Дело № 2- 423 /2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года город Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителей истца Дрыгина А.В., Путилина Я.Ю., представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Глушак Я. А., при секретаре Лютовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савостина Виктора Владимировича к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства оборона Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением, признание решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, восстановлении на учете, взыскание судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Савостин В.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, признание решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, восстановлении на учете, взыскание судебных расходов, в обоснование иска указав, что проходил военную службу в следственных органах Восточного военного округа. После чего досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Истец состоял на учете в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ нуждающихся в получении постоянного жилого помещения от МО РФ с 21 июля 2011 г. составом семьи 2 человека, избранное место жительства- город Москва, с учетом площади жилого помещения 18,64 кв.м., форма обеспечения- жилищная субсидия. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ своим решением от 20.11.2017 г. № № сняло Савостина В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование принято решения от 20.11.2017г. № № указано на наличие регистрации у Савостина В.В. по адресу: г. Ступино, ул. <адрес> с 21 января 2003 г. по настоящее время, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 17.09.2003 вышеуказанное помещение было приватизировано родителями Савостина В.В. на момент приватизации Савостин В.В. был зарегистрирован с жилом помещении и имел равные права с лицами его приватизировавшими. Считает решение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 20.11.2017 № № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконно, основано на неверном толковании норм права. Ссылается на ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, согласно которой в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственников и бывшим членом его семьи. Лица, отказавшиеся от приватизации жилого помещения, могут утратить право пользования приватизированным жилым помещением. В случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, в котором он проживал вместе с собственником жилого помещения, может быть прекращено независимо от того, что в момент приватизации жилого помещения бывший член семьи собственника жилого помещения имел равное право пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим. Сам по себе факта наличия у бывшего члена семьи собственника права пользования жилым помещением на момент его приватизации при последующем его добровольном отказе от этого права, не может служить безусловным основанием для вывода о его сохранении за ним права пользования жилым помещением бессрочно.
Савостин В.В. фактически в квартиру не вселялся и не проживал в ней с 01 августа 1999 года, а проживал при ВВУЗ- казарма, затем курсантское общежитие. В 2004 году, по окончании обучения в ВВУЗ убыл для прохождения службы в ДФО, где проходил службу до 28 августа 2012г. По окончании службы прибыл в г. Москва, где проживает в квартире родителей супруги ФИО11
В связи с тем, что в квартире родителей он не проживал, в том числе и на стадии ее приватизации, положения ст. 19 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в данном случае не применимы.
Каких-либо соглашений о порядке пользование квартирой между собственниками указанного жилого помещения и Савостиным В.В. не заключалось. Решений судов о сохранении за Савостиным В.В., как бывшим членом семьи собственника, права пользования жилым помещением не выносилось.
С 1 августа 1999 г., и по настоящее время совместно с родителями в каких-либо жилых помещениях не проживал и не проживает. В течение указанного времени совместного хозяйства с ними он не вел и не ведет, общего бюджета и общих предметов быта не имел и не имеет, с 01 августа 1999 по настоящее время не проживал с ними в одном с ними в одном населенном пункте и не проживает, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ прекратил с ними семейные отношения.
Считает, что Савостин В.В. не может считаться обеспеченным жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, а его право быть обеспеченным жилищной субсидией для приобретения и строительства жилого помещения подлежит восстановлению. Рассчитывать размер денежной субсидии следует за вычетом жилой площади, занимаемой его супругой в квартире ее родителей расположенной по адресу: г. Москва, ул. <адрес>, так как она сохранила право бессрочного пользования данной жилой площадью по настоящее время.
Просит признать за Савостиным В.В. право на обеспечение жилым помещением в форме жилищной субсидии от Министерства обороны РФ; признать решение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 20.11.2017г. № № о снятии Савостина В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ восстановить Савостина В.В. на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения; взыскать с ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ понесенные с Савостиным В.В. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб., оформлением доверенности представителя в размере 1700 руб., расходы, связанные с оплатой услуг представителя в соответствии с договором юридического представительства в размере 40 000 руб.
В судебное заседание истец Савостин В.В. не явился в связи с отдаленностью проживания, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представители истца Дрыгин А.В., Путилин Я.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Глушак Я. А. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что ответчик поддерживает свою позицию в ответе истцу от 20.11.2017г. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Судом установлено, что Савостин В.В. состоял на учете нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 21.07.2011г, с составом семьи 2 человека, избранное место жительства- г. Балашиха.
Как следует из копии сообщения начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 20.11.2017г. № № доведено, что истец снят с учета нуждающихся, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма.
По данным единого реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, истец состоял на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации с 21.07.2011, составом семьи 2 человека, избранное место жительства – г. Москва с учетом площади жилого помещения - 18,64 кв.М., форма обеспечения - жилищная субсидия. В ходе проверки поступивших 31.10.2017 документов установлено следующее. Согласно выписки из домой книги от 26.05.2011 в период с 21.01.2003 по настоящее время истец постоянно зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Ступино, ул. <адрес>, общей площадью 71 кв. метр. На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 17.09.2003 вышеуказанное жилое помещение приватизировано родителями истца. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на данное жилое помещение выдано от 13.11.2003 года. На момент приватизации истец был зарегистрирован в указанном жилом помещении и имел равные права с лицами, его приватизировавшими. В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении № 14 от 02.07.2009, граждане, отказавшись от приватизации жилого помещения, сохраняют за собой право бессрочного пользования им. Учитывая изложенное, в настоящее время истец не утратил право пользования данным жилым помещением (71 :3=23,66 кв.метров), Согласно карточки учета от 07.10.2017 № № ГБУ «МФЦ города Москвы» МФЦ района Соколов период с 10.01.2000 супруга истца ФИО12 постоянно зарегистрирована в жилом помещении. расположенном по адресу: г. Москва. ул. <адрес>, общей площадью 79.1 кв.м. На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан ОТ 15.09.2005 вышеуказанное жилое помещение приватизировано родителями его супруги. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на данное жилое помещение выдано от 11.11.2005 года. На момент приватизации ФИО13. была зарегистрирована по указанному адресу. В настоя шее время супруга истца не утратила право пользования данным жилым помещением (79,2:4=19,8 кв.метров). Таким образом, на состав Вашей семьи 2 человека приходится 43,46 кв. метров общей жилой площади жилых помещений. Учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения в г. Москве, на основании Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29. составляет 10 кв. м. обшей площади жилого помещения на одного человека, исходя из которой, он и его супруга обеспечены жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Согласно п. 2 Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 г. N 215, необходимыми условиями для включения в списки получателей жилищных сертификатов являются признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) и подача им заявления (рапорта).
В соответствии со ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В ч. 2 данной статьи закреплено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Гарантия государства по предоставлению военнослужащим жилых помещений установлена Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с п. 1 ст. 15 которого, порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 3 этого же Закона для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 1 марта 2005 года - статья 53 Жилищного кодекса РСФСР, далее - ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
Согласно п. 4 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 настоящих Правил уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае, если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождение и передаче органу, представившему жилые помещения.
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, то есть в период приобретения родителями истца Савостина В.В. – ФИО14 в совместную собственность в порядке приватизации по договору на передачу жилого помещения в собственность граждан № № серии Г от 17.09.2003, зарегистрированного МОРП 29.10.2003г. за № №, расположенного по адресу: г. Ступино, ул. <адрес>, общей площадью 71 кв.м., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд) (л.д. 32).
Исходя из представленных документов истец Савостин В.В., совместно с ФИО15 был зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении с 21.01.2003 г., истец сохраняет регистрацию в данном жилом помещении по настоящее время.
Исходя из того, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ступино, ул. <адрес>, общей площадью 71 кв.м., предоставлялась государством на семью Савостиным, состоящую их 3 человек, включая истца, и принимать участие в приватизации этого жилья в 2003 году имели право только 3 человека, в том числе и истец, то доводы ответчика о его праве на 23,66 кв. метра общей площади вышеупомянутого жилья являются обоснованными.
Как признал истец, рассчитывать размер денежной субсидии следует за вычетом жилой площади, занимаемой его супругой в квартире ее родителей расположенной по адресу: г. Москва, ул. <адрес>, так как она сохранила право бессрочного пользования данной жилой площадью по настоящее время.
В связи с чем, выводы ответчика о том, что на состав семьи истца приходится 43,46 метров общей жилой площади жилых помещений, суд находит обоснованными.
Доводы истца о том, что он не вселялся в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ступино, ул. <адрес>,в котором проживают его родители, правового значение не имеет.
В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.04.2018
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░