Дело № 2-860/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2015 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Селивановой О.А.
при секретаре Спириной О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района к Кирьянову М.А., администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, о признании недействительными распоряжений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, признании недействительными образования земельных участков, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, признании отсутствующим права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Кирьянову М.А., администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области с учетом уточнения требований:
о признании недействительным распоряжения администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №;
о признании недействительными образования земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес>
о снятии земельного участка кадастровым номером № общей площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес> с государственного кадастрового учета;
о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Кирьянова М.А. на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес>.
В обоснование требований указано, что при образовании земельного участка с кадастровым номером № были нарушены требования земельного законодательства, земельный участок образован на землях охранной зоны памятника природы <адрес>, с видом разрешенного использования напрямую запрещенного законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Дудина М.В. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что земельный участок образован с видом использования, напрямую запрещенного Положением «О памятнике <адрес>». Изменение вида разрешенного использования администраций района проведено в нарушение данного положения.
Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области - Парфенова О.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Не оспаривала факт нахождения принадлежащего Кирьянову М.А. земель в охранной зоне <адрес>. Указала, что прокурором пропущен срок исковой давности.
Ответчик Кирьянов М.А. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещался посредством почтовых отправлений, возвращенных в суд с отметкой «истек срок хранения», в связи с чем, суд полагает возможным, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Третьи лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерство экологии по Челябинской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Челябинской области, Главное управление Лесами по Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кирьянов М.А. приобрел по договору купли-продажи, заключенного с к.с.в., действующей от имени г.р.с., в собственность земельный участок площадью 15000 кв.м с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 127-128). Право собственности Кирьянова М.А. зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 155).
Из содержания кадастрового паспорта на указанный выше земельный участок следует, что он поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с указанием категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
ДД.ММ.ГГГГ Кирьянов М.А. обратился в адрес Главы Красноармейского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № – для крестьянско-фермерского хозяйства (л.д. 149).
Протоколом заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению вопросов об изменении категории земельных участков и изменению вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Красноармейского района Челябинской области, установлено, что комиссией дано заключение о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № – для крестьянско-фермерского хозяйства, при условии предоставления документов подтверждающих осуществление заявителем деятельности по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 14-18).
Распоряжением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, изменен вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 15000 кв.м, с адресом местоположения: <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 10).
По заявлению Кирьянова М.А. кадастровым инженером м.е.а. выполнены кадастровые работы по образованию восьми земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план (л.д. 22-54).
ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Челябинской области принято решение об осуществлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1230 кв.м категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, с адресом местоположения: <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Земельном участку присвоен кадастровый № (л.д. 20-87).
Согласно сообщениям Министерства экологии Челябинской области (л.д. 160-161) и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Челябинской области, земельный участок с кадастровым номером № расположен <адрес>, сведения о границах которого внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О положениях о памятниках природы Челябинской области» и карты (плана) границ Объекта землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт включения указанного земельного участка в границы территории, охранной зоны, ответчиками не оспаривается.
В соответствии со ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия Российская Федерация приняла на себя обязательства обеспечивать охрану, сохранение, консервацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на ее территории.
В соответствии со ст. 3 данного договора каждое государство - сторона Конвенции обязуется не принимать преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб природному наследию.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами являются одними из основных принципов земельного законодательства.
Пунктом 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, актов органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных документах.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
В силу положений ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли памятников природы.
<адрес> имеет правовой статус памятника природы Челябинской области и ему определен особый режим охраны памятника природы,
Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П, утверждено «Положение о памятнике природы <адрес>» (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П), согласно которому на территории охранной зоны памятника запрещается предоставление новых земельных участков для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства (пункт 18 Положения).
В соответствии с п. 2 названного решения на указанной территории запрещена всякая хозяйственная деятельность, в том числе ведение крестьянского фермерского хозяйства.
Таким образом, участок с кадастровым номером № образован на территории охранной зоны памятника природы областного значения. Образование на данной территории земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не соответствует целевому назначению земель.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов регулирования земельных правоотношений является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Статья 7 Земельного кодекса РФ (пункты 1 - 2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения без изменения их категории, за исключением особо ценных сельхозугодий, относится к полномочиям муниципальных образований.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления была нарушена процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номера №.
Правовые положения, изложенные пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», предполагают соблюдение органом местного самоуправления принципа публичности, который реализуется через осуществление деятельности в пределах полномочий, установленных законодательством.
Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, противоречит нормам законодательства, устанавливающего цели и особый режим использования земель в охранной зоне <адрес>.
Представителем ответчика заявлялось ходатайство о применении к требованиям прокурора последствий пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Из материалов дела следует, что Министерство экологии РФ является федеральным органом охраны объектов природного наследия в отношении памятника природы <адрес>. В ходе судебного разбирательства достоверно не подтверждено надлежащее уведомление Минэкологии РФ об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Объективных подтверждений безусловного извещения федерального органа о принятых решениях органа местного самоуправления не имеется, соответственно срок для подачи данного заявления в суд является не пропущенным, в связи с чем, ходатайство ответчика о применении к поданному прокурором заявлению последствий пропуска срока на обращение в суд не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора о признании незаконным постановления администрации Красноармейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» подлежат удовлетворению.
В силу статьи 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № образован на территории охранной зоны памятника природы областного значения с видом использования, не соответствующим целевому назначению земель, то образование земельного участка является незаконным, в связи с чем земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета.
В силу того, что факт незаконного образования земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес>, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, то право собственности Кирьянова М.А. на данный земельный участок надлежит признать отсутствующим.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноармейского района Челябинской области удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №;
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Кирьянова М.А. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1230 кв.м с местоположением: с <адрес>
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд Челябинской области.
Председательствующий О.А.Селиванова