РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курчатов Курской области 23 марта 2022 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой Н.В.,
с участием представителя истца - помощника Курчатовского межрайонного прокурора Сергеевой Н.В.,
представителя ответчика директора МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области Куликовой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Свиридовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курчатовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов муниципального образования «Курчатовский район» Курской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению ««Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,
УСТАНОВИЛ:
Курчатовский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования «Курчатовский район» Курской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению ««Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с приказом директора МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области от 01.11.2017 года № 37 контрактным управляющим назначена Дьяченко О.Г., которая не имеет высшего образования в сфере закупок. 23.10.2017 года она получила удостоверение о повышении квалификации в ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальный нужд» в объеме 120 часов, что является нарушением требований ст. 195.1 ТК РФ, ч. 5 ст. 39, ч. 6 ст. 38 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Дьяченко О.Г. не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему Дьяченко О.Г. выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок. Просит обязать МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.
В судебном заседании помощникКурчатовского межрайонного прокурора Сергеева Н.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области Куликова Н.Н. в судебном заседании при разрешении данного вопроса полагалась на усмотрение суда, при этом полагала достаточным получение контрактным управляющим Дьяченко О.Г. имеющегося у нее образования. Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Курчатовский район» Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Своих возражений суду не представил.
Выслушав в судебном заседании представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
На основании п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 44-ФЗ, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона № 44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
Положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Вопрос же получения работником дополнительного профессионального образования в сфере закупок подлежит разрешению работодателем в порядке, предусмотренном ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учётом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Согласно пункту 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утверждённого приказом Минобразования и науки России от 01.07.2013 N 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Приказами Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».
Профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» установлено требование к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок» установлено требование к образованию: высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере закупок.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника - уровеньзнаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона о контрактной системе.
Судом установлено, что согласно приказу директора МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области от 01.11.2017 года № 37, контрактным управляющим МКОУ ««Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области назначена Дьяченко О.Г.
23.10.2017 года Дьяченко О.Г. получила удостоверение о повышении квалификации, выданное Частным образовательным учреждением высшего образования «Курский институт менеджмента, экономии и бизнеса» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов, иных сведений о наличии высшего профессионального образования в сфере закупок у Дьяченко О.Г. не имеется.
Таким образом, в нарушение требований статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н, контрактный управляющий МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области Дьяченко О.Г. не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что МКОУ ««Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области, не были осуществлены в полном объёме действия по соблюдению требований к уровню образования контрактного управляющего в части получения дополнительного профессионального образования в сфере закупок товаров, работ, и услуг, для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 1.3 и п. 1.7 Устава МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курчатовского района Курской области от 28.12.2015 года № 1834, учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Курчатовский район» Курской области. Функции и полномочия школы осуществляет Администрация Курчатовского района Курской области.
Как следует из п. 4.6 Устава, источниками финансового обеспечения деятельности школы являются средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также иные источники, не запрещенные нормативными правовыми актами, в том числе законодательными, Российской Федерации и Курской области.
Таким образом, в соответствии с требованиями закона МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области обязано обеспечить соответствие контрактного управляющего занимаемой должности по уровню образования, необходимого в сфере закупок и товаров, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание необходимость дополнительного финансирования и проведения ряда действий, установленных законодательством РФ, в связи с чем, приходит к выводу об установлении срока исполнения, а именно два месяца с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Курчатовского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного общеобразовательного учреждения ««Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 30 марта 2022 года.
Судья Н.В. Голубятникова