Дело № 2а-168/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Демидов 11 июля 2019 года
Демидовский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Цветкова А.Н.,
при секретаре Румакиной О.Ю.,
административного ответчика - судебного пристава-исполнителя ОСП по Демидовскому и Велижскому районам УФССП России по Смоленской области Шамковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Дмитрия Владимировича к судебному приставу-исполнителю ОСП по Демидовскому и Велижскому районам УФССП России по Смоленской области Шамковой Инне Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области о признании необоснованным расчета задолженности по алиментам, признании необоснованным бездействия в части передачи исполнительного производства по территориальности,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов Д.В. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Демидовскому и Велижскому районам УФССП России по Смоленской области (далее - ОСП) Шамковой И.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (далее - УФССП по Смоленской области) о признании необоснованным расчета задолженности по алиментам, признании необоснованным бездействия в части передачи исполнительного производства по территориальности.
В обоснование заявленных требований Смирнов Д.В. указал, что 11.06.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП Шамковой И.В. в отношении него вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в пользу С Согласно указанному постановлению задолженность административного истца по алиментам составляет 631 450,77 руб. по состоянию на 01.01.2018 и 815 790,62 руб. по состоянию на 12.06.2019. В постановлении судебного пристава-исполнителя не приведен расчет задолженности до 01.01.2018, хотя в указанное время административный истец находился в местах лишения свободы и был лишен возможности трудиться, при этом судебный пристав-исполнитель указанные обстоятельства не установил и не принял во внимание. Кроме того, представитель административного истца 06.05.2019 подал в ОСП заявление, в котором просил передать исполнительное производство в отношении Смирнова Д.В. по территориальности по месту его жительства в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области. Однако, более чем через месяц в адрес административного истца поступило сообщение из ОСП о том, что для проверки его фактического проживания на территории Рославльского района Смоленской области и дальнейшей передачи исполнительного производства по территориальности, было направлено поручение в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области. Истец считает вышеуказанное бездействие судебного пристава-исполнителя незаконным, нарушающим, в том числе, его право на судебную защиту по месту жительства. С учетом изложенного, Смирнов Д.В. просит признать необоснованным расчет задолженности по алиментам в постановлении судебного пристава-исполнителя ОСП Шамковой И.В. от 11.06.2019; признать необоснованным невыполнение действий по передаче исполнительного производства по территориальности в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области; восстановить срок для подачи настоящего административного искового заявления.
Определением суда от 03.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена взыскатель по исполнительному производству, возбужденному в отношении Смирнова Д.В. - "взыскатель"
Административный истец Смирнов Д.В. и его представитель С о времени и месте рассмотрения дела в суде извещены, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Представитель административного ответчика УФССП по Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
Заинтересованное лицо Стерехова В.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась судом по последнему известному месту жительства, о причинах неявки суду не сообщила, письменный отзыв на заявленные требования не представила.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП Шамкова И.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что при расчете задолженности по алиментам в отношении Смирнова Д.В., а также при рассмотрении ходатайства представителя Смирнова Д.В. о передаче исполнительного производства по территориальности, действовала в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в рамках предоставленных ей полномочий.
Заслушав административного ответчика - судебного пристава-исполнителя ОСП Шамкову И.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства, помимо прочего, является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктами 1 и 2 ст. 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, а также своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно положениям указанного Закона судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом из смысла того же закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.10.2008 мировым судьей судебного участка № 42 Починковского района Смоленской области вынесен судебный приказ в соответствии с которым с должника Смирнова Д.В. в пользу взыскателя С взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына "сын", <дата> года рождения, ежемесячно в размере 1/4 заработка и (или) иного дохода родителя, начиная с 07.10.2008 и до совершеннолетия ребенка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Демидовского РОСП УФССП России по Смоленской области от 16.10.2008 на основании вышеуказанного судебного приказа в отношении должника Смирнова Д.В. было возбуждено исполнительное производство <номер>, предмет исполнения - алименты 1/4 часть, взыскатель С
Впоследствии исполнительному производству был присвоен <номер>.
Согласно сведениям, содержащимся в вышеуказанном исполнительном производстве, должник Смирнов Д.В. уплату алиментов в добровольном порядке не производил, сведения о своих доходах и заработке судебному приставу-исполнителю не предоставлял.
26.05.2009 судебным приставом-исполнителем Демидовского РОСП УФССП России по Смоленской области был осуществлен выход по месту регистрации должника Смирнова Д.В. по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что должник Смирнов Д.В. по указанному адресу не проживает, о чем составлен соответствующий акт от 26.05.2009.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Демидовского РОСП УФССП России по Смоленской области от 14.10.2009 должник Смирнов Д.В. объявлен в розыск. Производство розыска поручено ОВД по Демидовскому району.
В рамках исполнительного производства <номер> судебным приставом-исполнителем был произведен ряд исполнительских действий по установлению имущественного положения должника Смирнова Д.В., а именно направлены запросы в Пенсионный фонд, кредитные организации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ГИБДД.
В связи с отсутствием выплат по алиментным обязательствам со стороны должника Смирнова Д.В., образовалась задолженность по алиментам, которая рассчитывалась судебным приставом-исполнителем за определенные периоды времени, о чем выносились соответствующие постановления.
Так, постановлением судебного пристав-исполнителя Демидовского РОСП УФССП России по Смоленской области от 30.06.2009 была рассчитана задолженность Смирнова Д.В. по алиментам за период с 07.10.2008 по 30.06.2009 в сумме 30971,89 руб. Расчет задолженности был произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Постановлением судебного пристав-исполнителя Демидовского РОСП УФССП России по Смоленской области от 14.10.2009 должнику Смирнову Д.В. установлена задолженность по алиментам в сумме 44639,28 руб. За период с 01.07.2009 по 14.10.2009 задолженность по алиментам составила 13667,39 руб. Расчет задолженности произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Постановлением судебного пристав-исполнителя Демидовского РОСП УФССП России по Смоленской области от 31.12.2009 должнику Смирнову Д.В. установлена задолженность по алиментам в сумме 54790,26 руб. За период с 15.10.2009 по 31.12.2009 задолженность по алиментам составила 10150,98 руб. Расчет задолженности произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Постановлением судебного пристав-исполнителя ОСП от 26.05.2015 должнику Смирнову Д.В. установлена задолженность по алиментам по состоянию на 26.05.2015 в сумме 422 339,49 руб. Расчет задолженности произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
30.06.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства в отношении должника Смирнова Д.В. по причине розыска должника.
В ходе розыска должника Смирнова Д.В., а также исполнения требований исполнительного документа, было установлено, что Смирнов Д.В. находится в ФКУ ИК-2 УФСИН по Смоленской области.
Из сообщения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области следует, что осужденный Смирнов Д.В. с 08.12.2013 отбывает наказание в Учреждении, конец срока - 17.11.2018. Осужденный Смирнов Д.В. имеет исполнительный лист на содержание детей в пользу С в размере 1/4 части. За время отбывания наказания в Учреждении с осужденного не было удержаний по алиментам из-за отсутствия заработной платы и личных денег на лицевом счете.
В связи с установлением местонахождения должника Смирнова Д.В., 26.02.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника Смирнова Д.В. Для производства удержаний суммы долга из доходов должника копия исполнительного документа направлена в ФКУ ИК-2 УФСИН по Смоленской области. Судебным приставом-исполнителем постановлено удержания по полученному документу производить с даты его получения и регистрации в книге исполнительных документов следующим образом: ежемесячно в размере 50% до погашения задолженности в сумме 422 339,49 руб. (25% текущие платежи и 25% гашение задолженности в сумме 422 339,49 руб.) и далее по 25% до совершеннолетия ребенка.
Также, 26.02.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП в адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН по Смоленской области направлено письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве Смирнова Д.В. в целях исполнения им обязательств по выплате алиментов на содержание несовершеннолетнего сына.
10.01.2019 в ОСП из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области был возвращен исполнительный документ на взыскание с осужденного Смирнова Д.В. алиментов в пользу С в размере 1/4 доли доходов. Исполнительный документ был возвращен в связи с освобождением осужденного Смирнова Д.В.
Из материалов исполнительного производства <номер> следует и подтверждается информацией с официального интернет-ресурса «отслеживание отправлений - Почта России», что 14.05.2019 в ОСП поступило заявление представителя Смирнова Д.В. по доверенности - "представитель" с просьбой направить в его адрес сведения о задолженности (расчет фактической задолженности) по исполнительному производству в отношении Смирнова Д.В., взыскатель С в интересах "сын", <дата> года рождения. Также в заявлении содержится просьба о направлении исполнительного производства по территориальности по месту проживания Смирнова Д.В. в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области - <адрес>.
В ходе исполнения требований заявления "представитель", судебным приставом-исполнителем ОСП Шамковой И.В. 11.06.2019 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства <номер>, согласно которому Смирнову Д.В. определена задолженность по алиментам по состоянию на 01.01.2018 в размере 631450,77 руб. Размер задолженности за период с 26.02.2016 по 31.12.2017 составил 209111,28 руб. По состоянию на 26.02.2016 задолженность по алиментам составляла 422339,49 руб. Расчет задолженности произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Также, судебным приставом-исполнителем ОСП Шамковой И.В. 11.06.2019 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому Смирнову Д.В. была установлена задолженность по алиментам по состоянию на 12.06.2019 в размере 815790,62 руб. По состоянию на 01.01.2018 задолженность по алиментам составляла 631450,77 руб. За период с 01.01.2018 по 11.06.2019 задолженность по алиментам составила 184339,85 руб. Расчет задолженности произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
В рамках исполнения требований заявления "представитель" о направлении материалов исполнительного производства в отношении должника Смирнова Д.В. по территориальности по месту его жительства в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области, судебным приставом-исполнителем ОСП Шамковой И.В. 11.06.2019 вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю Рославльского РОСП УФССП России по Смоленской области обязанности совершить ряд исполнительных действий, а именно: проверить фактическое проживание должника по адресу: <адрес>; проверить имущественное положение должника; отобрать объяснение по поводу неуплаты алиментных платежей.
Сопроводительным письмом за подписью заместителя начальника ОСП М, датированным 13.06.2019 исх. № б/н, в адрес "представитель" было направлено постановление о расчете задолженности по алиментам в отношении должника Смирнова Д.В., взыскатель С Кроме того, "представитель" разъяснено, что для проверки фактического проживания должника Смирнова Д.В., а также для дальнейшей передачи исполнительного производства по территориальности, судебным приставом-исполнителем ОСП направлено соответствующее поручение в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области.
Штемпелем на почтовом конверте подтверждается, что вышеуказанное сопроводительное письмо с приложенными документами сдано в отделение связи для отправки адресату "представитель" 17.06.2019.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском Смирнов Д.В. указывает на необоснованность расчета задолженности по алиментам, приведенного в постановлении судебного пристава-исполнителя ОСП Шамковой И.В. от 11.06.2019, где ему установлен размер задолженность по состоянию на 12.06.2019 в сумме 815790,62 руб., а также указан размер задолженности по алиментам по состоянию на 01.01.2018 в сумме 631450,77 руб., поскольку в названном постановлении не содержится расчета задолженности по алиментам до 01.01.2018, хотя в указанное время административный истец находился в местах лишения свободы и был лишен возможности трудиться, что не было учтено судебным приставом-исполнителем.
Оценивая доводы административного истца Смирнова Д.В. в данной части суд находит их не состоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 113 СК РФ размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 СК РФ, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (пункт 4 статьи 113 СК РФ).
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (пункт 5 статьи 113 СК РФ).
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен в части 2 ст. 102 Закона об исполнительном производстве, согласно которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч.3 ст.102 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ст. 98 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований
В силу ч.3 ст. 99 Закона об исполнительном производстве, ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
В ходе рассмотрения настоящего дела по существу установлено, что в период с 08.12.2013 по 17.11.2018 административный истец Смирнов Д.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, при этом началом срока отбывания наказания для Смирнова Д.В. является 03.10.2013.
В рамках исполнительного производства <номер> от 16.10.2008 по взысканию со Смирнова Д.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего сына "сын" в пользу взыскателя С, судебным приставом-исполнителем ОСП Шамковой И.В. вынесено постановление от 11.06.2019, которым определен размер задолженности Смирнова Д.В. по алиментам по состоянию на 12.06.2019 в сумме 815790,62 руб., при этом в постановлении указан и размер задолженности Смирнова Д.В. по алиментам по состоянию на 01.01.2018, который составил 631450,70 руб.
Ранее судебным приставом также выносились постановления о расчете задолженности Смирнова Д.В. по алиментам:
по состоянию на 01.01.2018 в размере 631450,77 руб., при этом в постановлении указано, что задолженность по алиментам по состоянию на 26.02.2016 составила 422339,49 руб. (постановление от 11.06.2019);
по состоянию на 26.05.2015 в размере 422339,49 руб., при этом в постановлении указано, что расчет задолженности произведен за период с 01.01.2010 по 26.05.2015 (постановление от 26.05.2015).
Из материалов исполнительного производства усматривается, что 30.06.2015 исполнительное производство <номер> в отношении должника Смирнова Д.В. было приостановлено в связи с розыском должника и возобновлено оно было только 26.02.2016, когда судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Таким образом, при каждом расчете задолженности по алиментам, судебный пристав-исполнитель не указывает весь период, за который производится расчет задолженности, а учитывает ранее произведенный расчет задолженности по алиментам и указывает в своем постановлении дату предыдущего расчета задолженности и ее размер по состоянию на эту дату.
Действующим законодательством не регламентирована периодичность проведения расчетов задолженности по алиментам, поэтому соответствующие постановления о расчете задолженности выносятся судебным приставом исполнителем в рамках предоставленных ему полномочий по его усмотрению, а также в случае объективной необходимости.
Из заявления представителя административного истца Смирнова Д.В. - "представитель" от 06.05.2019 усматривается, что он просил начальника ОСП сообщить сведения о задолженности Смирнова Д.В. по алиментам (предоставить расчет фактической задолженности), при этом конкретный период, за который необходимо было предоставить расчет задолженности "представитель" не указал.
С учетом вышеуказанной специфики вынесения постановлений о расчете задолженности по алиментам, судебный пристав-исполнитель ОСП Шамкова И.В. 11.06.2019 вынесла постановление о расчете задолженности по алиментам, в котором установила размер задолженности для административного истца по состоянию на 12.06.2019 в сумме 815790,62 руб., при этом в постановлении был указан период для расчета задолженности по алиментам с 01.01.2018 по 11.06.2019, поскольку задолженность за более ранние периоды была определена судебным приставом-исполнителем в ранее вынесенных постановлениях о расчете задолженности по алиментам и эта задолженность по состоянию на 01.01.2018 составляла 631450,77 руб., что также было отражено судебным приставом-исполнителем в своем постановлении.
Вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП Шамковой И.В. постановление о расчете задолженности по алиментам от 11.06.2019, в котором не указан весь период для расчета задолженности по алиментам соответствует требованиям ст. 14 Закона об исполнительном производстве и не препятствует истцу лично или через своего представителя обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о предоставлении всех вынесенных постановлений о расчете задолженности по алиментам или о проведении расчета задолженности по алиментам за определенный период или об ознакомлении с материалами исполнительного производства.
Таким образом, неуказание судебным приставом-исполнителем в постановлении от 11.06.2019 о расчете задолженности по алиментам всего периода, за который образовалась задолженность, не свидетельствует о нарушении прав и свобод административного истца.
Ссылка административного истца на то, что в период с 2013 по 2018 годы он находился в местах лишения свободы и был лишен возможности трудиться в связи с чем судебный пристав-исполнитель не имел права рассчитывать задолженность за указанный период, судом не принимается.
Так, размер задолженности по алиментам, приведенный в постановлении судебного пристава-исполнителя от 11.06.2019 по состоянию на 12.06.2019 (период расчета с 01.01.2018 по 11.06.2019), а также в постановлениях судебного пристава-исполнителя от 11.06.2019 по состоянию на 01.01.2018 (период расчета с 26.02.2016 по 31.12.2018), от 26.05.2015 по состоянию на 26.05.2015 (период расчета с 01.01.2010 по 26.05.2015) определен, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент начисления задолженности в связи с отсутствием у судебного пристава-исполнителя сведений о доходах и заработке должника, в том числе по месту нахождения в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, в указанные периоды.
Из сообщения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, поступившего в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП следует, что за время отбывания наказания в Учреждении с осужденного Смирнова Д.В. не было удержаний по алиментам из-за отсутствия заработной платы и личных денег на лицевом счете.
По освобождении Смирнова Д.В. из исправительного учреждения, в адрес ОСП был возвращен исполнительный документ на взыскание со Смирнова Д.В. алиментов, при этом сведения о том, что в период отбывания наказания со Смирнова Д.В. производились какие-либо удержания по алиментам, представлено не было.
Административным истцом не оспаривалось, что он, как лицо, обязанное уплачивать алименты, не обращался в суд с иском об освобождении полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 144 СК РФ, в спорный период времени.
При таком положении, учитывая, что должник не освобожден от уплаты алиментов в спорный период времени, доказательств тому, что в период нахождения в исправительном учреждении Смирнов Д.В. имел определенный доход, должником судебному приставу-исполнителю представлено не было, а также учитывая положения пункта 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, судебный пристав-исполнитель при отсутствии соответствующих документов обоснованно исчислил задолженность за спорный период в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.
При этом довод административного истца о необоснованном исчислении задолженности, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, в связи с тем, что он в спорный период в силу норм закона был лишен возможности трудоустроиться, основан на неверном толковании норм материального права.
Само по себе нахождение должника в исправительном учреждении в период с 2013 по 2018 годы не освобождает его от алиментных обязательств, а пункт 4 ст. 113 СК РФ не обуславливает определение задолженности по алиментам, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, наличием у административного истца статуса безработного.
Так, согласно ч.1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (ст. 105 УИК РФ).
Статьей 107 УИК РФ установлено, что из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Однако в ходе рассмотрения дела по существу административным истцом не представлено и судом не добыто доказательств, подтверждающих факт осуществления Смирновым Д.В. трудовой деятельности, а также ее оплаты, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области.
При таких обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые препятствия для исчисления размера задолженности Смирнову Д.В. по алиментам за спорный период исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 113 СК РФ.
Суд также обращает внимание на следующее обстоятельство.
Из материалов административного дела следует, что административному истцу Смирнову Д.В. было известно о его обязательствах перед С по выплате алиментов на содержание несовершеннолетнего сына "сын"
В силу положений ст. 111 СК РФ лицо, обязанное уплачивать алименты, должно в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.
Анализируя доводы административного истца Смирнова Д.В. в данной части - об установлении судебным приставом-исполнителем его места нахождения только в 2016 году, и, как следствие, образование задолженности, суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению, как основанные на субъективном и неверном толковании норм действующего законодательства: нормами действующего законодательства именно на должника возложена обязанность сообщать о своем месте нахождения.
Из материалов исполнительного производства усматривается, что судебным приставом-исполнителем были совершены фактические действия, направленные на своевременность исполнения судебного акта.
По смыслу закона для удовлетворения требования административного истца необходимо не только установление несоответствия оспариваемых действий закону, но и одновременное установление факта нарушения его прав и свобод в результате оспариваемых действий.
В ходе рассмотрения дела по существу не установлено нарушений прав и свобод должника Смирнова Д.В., отсутствуют препятствия к осуществлению им регламентированных нормами действующего законодательства прав и свобод, на него не возложена какая-либо дополнительная обязанность, отсутствует указание на привлечение вне рамок закона к какой-либо ответственности.
На основании системного толкования вышеназванных норм права и обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя ОСП Шамковой И.В. в части расчета задолженности по алиментам, произведенного в постановлении от 11.06.2019, соответствуют требованиям Закона об исполнительном производстве и оснований для признания необоснованным указанного расчета задолженности, не имеется.
В части требований административного истца Смирнова Д.В. о признании необоснованным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в ненаправлении исполнительного производства по территориальности по месту его жительства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 33 Закона об исполнительном производстве, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
После установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.ч. 7 - 7.2 настоящей статьи (п. 2 ч. 5).
Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов (ч. 7).
Таким образом, смена места нахождения должника не является безусловным основанием для передачи исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов согласно требованиям ст. 33 Закона об исполнительном производстве.
14.05.2019 в ОСП поступило заявление представителя административного истца Смирнова Д.В. по доверенности - "представитель" с просьбой о направлении исполнительного производства по территориальности по месту проживания Смирнова Д.В. (адрес - <адрес>) в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области.
11.06.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП Шамковой И.В. вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю Рославльского РОСП УФССП России по Смоленской области совершить ряд исполнительных действий, а именно: проверить фактическое проживание должника по адресу: <адрес>; проверить имущественное положение должника; отобрать объяснение по поводу неуплаты алиментных платежей.
О вынесении указанного постановления представитель должника уведомлен в письменном виде.
В связи с непредоставлением сведений об исполнении поручения от 11.06.2019, судебным приставом-исполнителем ОСП Шамковой И.В. 05.07.2019 вынесено требование в отношении судебного пристава-исполнителя Рославльского РОСП УФССП России по Смоленской области с просьбой предоставить в адрес ОСП ответ на поручение от 11.06.2019 в отношении Смирнова Д.В., полученное Рославльским РОСП УФССП России по Смоленской области 18.06.2019.
Таким образом факт бездействия судебного пристава-исполнителя не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку заявление представителя административного истца судебным приставом-исполнителем рассмотрено 11.06.2019, представитель административного истца уведомлен о результатах его рассмотрения, при этом судебным приставом-исполнителем направлено судебное поручение в отдел судебных приставов по предполагаемому месту жительства должника в целях проверки его фактического проживания по адресу указанному в заявлении от 06.05.2019. Однако, ввиду невыполнения поручения судебного пристава-исполнителя, разрешить вопрос о передаче исполнительного производства по месту жительства должника, указанному в заявлении от 06.05.2019, не представилось возможным.
Актом о совершении исполнительных действий от 09.07.2019 судебный пристав-исполнитель Рославльского районного отдела судебных приставов УФССП России по Смоленской области зафиксировал отсутствие должника Смирнова Д.В. по адресу <адрес>, указанному в заявлении о передаче исполнительного производство для исполнения по территориальности.
Как ранее отмечалось судом, для удовлетворения требования административного истца необходимо не только установление несоответствия оспариваемых действий закону, но и одновременное установление факта нарушения его прав и свобод в результате оспариваемых действий.
В ходе рассмотрения настоящего дела не установлено наличия совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований Смирнова Д.В. о признании необоснованным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Шамковой И.В., выразившегося в ненаправлении исполнительного производства, возбужденного в отношении Смирнова Д.В. по территориальности по месту жительства должника в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока на подачу настоящего административного иска, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд принимает во внимание, что постановление о расчете задолженности по алиментам, а также сведения о результатах рассмотрения ходатайства о передаче исполнительного производства по территориальности были получены представителем административного истца 19.06.2019. Настоящее административное исковое заявление подано административным истцом 27.06.2019 (дата сдачи почтовой корреспонденции в отдаление связи), соответственно срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227,228, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Смирнова Дмитрия Владимировича к судебному приставу-исполнителю ОСП по Демидовскому и Велижскому районам УФССП России по Смоленской области Шамковой Инне Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области о признании необоснованным расчета задолженности по алиментам, приведенного в постановлении от 11.06.2019; признании необоснованным невыполнения действий по передаче исполнительного производства по территориальности в Рославльский РОСП УФССП России по Смоленской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Цветков