КОПИЯ
УИД: 91RS0014-01-2024-001666-69
Дело №2-1413/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 ноября 2024 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Киселёвой О. О.,
при секретаре Насурлаевой Н. С.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района Республики Крым Эменгаджиев Р. Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску заместителя прокуратуры Ленинского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» с. Новониколаевка» Ленинского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Ленинского района Республики Крым, Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ленинского района Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» с. Новониколаевка» Ленинского района Республики Крым (далее – МБДОУ с. Новониколаевка), в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить наличие в помещении пищеблока образовательного учреждения производственного стола с покрытием из дерева твердых лиственных пород для работы с тестом, наличие цельнометаллического производственного стола для технологической обработки продовольственного сырья, заменить раковину для мытья рук в горячем цехе имеющей дефекты покрытия в виде ржавчины и сколы покрытия, обеспечить надлежащее состояние внутренней отделки производственных и складских помещений из материалов, позволяющих проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, обеспечить наличие отдельной моечной ванны для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, установить дополнительные столы в мясо-рыбном участке по технологической обработке сырого мяса, сырой рыбы и сырой птицы, установить раковины для мытья рук в овощном и мясорыбном участке. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, во взаимодействии со специалистами территориального отдела межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым, исполнения законодательства в сфере организации питания в деятельности МБДОУ с. Новониколаевка установлены нарушения СП 2.4.3648-20, СП 2.3/2.4.3590-20, СанПиН 1.2.3685-21, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: на пищеблоке покрытие производственного стола для работы с тестом выполнено не из дерева твердых лиственных пород, для работы с тестом используется доска; на пищеблоке для технологической обработки продовольственного сырья используется не цельнометаллический производственный стол (производственный стол «хлеб»); раковина для мытья рук в горячем цехе имеет дефекты покрытия (следы ржавчины, сколы покрытия), не позволяющие проводить качественную обработку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств; внутренняя отделка производственных и складских помещений имеет отделку, не допускающую проведение качественной влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами (трещины, нарушена целостность покрытия, сколы, вздутия и частичное отсутствие плиточного покрытия); на пищеблоке установлено недостаточное количество моечного оборудования и производственных столов, что не обеспечивает поточность технологических процессов: в помещениях пищеблока отсутствует отдельная моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов; для обработки сырого мяса, сырой птицы и сырой рыбы установлен один производственный стол; в овощном и мясорыбном участке отсутствует раковина для мытья рук. Прокурором в адрес МБДОУ с. Новониколаевка было направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое осталось неисполненным, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском
Определением (занесенным в протокол судебного заседания) Ленинского районного суда Республики Крым суда от 10.09.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ранее направлял копии документ об обращении к учредителю о выделении дополнительного финансирования для устранения указанных нарушений.
Третьи лица, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о дне, месте и времени рассмотрения дела было своевременно, надлежащим образом извещено.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой района, во взаимодействии со специалистами территориального отдела межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым, проверкой исполнения законодательства в сфере организации питания в деятельности МБДОУ с. Новониколаевка установлены следующие нарушения:
- на пищеблоке покрытие производственного стола для работы с тестом выполнено не из дерева твердых лиственных пород, для работы с тестом используется доска;
- на пищеблоке для технологической обработки продовольственного сырья используется не цельнометаллический производственный стол (производственный стол «хлеб»);
- раковина для мытья рук в горячем цехе имеет дефекты покрытия (следы ржавчины, сколы покрытия), не позволяющие проводить качественную обработку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- внутренняя отделка производственных и складских помещений имеет отделку, не допускающую проведение качественной влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами (трещины, нарушена целостность покрытия, сколы, вздутия и частичное отсутствие плиточного покрытия);
- на пищеблоке установлено недостаточное количество моечного оборудования и производственных столов, что не обеспечивает поточность технологических процессов;
- в помещениях пищеблока отсутствует отдельная моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов;
- для обработки сырого мяса, сырой птицы и сырой рыбы установлен один производственный стол;
- в овощном и мясорыбном участке отсутствует раковина для мытья рук.
По результатам указанной проверки прокуратурой Ленинского района Республики Крым в адрес заведующей МБДОУ с. Новониколаевка внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
В письме заведующей МБДОУ с. Новониколаевка, на представление прокуроры района, указано, что МБДОУ с. Новониколаевка обращалось к учредителю для выделения дополнительного финансирования для устранения выявленных нарушений.
Какие либо документы, подтверждающие устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований не представлены.
Кроме того, ни на день подачи искового заявления, ни надень вынесения решения образовательным учреждением не представлено каких-либо доказательств опровергающих эти выводы.
Невыполнение указанных мероприятий является нарушением Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20, Утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32, Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 того же закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также согласно п. 1 ст. 28 указанного Федерального Закона в организациях отдыха и оздоровления детей, при эксплуатации дошкольных и других образовательных организаций независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 1, ст. 24 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
Как следует из ст. ст. 4, 7, 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий, прав и интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, является одной из целей государственной политики.
Согласно п. 1.7 и 5.1 Устава МБДОУ с. Новониколаевка, утвержденного постановлением Администрации Ленинского района Республики Крым №65 от 23.12.2014 г., учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование Ленинский район Республики Крым в лице Администрации Ленинского района Республики Крым. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Ленинского района Республики Крым в лице Управления образования администрации Ленинского района Республики Крым.
В п. 5.6 Устава МБДОУ с. Новониколаевка, утвержденного постановлением Администрации Ленинского района Республики Крым №65 от 23.12.2014 г., указано, что собственник имущества не несет ответственность по обязательствам образовательного учреждения.
Как предусмотрено п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пп. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно Положению об Управлении образования Администрации Ленинского района Республики Крым Управление имеет статус юридического лица, обладает полномочиями муниципального заказчика, осуществляющего закупки для муниципальных нужд; является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным организациям в сфере образования; формирует и утверждает муниципальные задачи, имеет право в установленном порядке осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципальными организациями сферы образования муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений, осуществлять контроль их деятельности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Статьями 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Таким образом, Администрация Ленинского района Республики Крым, Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым правомерно привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что МБДОУ с. Новониколаевка является надлежащим ответчиком, который обязан соблюдать установленные требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а допущенные правонарушения посягают на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создает существенную потенциальную угрозу для здоровья детей, в связи с чем, исковые требования заместителя прокурора Ленинского района Республики Крым, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд полагает, что возложение обязанности на МБДОУ с. Новониколаевка устранить нарушения, указанные в исковом заявлении, в течение 6-и месяцев с момента вступления решения в законную силу будет разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокуратуры Ленинского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» с. Новониколаевка» Ленинского района Республики Крым обязанность в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить наличие в помещении пищеблока образовательного учреждения производственного стола с покрытием из дерева твердых лиственных пород для работы с тестом, наличие цельнометаллического производственного стола для технологической обработки продовольственного сырья, заменить раковину для мытья рук в горячем цехе имеющей дефекты покрытия в виде ржавчины и сколы покрытия, обеспечить надлежащее состояние внутренней отделки производственных и складских помещений из материалов, позволяющих проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, обеспечить наличие отдельной моечной ванны для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, установить дополнительные столы в мясо-рыбном участке по технологической обработке сырого мяса, сырой рыбы и сырой птицы, установить раковины для мытья рук в овощном и мясорыбном участке.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Решение суда в окончательной форме составлено 5 ноября 2024 года.
Судья /подпись/ О. О. Киселёва