Решение по делу № 2-860/2015 от 05.08.2015

Дело № 2-860/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2015 года с. Миасское

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Селивановой О.А.

при секретаре Спириной О.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района к Кирьянову М.А., администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, о признании недействительными распоряжений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, признании недействительными образования земельных участков, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, признании отсутствующим права собственности на земельный участок

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Кирьянову М.А., администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области с учетом уточнения требований:

о признании недействительным распоряжения администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области -р от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ;

о признании недействительными образования земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес>

о снятии земельного участка кадастровым номером общей площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес> с государственного кадастрового учета;

о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Кирьянова М.А. на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес>.

В обоснование требований указано, что при образовании земельного участка с кадастровым номером были нарушены требования земельного законодательства, земельный участок образован на землях охранной зоны памятника природы <адрес>, с видом разрешенного использования напрямую запрещенного законодательством.

В судебном заседании помощник прокурора Дудина М.В. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что земельный участок образован с видом использования, напрямую запрещенного Положением «О памятнике <адрес>». Изменение вида разрешенного использования администраций района проведено в нарушение данного положения.

Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области - Парфенова О.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Не оспаривала факт нахождения принадлежащего Кирьянову М.А. земель в охранной зоне <адрес>. Указала, что прокурором пропущен срок исковой давности.

Ответчик Кирьянов М.А. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещался посредством почтовых отправлений, возвращенных в суд с отметкой «истек срок хранения», в связи с чем, суд полагает возможным, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Третьи лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерство экологии по Челябинской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Челябинской области, Главное управление Лесами по Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кирьянов М.А. приобрел по договору купли-продажи, заключенного с к.с.в., действующей от имени г.р.с., в собственность земельный участок площадью 15000 кв.м с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 127-128). Право собственности Кирьянова М.А. зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 155).

Из содержания кадастрового паспорта на указанный выше земельный участок следует, что он поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с указанием категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ Кирьянов М.А. обратился в адрес Главы Красноармейского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – для крестьянско-фермерского хозяйства (л.д. 149).

Протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению вопросов об изменении категории земельных участков и изменению вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Красноармейского района Челябинской области, установлено, что комиссией дано заключение о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – для крестьянско-фермерского хозяйства, при условии предоставления документов подтверждающих осуществление заявителем деятельности по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 14-18).

Распоряжением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ -р, изменен вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» земельного участка с кадастровым номером общей площадью 15000 кв.м, с адресом местоположения: <адрес> Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 10).

По заявлению Кирьянова М.А. кадастровым инженером м.е.а. выполнены кадастровые работы по образованию восьми земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план (л.д. 22-54).

ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Челябинской области принято решение об осуществлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1230 кв.м категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, с адресом местоположения: <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Земельном участку присвоен кадастровый (л.д. 20-87).

Согласно сообщениям Министерства экологии Челябинской области (л.д. 160-161) и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Челябинской области, земельный участок с кадастровым номером расположен <адрес>, сведения о границах которого внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ -П «О положениях о памятниках природы Челябинской области» и карты (плана) границ Объекта землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт включения указанного земельного участка в границы территории, охранной зоны, ответчиками не оспаривается.

В соответствии со ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия Российская Федерация приняла на себя обязательства обеспечивать охрану, сохранение, консервацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на ее территории.

В соответствии со ст. 3 данного договора каждое государство - сторона Конвенции обязуется не принимать преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб природному наследию.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами являются одними из основных принципов земельного законодательства.

Пунктом 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, актов органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных документах.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.

Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.

В силу положений ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли памятников природы.

<адрес> имеет правовой статус памятника природы Челябинской области и ему определен особый режим охраны памятника природы,

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ -П, утверждено «Положение о памятнике природы <адрес>» (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П), согласно которому на территории охранной зоны памятника запрещается предоставление новых земельных участков для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства (пункт 18 Положения).

В соответствии с п. 2 названного решения на указанной территории запрещена всякая хозяйственная деятельность, в том числе ведение крестьянского фермерского хозяйства.

Таким образом, участок с кадастровым номером образован на территории охранной зоны памятника природы областного значения. Образование на данной территории земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не соответствует целевому назначению земель.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов регулирования земельных правоотношений является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Статья 7 Земельного кодекса РФ (пункты 1 - 2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения без изменения их категории, за исключением особо ценных сельхозугодий, относится к полномочиям муниципальных образований.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления была нарушена процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номера .

Правовые положения, изложенные пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», предполагают соблюдение органом местного самоуправления принципа публичности, который реализуется через осуществление деятельности в пределах полномочий, установленных законодательством.

Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, противоречит нормам законодательства, устанавливающего цели и особый режим использования земель в охранной зоне <адрес>.

Представителем ответчика заявлялось ходатайство о применении к требованиям прокурора последствий пропуска установленного законом срока обращения в суд.

Из материалов дела следует, что Министерство экологии РФ является федеральным органом охраны объектов природного наследия в отношении памятника природы <адрес>. В ходе судебного разбирательства достоверно не подтверждено надлежащее уведомление Минэкологии РФ об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Объективных подтверждений безусловного извещения федерального органа о принятых решениях органа местного самоуправления не имеется, соответственно срок для подачи данного заявления в суд является не пропущенным, в связи с чем, ходатайство ответчика о применении к поданному прокурором заявлению последствий пропуска срока на обращение в суд не подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора о признании незаконным постановления администрации Красноармейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» подлежат удовлетворению.

В силу статьи 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером образован на территории охранной зоны памятника природы областного значения с видом использования, не соответствующим целевому назначению земель, то образование земельного участка является незаконным, в связи с чем земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета.

В силу того, что факт незаконного образования земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес>, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, то право собственности Кирьянова М.А. на данный земельный участок надлежит признать отсутствующим.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Красноармейского района Челябинской области удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области -р от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ;

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Кирьянова М.А. на земельный участок с кадастровым номером площадью 1230 кв.м с местоположением: с <адрес>

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером площадью 1230 кв.м с местоположением: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд Челябинской области.

    Председательствующий О.А.Селиванова

2-860/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Ответчики
администрация Красноармейского МР
Кирьянов М.А.
Другие
Управление Росреестра
Управление Лесами Челябинской области
ЧОБУ "Красноармейское лесничество"
Министерство экологи Ч\О
ФГБУ "ФКП"
Суд
Красноармейский районный суд Челябинской области
Дело на сайте суда
krasnoar.chel.sudrf.ru
05.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2015Передача материалов судье
05.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2015Судебное заседание
01.10.2015Судебное заседание
11.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее