарушения очередности истца при постановке на учет для получения выплаты, принцип определения которой установлен в пункте 20 Правил, суд пришел к правомерному выводу о том, что истец имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты с даты подачи заявления, но поскольку истцом заявлены требования о возложении обязанности изменить дату принятия его на учет не позднее чем через 2 месяца после подачи заявления, а именно 28.09.2012, суд удовлетворил указанные требования, не выходя за их пределы.
При этом доводы жалобы сводятся лишь к тому, что суд необоснованно отказал в применении срока исковой давности.
Доводы ответчика о том, что истец получил решение о постановке на учет в 2013 году, и с указанного времени следует исчислять срок исковой давности, подлежат отклонению, поскольку в протоколе от 3.12.2012, утвержденном распоряжением от 28.01.2013, указано о принятии истца на учет с 27.07.2012, то есть на тот момент его права нарушены не были.
О том, что Шмараев С.А. поставлен на учет для получения социальной выплаты с 28.01.2013, он узнал лишь в ноябре 2019 года при ознакомлении с материалами учетного дела, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Принимая во внимание изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, постановив решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 14.05.2020 по гражданскому делу по иску Шмараева Сергея Анатольевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области, жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Белгородской области о признании нарушенным срока заседания жилищной комиссии, возложении обязанности изменить дату принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2020.
Председательствующий
Судьи