Решение по делу № 8Г-581/2022 [88-3071/2022] от 12.01.2022

    УИД 74RS0002-01-2021-001568-18

    Дело № 88-3071/2022

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                                                                  15 марта 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Давыдовой Т.И.,

    судей Руновой Т.Д., Козиной Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                   № 2-3440/2021 по иску Карпова Андрея Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска о признании действий (бездействия) незаконным, признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии,

    по кассационной жалобе Карпова Андрея Анатольевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 октября 2021 года.

    Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя истца Карпова А.А. – Гнатюк А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Карпов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска (далее - УПФР в Центральном районе г. Челябинска) о признании действий (бездействия) УПФР в Центральном районе                              г. Челябинска незаконными, признании решения от 28 января 2021 года                № 919457/20 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении в специальный стаж периода работы с 26 сентября 1994 года по 31 марта 2008 года в качестве электрогазосварщика, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 27 октября 2020 года.

В обоснование заявленных требований указал на то, что 27 октября 2020 года обратился в УПФР в Центральном районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В назначении указанной пенсии отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж не включен период работы с 26 сентября 1994 года по      31 марта 2008 года в качестве электрогазосварщика в Челябинской областной клинической больнице в связи с отсутствием документального подтверждения полной занятости на работах с особыми условиями труда и вида сварки. С решением об отказе в назначении пенсии не согласен, так как в спорный период был занят на работе, дающей право на льготную пенсию.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июля    2021 года в удовлетворении исковых требований Карпова А.А. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам от 04 октября 2021 года произведена замена ответчика на его правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 октября 2021 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июля 2021 года изменено, дополнительно указано об отказе в удовлетворении искровых требований Карпова А.А. о признании действий (бездействия) УПФР в Центральном районе г. Челябинска незаконными. В остальной части решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июля 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Карпов А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.

    Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года          № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года        № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Согласно подпункту «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Список № 2).

Разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 предусмотрены газосварщики; электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности; электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах; электросварщики ручной сварки (позиции 23200000-11620, 23200000-19905, 23200000-19906, 23200000-19756).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от    16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Карпов А.А., <данные изъяты> года рождения, 27 октября 2020 года обратился в УПФР в Центральном районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в Центральном районе г. Челябинска от 28 января 2021 года Карпову А.А. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.

Согласно указанному решению в специальный стаж Карпова А.А. не включены периоды работы в качестве электрогазосварщика (газоэлектросварщика) с 13 апреля 1991 года по 07 апреля 1992 года, с 13 мая 1992 года по 10 июня 1992 года, со 02 апреля 1994 года по 12 сентября 1994 года, поскольку не подтвержден вид сварки, отсутствует документальное подтверждение характера работы и постоянной занятости из компетентных органов иных государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года; с 08 ноября 2011 года по 31 декабря 2019 года в качестве санитара по совместительству на 0,5 ставки в патологоанатомическом отделении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинское областное патологоанатомическое бюро», поскольку не выработана норма рабочего времени на ставку заработной платы; с 26 сентября 1994 года по 31 марта 2008 года в качестве электрогазосварщика (газоэлектросварщика) в Челябинской областной клинической больнице, поскольку не подтверждена постоянная занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, индивидуальные сведения сданы без кодов досрочного пенсионного обеспечения.

Продолжительность страхового стажа Карпова А.А. составила 35 лет 10 месяцев 05 дней, специального стажа 04 месяца 23 дня (период работы с 31 июля 1980 года по 23 декабря 1980 года).

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Карпов А.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования               15 ноября 1997 года, спорный период работы указан без кода льготы.

Из личной карточки формы Т-2, приказа от 26 сентября 1994 года         № 70-ЛС следует, что Карпов А.А. 26 сентября 1994 года принят на работу газоэлектросварщиком в службу кондиционирования воздуха.

Штатными расписаниями за 1994-1999 годы, в службе кондиционирования воздуха должность газоэлектросварщика (электрогазосварщика) не предусмотрена. В указанные годы должность электрогазосварщика была предусмотрена в водопроводно-канализационной службе, в 2000 году данная должность значится в водопроводно- канализационной службе и в службе кондиционирования и отопления, с 2001 года по 2008 год - в водопроводно-канализационной службе (2 ед.).

В приказе о приеме Карпова А.А. на работу указано о разрешении работы сверх ставки слесарем-сантехником и 100% доплаты по основной совмещаемой должности за увеличение объема.

В лицевых счетах (карточках-справках) за период с 1994 года по 2008 год указано, что Карпов А.А. работал газоэлектросварщиком, между тем в указанный период истцу производились доплаты за совмещение профессий слесаря-сантехника, слесаря-ремонтника, а также доплаты за заместительство отсутствовавших работников, совмещение, расширение зоны обслуживания.

Из Акта документальной проверки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» от 05 марта 2019 года № 3, составленного специалистами УПФР в Центральном районе г. Челябинска в связи с обращением истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, следует, что должностная инструкция электрогазосварщика за 1994-2008 годы не представлена, технологии производства, журналов (нарядов) на выполнение работ по сварке в течение рабочего дня не имеется, постоянная занятость в течение полного рабочего дня не подтверждена. Согласно Перечню льготных профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, должность электрогазосварщика включена с 01 января          2015 года.

Из справки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» от             19 ноября 2018 года № 270 следует, что Карпов А.А. в период с 26 сентября 1994 года по 14 февраля 2001 года работал газоэлектросварщиком в службе кондиционирования и отопления, с 15 февраля 2001 года по 31 марта 2008 года электрогазосварщиком в водопроводно-канализационной службе.

Разрешая требования истца о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что право на досрочное пенсионное обеспечение электрогазосварщиков (газоэлектросварщиков) обусловлено их занятостью на определенных видах сварки (оборудования), что должно быть подтверждено уточняющими справками либо иными документами, содержащими необходимые сведения, кроме того, должна быть подтверждена занятость на указанных работах полный рабочий день. Оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в том числе справку Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» от 19 ноября 2018 года         № 270, в которой отсутствуют сведения о характере работы, а именно о занятости истца на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также справку о характере выполнявшейся работы и условиях труда от 14 ноября 2018 года, в которой указано краткое описание работ, орудие и средства труда, сведения о месте выполнения работ и применении средств индивидуальной защиты, результаты аттестации рабочего места в 2013 году, установившей класс условий труда 3.3, а также имеются сведения о повышенной оплате труда, праве на досрочное назначение пенсии, признав указанную справку от          14 ноября 2018 года недопустимым доказательством, поскольку она не подписана руководителем, в ней не указаны основания выдачи, пришел к выводу об отсутствии доказательств полной занятости истца на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного, оценив имеющиеся в деле, а также дополнительные доказательства, с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.

Согласно истребованной судом апелляционной инстанции в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области информации по Перечням льготных профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, в Перечнях за 2001 год, 2004 год, 2008-2019 годы отсутствуют подразделения «Служба кондиционирования воздуха», «Служба кондиционирования и отопления», «Водопроводно-канализационная служба», а также не указана профессия электрогазосварщика. Подразделение «Водопроводно-канализационная служба» и профессия электрогазосварщика указаны в Перечне за 2020 год, согласно которому право на досрочное пенсионное обеспечение определено с 01 января 2019 года.

Согласно инвентарной карточке нефинансовых активов, представленной государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», на балансе по состоянию на 21 октября 2021 года находится сварочный трансформатор для сварки трубопроводов, введенный в эксплуатацию          10 января 1994 года. Также представлены справка о характере выполняемой работы и условиях труда за подписью начальника службы охраны труда, служебная записка за подписью начальника водопроводно-канализационной службы, из которых следует, что в спорный период истцом производились работы по сварке трубопроводов, проложенных в лечебных, подвальных помещениях, а также в проходных каналах и закрытых помещениях, сварка металлоконструкций для нужд больницы, монтаж запорной аппаратуры. Вместе с тем, сведения об объемах указанных работ не представлено.

В соответствии с ответом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» на запрос судебной коллегии Челябинского областного суда от 25 октября 2021 года, в период с 1994 года по 2008 год на Карпова А.А. отсутствует документальное подтверждение льготного характера работы, не подтверждается полная занятость на сварочных работах, в связи с чем коды досрочного пенсионного обеспечения в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период отсутствуют.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие доказательств, подтверждающих занятость истца постоянно полный рабочий день на резке и ручной сварке в течение полного рабочего дня (не менее 80%), наличие в материалах дела сведений о совмещении истцом профессий и замещении иных работников в основное рабочее время, отсутствие расчета занятости на сварочных работах, учета рабочего времени по видам работ в спорный период.

Изменяя решение суда первой инстанции, дополняя его абзацем об отказе в удовлетворении требования о признании действий (бездействия) ответчика незаконными, которые судом первой инстанции по существу разрешены не были, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение об отказе в назначении пенсии было вынесено 28 января 2021 года, т.е. в пределах установленного законом срока, в течение срока рассмотрения заявления ответчиком предпринимались меры для получения необходимых документов и сведений в компетентных органах иностранных государств, на территории которых осуществлялась трудовая деятельность истца в другие периоды, незаконных действия (бездействия) в отношении истца при рассмотрении его заявления о назначении пенсии ответчиком не допущено.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствие кодов досрочного пенсионного обеспечения в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, не влекут отмену судебных постановлений.

Так, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от    28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря         2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря      2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

Суды дали оценку представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса и пришли к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода в стаж работы истца для досрочного назначения пенсии.

Доводы жалобы, выражающие несогласие с произведенной судами оценкой справки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» от 19 ноября 2018 года № 270, справки от 14 ноября 2018 года, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых судебных постановлений.

Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.

Доводы кассационной жалобы о том, что судами должным образом не были исследованы должностные инструкции электрогазосварщика за 2012, 2013, 2019 годы, карта аттестации рабочих мест по условиям труда за 2013 год, инвентаризационная ведомость за 2018 год, судебной коллегией отклоняются. Как обоснованно указано судом апелляционной инстанции относительно указанных доводов, характер работы, а также занятость на таких работах постоянно полный рабочий день подлежат доказыванию документами того периода времени, когда выполнялись работы.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июля      2021 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карпова Андрея Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-581/2022 [88-3071/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Карпов Андрей Анатольевич
Ответчики
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Рунова Татьяна Дмитриевна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
15.03.2022Судебное заседание
15.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее