г. Сыктывкар УИД 11RS0003-01-2023-004325-91
№ 33-563/2024 г. (№ 2-5019/2023 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2024 года дело по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2023 года, по которому:
на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (...) возложена обязанность обеспечить Смирнова Сергея Евгеньевича (...): ...
с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (...) в пользу Смирнова Сергея Евгеньевича (...) взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителя прокуратуры Елфимовой О.С., представителя ответчика Гилевой Н.А., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора г. Инты Республики Коми обратился в суд с иском в интересах Смирнова С.Е. к ОСФР по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить Смирнова С.Е. средствами реабилитации, предусмотренными действующей индивидуальной программой реабилитации, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что Смирнов С.Е. является ..., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ему предусмотрена выдача технических средств реабилитации, которым он не обеспечен.
Определением от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве в качестве третьего лица привлечена Гоманюк О.А.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Истец, его представитель Гоманюк О.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебном заседании не присутствовали.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал в полном объеме.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г. Инты просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие Смирнова С.Е. и третьего лица Гоманюк О.А., извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы на основании пункта 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, заслушав позицию прокурора и представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно пункту 5 Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделия) в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом, в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пунктом 15(1) Правил № 240, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации TCP и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее TCP и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пункта 15 (2) Правил № 240 по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Судом установлено, что Смирнов С.Е. является ....
В соответствии с ИПРА ... <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Смирнову С.Е. предусмотрено предоставление с освобождением от платы (за счет ФСС) на срок с <Дата обезличена> бессрочно следующих технических средств реабилитации: ....Заявление Смирнова С.Е. об обеспечении ТСР: ..., зарегистрировано в ОСФР по РК <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> в ОСФР по Республике Коми зарегистрировано заявление Смирнова С.Е. о предоставлении ему ТСР: ....
<Дата обезличена>, <Дата обезличена> Смирнов С.Е. поставлен на учет по обеспечению указанными ТСР. До настоящего момент истцу указанные ТСР не предоставлены.
В целях снабжения ... в 2023 году Региональным отделением Фонда на официальном сайте размещались запросы ценовых предложений <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> с целью формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта на поставку инвалидам тростей.
<Дата обезличена> ОСФР по Республике Коми был заключен государственный контракт <Номер обезличен> на поставку .... В рамках данного контракта были обеспечены ..., подавшие заявление ранее Смирнова С.Е.
На официальном сайте вновь размещена закупка <Номер обезличен> на поставку тростей. Дата подведения итогов <Дата обезличена>. Сведений о результатах электронного аукциона, заключении государственного контракта ответчиком не представлено.
По вопросу обеспечения протеза голени модульного, в том числе при врожденном недоразвитии по результатам электронного аукциона <Номер обезличен> на выполнение работ по изготовлению для инвалидов протезов нижних конечностей между Обществом с ограниченной ответственностью «Группа ...» и ГУ РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми заключен государственный контракт <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на выполнение работ по изготовлению ...
<Дата обезличена> ООО «...» был внесен в реестр недобросовестных поставщиков.
ОСФР по Республике Коми на официальном сайте вновь размещен запрос цен <Номер обезличен> с целью формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта на поставку в 2023 году ... и проведена работа по расчету НМЦК. На официальном сайте размещена закупка <Номер обезличен> на выполнение работ по изготовлению .... Подведение итогов по данной закупке <Дата обезличена>. Сведений о результатах электронного аукциона, заключении государственного контракта ответчиком не представлено.
В целях снабжения в 2023 году ... ОСФР по Республике Коми на официальном сайте размещены запросы цен <Номер обезличен>, <Номер обезличен> <Номер обезличен> с целью формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта на поставку в 2023 году ..., по результатам которых на электронный аукцион на поставку ... не подано ни одной заявки, что сделало невозможным проведение закупки.
Вместе с тем, до настоящего времени истец Смирнов С.Е. не обеспечен необходимыми ему техническими средствами реабилитации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения и возложения на ответчика обязанности обеспечить Смиронова С.Е. техническими средствами реабилитации – ....
Принимая во внимание, что истец является ..., своевременно и в полном объеме не был обеспечен ТСР, необходимыми ему для поддержания жизнедеятельности и здоровья, учитывая степень вины ответчика, суд определил компенсацию морального вреда за нарушения личных неимущественных прав истца, допущенные ОСФР по Республике Коми, в размере 10 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находя доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельными.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком проводятся процедуры для заключения государственных контрактов, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку Смирнов С.Е. нуждается в ежедневном использовании средств реабилитации, которыми она в необходимом объеме не обеспечена длительное время.
Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.
Нарушение органами, уполномоченными на предоставление государственной услуги по обеспечению ... средствами реабилитации, отсутствие заключенного государственного контракта, не должно нарушать гарантированное законом право на обеспечение жизнедеятельности в бытовой и общественной деятельности в целях его социальной адаптации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Смирнов С.Е. не лишен возможности самостоятельно приобрести технические средства реабилитации и в последующем обратиться к ответчику за выплатой компенсации, а также на возможность их приобретения с использованием электронного сертификата, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, поскольку истец согласно положениям статей 9, 12 ГК РФ избрал способ защиты нарушенного права путем получения ТСР. Приобретение средств реабилитации самим ... с последующей компенсацией является правом, а не обязанностью ...
В апелляционной жалобе ответчик указывает об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку право Смирнов С.Е. на обеспечение ТСР является его имущественным правом. Кроме того, полагает, что размер компенсации является несоразмерно высокой суммой.
Указанные доводы подлежат отклонению.
В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.
Согласно части 2 статьи 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
В пункте 37 названного постановления разъяснено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем, моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Материалами дела достоверно установлен факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации, указанные нарушения лишают истца возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности, что, в свою очередь, влечет за собой право на компенсацию причиненных истцу нравственных страданий.
Доводы апелляционной жалобы о завышенном размере установленной судом первой инстанции компенсации судебной коллегией отклоняются, поскольку этот размер определен не только с учетом характера физических и нравственных страданий истца, фактических обстоятельств дела, но и с соблюдением предусмотренного законом принципа разумности и справедливости.
Следует отметить, что названные понятия являются оценочной категорией, четкие критерии определения которых применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для снижения определенного судом размера компенсации, поскольку неоказание гарантированной государством помощи вызывает чувство несправедливости, страха, переживаний и опасений за состояние здоровья.
Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение составлено 23.01.2024