Дело № 33-438/2019 (33-7588/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 11 февраля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.
при секретаре Бекшеневе Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Веселова Алексея Викторовича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 августа 2018 г., которым постановлено:
«В иске Веселову Алексею Викторовичу к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о признании приказа от 5.05.2017 года № <.......> и решения об отказе от 5.05.2017 г. № <.......> Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района об отказе во включении истца в список незаконным, обязании Департамента социального развития Тюменской области включить Веселова Алексея Викторовича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории г. Тюмени, обязании Правительства Тюменской области предоставить истцу из специализированного жилищного фонда Тюменской области благоустроенное жилое помещение на территории г. Тюмени общей площадью не менее 18 кв.м, соответствующее требованиям жилищного законодательства, об обязании Администрацию г. Тюмени заключить с Веселовым Алексеем Викторовичем договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности о предоставлении жилого помещения отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Правительства Тюменской области, Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Департамента социального развития Тюменской области - Коваль Н.М., действующей на основании соответствующих доверенностей, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Веселов А.В. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» (далее по тексту - МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района»), Управлению социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени, просил признать незаконным приказ МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» от 17 февраля 2014 г. об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области, обязать МКУ «Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» исключить Веселова А.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области, в установленном порядке и передать учетное дело в уполномоченный орган государственной власти Тюменской области, признать незаконным приказ от 05 мая 2017 г. <.......>-п и решение от 05 мая 2017 г. <.......> отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района об отказе во включении истца в список лиц из числа детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать Департамент социального развития Тюменской области включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Тюмени, обязать Правительство Тюменской области предоставить из специализированного жилищного фонда Тюменской области благоустроенное жилое помещение на территории города Тюмени общей площадью не менее 18 кв.м, соответствующее требованиям жилищного законодательства, обязать Администрацию г. Тюмени заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по предоставлению жилого помещения.
Требования были мотивированы тем, что родители Веселова А.В. умерли до достижения им совершеннолетия. Постановлением администрации Большегусиновского сельского совета Петуховского района Курганской области от 08 августа 2008 г. <.......> истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» от 18 февраля 2013 г. Веселов А.В. был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области. В 2014 году истец в связи с трудоустройством выехал в город Тюмень на временное место жительства, спустя три года он стал проживать там на постоянной основе. В 2017 году в постановке на учет лиц из числа детей-сирот в городе Тюмени истцу было отказано в связи с достижением возраста 23 лет. При этом, ему было указано на необходимость представления документов, подтверждающих постановку на учет в другом регионе до достижения указанного возраста. Обратившись в Администрацию Большегусиновского сельсовета Петуховского района, истец узнал о том, что 17 февраля 2014 г. он был снят с учета в связи с переездом на другое место жительства. При этом, документы Веселова А.В. не были высланы в уполномоченный орган по его новому месту жительства, уведомление о снятии с учета в адрес истца также не направлялось. При повторном обращении в отдел по опеке, попечительству и охране прав детства города Тюмени истцу вновь было отказано в принятии на учет лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье, по тому же основанию. Истец находит данные действия ответчиков незаконными и нарушающими его права.
Определением от 26 декабря 2017 г. требования Веселова А.В., адресованные МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района», были выделены в отдельное производство (л.д. 57 - 59).
В судебном заседании истец Веселов А.В. и его представитель Аманкулова Э.Б., действовавшая на основании устного заявления доверителя, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области - Коваль Н.М., действовавшая на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылалась на то, что истец не может быть поставлен на учет лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье, поскольку до достижения возраста 23 лет он не обращался с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления Тюменской области.
Представители ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Департамента социального развития Тюменской области, Администрации г. Тюмени, третьего лица Администрации Петуховского района Курганской области в судебное заседание не явились, дело было рассмотрено судом в их отсутствие. В письменных возражениях на иск представитель Администрации г. Тюмени указал на возможность заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения лишь после предоставления помещения Правительством Тюменской области. Представитель Администрации Петуховского района Курганской области в письменном отзыве на иск ссылался на то, что приказ о снятии истца с учета в Курганской области в связи с переездом в другой регион был издан в 2014 году законно, но учетное дело истца не направлялось в уполномоченный орган по его новому месту жительства, что повлекло нарушение прав истца на обеспечение жильем.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Веселов А.В., в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить. Указывает, что не мог обратиться в Управление социальной защиты населения города Тюмени по вопросу постановки на учет до достижения 23-летнего возраста, так как в то время был зарегистрирован и проживал в Курганской области. Ссылаясь на подпункт «в» пункта 2.1 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. № 583-П, считает возможным его включение в списки лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье, так как ранее он относился к гражданам данной категории, но жильем обеспечен не был. Обращает внимание на то, что право на обеспечение жильем сохраняется за ним и после достижения 23-летнего возраста до фактического предоставления ему жилого помещения в силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Администрации Петуховского района просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 1 данного закона для его целей используются, в том числе следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из дела, в 2000 году умерла мать Веселова А.В. <.......> года рождения, в 2003 году умер его отец (л.д. 23, 15, 16). Постановлением Администрации Петуховского района Курганской области от 22 июля 2003 г. <.......> над несовершеннолетним Веселовым А.В. была назначена опека (л.д. 17)
Таким образом, до достижения возраста 18 лет Веселов А.В. приобрел статус ребенка-сироты, в связи с чем имел право на предоставление ему предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантий.
Пунктом 1 статьи 8 данного закона в редакции, действовавшей до 31 декабря 2012 г., было определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу абзаца 1 пункта 1 той же статьи в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующей с 01 января 2013 г., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абзацам 3, 9 этой же нормы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением администрации Большегусинского сельского совета Петуховского района Курганской области от 08 июля 2008 г. <.......> Веселов А.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д. 9).
Приказом МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» от 18 февраля 2013 г. <.......> Веселов А.В. был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области (л.д. 10 - 11).
Временно прибыв в город Тюмень, 07 октября 2013 г. Веселов А.В. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Тюмень, <.......> по 07 апреля 2014 г. (л.д. 117).
На основании заявления Веселова А.В. о перемене им места жительства и переезде в город Тюмень приказом МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» от 17 февраля 2014 г. <.......> Веселов А.В. был исключен из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Петуховского района Курганской области (л.д. 27).
Приказом Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Департамента социального развития Тюменской области от 05 мая 2017 г. <.......>-п Веселову А.В. было отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Тюмени, в связи с достижением им на момент обращения возраста 23 лет (л.д. 29).
Приказом МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» от 17 января 2018 г. <.......> был отменен упомянутый выше приказ МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» от 17 февраля 2014 г. <.......> об исключении Веселова А.В. из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Петуховского района Курганской области, Веселов А.В. восстановлен в данном списке, на заведующего сектором опеки и попечительства возложена обязанность по формированию его учетного дела (л.д. 94).
В связи с этим обстоятельством, свидетельствующим о добровольном урегулировании спора, Веселов А.В. отказался от иска к МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» о признании незаконным приказ от 17 февраля 2014 г., обязательстве исключить из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области, и передать учетное дело в уполномоченный орган государственной власти Тюменской области. Определением Петуховского районного суда Курганской области от 23 марта 2018 г. производство по соответствующему гражданскому делу было прекращено (л.д. 72)
На основании заявления Веселова А.В. о переезде на постоянное место жительства в город Тюмень приказом МКУ «Управление по образованию, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» от 27 марта 2018 г. <.......> Веселов А.В. был вновь исключен из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Петуховского района Курганской области, его учетное дело направлено по новому месту жительства в отдел по опеке, попечительству и охране прав детства города Тюмени Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района (л.д. 93, 92).
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что гарантированная детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе на обеспечение жильем, должна быть реализована ими до достижения возраста 23 лет. Если лицо из указанных категорий лиц до достижения возраста 23 лет не было поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на указанный учет, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестало относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Данные выводы является верными и соответствуют закону.
Отказывая Веселову А.В. в требовании о признании незаконным приказа Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Департамента социального развития Тюменской области от 05 мая 2017 г. <.......>-п об отказе Веселову А.В. во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, суд исходил из того, что на момент обращения в данный орган в 2017 году истец уже достиг возраста 25 лет и не состоял в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в связи с чем не усмотрел в действиях указанного управления нарушений при издании оспариваемого приказа.
Оснований не согласиться с данными выводами также не имеется.
В возложении на Департамент социального развития Тюменской области обязанности по включению Веселова А.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Тюмени, суд также отказал, сославшись на то, что истец, несмотря на его восстановление в 2018 году в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Петуховского района Курганской области, в настоящее время в данном списке не состоит.
С таким выводом согласиться нельзя в связи со следующим.
Как установлено материалами дела, Веселов А.В., проживая в Курганской области, в несовершеннолетнем возрасте в установленном законом порядке был поставлен на учет нуждающихся во внеочередном обеспечении жилым помещением как ребенок-сирота и впоследствии включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Изложенное свидетельствует о том, что истец до достижения им возраста 23 лет приобрел право на гарантированное детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа право на обеспечение жильем.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей в период разрешения спора судом, предусматривалось, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Таким образом, предусмотренным законом основанием для исключения указанных лиц из списка являлось предоставление им жилых помещений.
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующую редакции содержит пункт 3.1, которым предусмотрены случаи исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К таким основаниям отнесено в числе прочего включение указанных лиц в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой ими места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3).
Следовательно, исключение из списка подлежащих обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в связи с переездом из одного в другой субъект Российской Федерации в настоящее время обусловлено их включением в список в другом субъекте Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который в настоящее время отсутствует.
В соответствии со статьей 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, …» переезд детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на место жительства в другой субъект Российской Федерации отнесен к основаниям для исключения из списка. Вместе с тем, пунктом 11 той же статьи предусмотрено, что в случае такого переезда уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня изменения места жительства указанных лиц направляет в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства учетные дела указанных лиц, а в случае переезда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа из другого субъекта Российской Федерации в Курганскую область уполномоченный орган в течение 5 дней со дня получения учетного дела этих лиц издает правовой акт об их включении в список.
Действующим в Тюменской области Порядком ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. № 583-п (далее по тексту - Порядок), также предусмотрены основания исключения лиц из данного списка и к их числу отнесен выезд лица на место жительства в другой субъект Российской Федерации (пункт 2.13). Положений, регулирующих вопросы включения в список лиц, приехавших в Тюменскую область из других субъектов Российской Федерации, Порядок не предусматривает.
По обстоятельствам дела, Веселов А.В. числился в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Курганской области с 08 июля 2008 г. до 27 марта 2018 г. и был исключен из данного списка в связи с переездом в Тюменскую область. Одновременно учетное дело Веселова А.В. было направлено из Курганской области в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области. Жилым помещением истец обеспечен не был.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что Веселов А.В. в связи с переездом из Курганской области в Тюменскую область утратил право на обеспечение жильем как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Реализация такого права истцом возможна только после его включения в соответствующий список нуждающихся в обеспечении жильем. Отсутствие в Тюменской области порядка включения лиц равной с истцом категории в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Тюменской области не может служить обстоятельством, влекущим возможность нарушения жилищных прав истца.
В этой связи отказ истцу в требовании об обязательстве включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Тюмени, не основан на законе, решение суда в соответствующей части подлежит отмене как постановленное при неверном применении норм материального права с принятием нового решения об удовлетворении требования истца. Указанная обязанность подлежит возложению на Управление социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Департамента социального развития Тюменской области, являющееся уполномоченным на то территориальным подразделением уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области. К полномочиям Департамента социального развития Тюменской области относится формирование и утверждение на основании списков, предоставленных его территориальными подразделениями, сводного списка (пункт 2.16. Порядка), требований о включении в который истец не заявлял.
В соответствии с Порядком предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области и последующее заключение договора найма в отношении предоставленного помещения допускается только после предоставления лицом, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, документов, указанных в приведенном в Порядке перечне, и проведения уполномоченным органом проверки сведений, содержащихся в этих документах, по результатам которой может быть принято решение о предоставлении жилого помещения либо отказе в его предоставлении (раздел 4). Поскольку в отношении истца такая процедура не проводилась, достаточных оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцу жилого помещения с последующим заключением с ним договора найма в отношении предоставленного помещения не имеется, решение суда в части отказа истцу в соответствующих требованиях отмене не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 августа 2018 г. в части отказа в возложении на Департамент социального развития Тюменской области обязанности включить Веселова Алексея Викторовича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Тюмени отменить, принять в этой части новое решение которым, возложить на Управление социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района Департамента социального развития Тюменской области обязанность включить Веселова Алексея Викторовича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Тюмени.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселова Алексея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи