Решение по делу № 2а-2221/2017 от 25.01.2017

Дело № 2а-2221/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2017года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Ивановой М.А.,

при секретаре Ветчинове Е.В.,

в присутствии представителя административного истца Данилова К.М., представившего доверенность, диплом,

представителя административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска Кутова Н.М., представившего доверенность, диплом,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лапина Д.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Лапин Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим.

Лапин Д.А. является собственником вышеуказанного земельного участка. С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома Лапин Д.А. обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. <дата> г. в выдаче разрешения на строительство было отказано в связи с расположением земельного участка, на котором предполагается строительство индивидуального жилого дома, в границах зоны ЖД1-1 - зоны многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены.

Административный истец Лапин Д.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В порядке статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

В суде представители административного истца Данилов К.М. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска Кутов Н.М., действующий на основании доверенности, требования заявления не признал, просил оставить иск без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Лапин Д.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>.

<дата> ГУАиГ Администрации г. Ижевска отказало Лапину Д.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с не соответствием схемы планировочной организации земельного участка градостроительным регламентам, указанным в градостроительном плане земельного участка:

- земельный участок, на котором предполагается строительство индивидуального жилого дома, расположен в границах территориальной зоны ЖД1-1 - зоны многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены;

- земельный участок находится в третьей зоне округа горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод, используемых санаториями «Металлург» и «Строитель» в г. Ижевске. Согласно постановлению Правительства УР от 14.12.2007 № 191 на территории третьей зоны вводятся ограничения на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, загрязнением или истощением гидроминеральных ресурсов санаториев. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на месторождение минеральных вод, а также не нарушающие природный экологический баланс в целом в округе горно-санитарной охраны.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделённого государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Лапин Д.А. оспаривает решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дому от <дата>. С административным исковым заявлением об оспаривании указанного решения он обратился в суд <дата> г., то есть в пределах установленного срока.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в выдаче разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела условия создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод нашли свое подтверждение.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.

Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от <данные изъяты> (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска, осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.

Согласно п. 3.6 Положения о ГУАиГ начальник ГУАиГ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

Согласно должностной инструкции заместителя начальника ГУАиГ (п.3.2.11), последний руководит работой по подготовке и выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск»; (п.3.2.2) рассматривает обращения граждан, и разрешает их в пределах своих полномочий.

Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о соответствии закону отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд приходит к нижеследующему.

Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в статье 209 ГК РФ, предусмотрены также и в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) и в пункте 1 статьи 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику. Данный вывод вытекает из анализа положений статьи 56 ЗК РФ и статьи 280 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

Из материалов дела следует, что в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности на основании договора от <дата> каких-либо ограничений его прав не существует. Согласно Выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> разрешенное использование земельного участка обозначено как «индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства», при этом ограничения (обременения) права не зарегистрированы.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выполненном филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по УР <дата> г., указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.

В связи с чем намерение административного истца осуществить строительство на данном участке нового жилого дома не противоречит разрешенному использованию земельного участка.

В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении прав административного истца на принадлежащий ему земельный участок, доказательств тому суду не представлено.

Не содержит указания на наличие каких-либо ограничений прав собственника и Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер> по улице Фронтовая, 60 в Индустриальном районе, № <данные изъяты>.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года).

Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27 ноября 2007 года № 344 (далее по тексту - Правила), определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников в части возведения объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.

В соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 7 Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.

Согласно ст.56 ЗК РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности устанавливаются в санитарно-защитных зонах.

Пунктом 4 статьи 1 и частью 8 статьи 35 Градостроительного кодекса санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, указано, что для установления санитарно-защитных зон используются производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (абзац четвертый); округом санитарной (горно-санитарной) охраны является особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района) (абзац десятый).

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 16 названного Федерального закона являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Аналогичные нормы, направленные на установление Правительством Российской Федерации границы и режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, содержатся также и в статьях 2 (пункт 1), 32 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации.

В рамках имеющихся полномочий Правительством Удмуртской Республики было вынесено Постановление от 14.12.2007 N 191 "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод, используемых санаториями "Металлург" и "Строитель" в городе Ижевске Удмуртской Республики", согласно которого в составе округа горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод, используемых санаториями "Металлург" и "Строитель" в городе Ижевске Удмуртской Республики, выделяются три зоны: первая зона - зона строгого режима, вторая зона - зона ограничений, третья зона - зона наблюдений.

Согласно раздела 3 Приложения №2 данного постановления на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, загрязнением или истощением гидроминеральных ресурсов санаториев.

Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на месторождение минеральных вод, а также не нарушающие природный экологический баланс в целом в округе горно-санитарной охраны.

Развитие и застройка территорий в пределах округа горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом развития и застройки муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным в установленном порядке.

Таким образом, расположение земельного участка в третьей зоне округа горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод санаториев «Металлург» и «Строитель» не может препятствовать собственнику в осуществлении права на использования земельного участка по целевому назначению, так же как и расположение земельного участка в границах территориальной хоны ЖД1-1. Однако, данное право должно быть осуществлено с учетом требований, предусмотренных Правилами землепользования и застройки г. Ижевска, требованиями Градостроительного регламента, норм и правил регулирующих порядок ведения индивидуального жилищного строительства, а также с учетом противопожарных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм, в соответствии с действующим законодательством РФ. Поскольку каких-либо нарушений обязательных требований, в том числе предельных параметров земельного участка и объектов капитального строительства, применительно к нормативам индивидуального жилищного строительства, административным ответчиком не выявлено, и в оспариваемом отказе не приведено, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом деле отсутствуют основания для запрета в осуществлении административным истцом строительства индивидуального жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. Фронтовая, 60.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Лапина Д.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от <дата> г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче Лапину Д.А. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Верховный Суд УР через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим в совещательной комнате.

Председательствующий судья М.А. Иванова

2а-2221/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапин Д.А.
Ответчики
ГУАиГ Администрации г. Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
25.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
27.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2017[Адм.] Судебное заседание
21.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее