дело № 2-1-271/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 07 мая 2019 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебного заседания Пронюшкиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мультан А.Н., действующей в интересах Антонова А.Н. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, восстановлении в списке очередности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, обязании обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Мультан А.Н., являющаяся опекуном недееспособного Антонова А.Н., в интересах опекаемого обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, восстановлении в списке очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указала, что Антонов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, согласно постановлению администрации муниципального образования «Городской округ» Город Козьмодемьянск» № 73 от 05 марта 2001 года был включен в список граждан на внеочередное предоставление жилого помещения. В настоящее время опекун узнала о снятии Антонова А.Н. с учета нуждающихся на основании постановления администрации муниципального образования «Городской округ» Город Козьмодемьянск» № 247 от 20 мая 2013 года. Полагая постановление о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, отсутствии оснований к исключению Антонова А.Н. из списка подлежащих обеспечению жилым помещениями как лицо из числа детей- сирот, опекун обратилась в суд.
В судебное заседание истец Мультан А.Н., действующая в интересах недееспособного Антонова А.Н., и ее представитель Симонов А.Г. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, настаивая на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Михалкин А.В. возражал против удовлетворения требований истца, ссылаясь на пропуск срока обжалования постановления о снятии Антонова А.Н. с учета, невозможностью его самостоятельного проживания в жилом помещении в связи с признанием его недееспособным.
Третьи лица Министерство социального развития Республики Марий Эл, ГБУ Республики Марий Эл «Психоневрологический интернат «Таир», Министерство образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей в 2001-2002 годах) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Пункт 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 31.12.2012 г.) предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14.2 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 50-З (в редакции до 31.12.2012г.) «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» органы местного самоуправления городских и муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл наделялись государственными полномочиями по обеспечению детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей- сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем, в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
Действующая редакция статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам, по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
При этом как ранее действовавшее законодательство, так и действующее правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и включением в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В силу ст.1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган местного самоуправления формирует муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Согласно ч.5 ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 8 Федерального закона;
2) утраты ими оснований для предоставления специализированных жилых помещений, предусмотренных настоящим Законом;
3) включения их в список в другом муниципальном образовании в Республике Марий Эл в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в муниципальном образовании в Республике Марий Эл по прежнему месту жительства и включения их в список в муниципальном образовании в Республике Марий Эл по новому месту жительства устанавливается Правительством Республики Марий Эл;
4) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
5) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное;
6) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Антонов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики Марий Эл, как воспитанник коррекционной школы-интернат г. Козьмодемьянска, постановлением администрации г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл от 05 февраля 2001 года № 73 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (по категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей).
Из материалов дела следует, что в Козьмодемьянской коррекционной школе-интернате Антонов А.Н. обучался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Выбыл 29.08.2003 г. в Савинский дом для детей инвалидов.
Приказом директора ГБУ Республики Марий Эл «Психоневрологический интернат «Таир» № от 05 июля 2011 года Антонов А.Н. зачислен в списки ГБУ Республики Марий Эл «Психоневрологический интернат «Таир» и поставлен на полное государственное обеспечение с 05 июля 2011 года.
Как видно из справки серии МСЭ-2013 № Антонову А.Н. повторно установлена первая группа инвалидности бессрочно, Антонов А.Н. признан инвалидом с детства.
Решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 09 августа 2012 года Антонов А.Н. признан недееспособным.
Приказом Министерства социального развития Республики Марий Эл от 26 октября 2018 года № 1339-ОД над недееспособным Антоновым А.Н. установлена опека, опекуном назначена Мультан А.Н., ГБУ Республики Марий Эл «Психоневрологический интернат «Таир» освобождено от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетнего недееспособного Антонова А.Н.
Согласно ч.4 ст. 7 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона и настоящим Законом.
Согласно постановлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 20 мая 2013 года № 247 Антонов А.Н. снят с учета нуждающихся в жилом помещении
со ссылкой на п. 3 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с ч. 2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Учитывая недееспособность Антонова А.Н., в также отсутствие доказательств, подтверждающих своевременное направление в ГБУ «ПНИ «Таир» копии оспариваемого постановления от 20 мая 2013 года № 247, суд приходит к выводу о восстановлении срока его обжалования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
Суд приходит к выводу, что изменение места жительства Антонова А.Н. носило вынужденный характер, поскольку после постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Антонов А.Н. по достижению совершеннолетия, не получил вне очереди положенное жилье по договору социального найма и не имел собственного, был направлен в ГБУ Республики Марий Эл «Психоневрологический интернат «Таир».
Из материалов дела также следует, что Антонов А.Н. зарегистрированный с 05 июля 2011 года по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, ПНИ «Таир», на учете в муниципальном образовании «Звениговский муниципальный район» как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий не состоит, и ранее не состоял.
Таким образом, суд приходит к выводу о признании постановления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 20 мая 2013 года № 247 о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Антонова А.Н. незаконным, необходимости восстановить Антонова А.Н. в указанном списке.
При этом суд также учитывает, что признание Антонова А.Н. недееспособным само по себе об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения, не является.
01.09.2014 г. вступил в силу Закон Республики Марий Эл от 28.04.2013 № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями», которым органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл наделены отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Среди прочих соответствующими отдельными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск».
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. N ИР-864/07 "О направлении рекомендаций" жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). С письменного согласия указанного лица (законных представителей несовершеннолетнего) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения может быть предоставлено на территории иного населенного пункта в границах субъекта РФ, на территории которого лицо включено в список.
При таких обстоятельствах в изложенном правовом регулировании, суд приходит к выводу о том, что у Антонова А.Н. имеется право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Антонову А.Н., как уже указано судом выше, в установленном порядке назначен опекун. Действующим законом не запрещено проживание опекуна совместно с опекаемым в жилом помещении, законным пользователем которого является опекаемый.
Положения ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указывающие, что дети- инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни, на которые ссылался представитель ответчика, неприменимы к рассматриваемым судом правоотношениям.
При определении размера жилого помещения, суд учитывает, что ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено предоставление специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах ввиду наличия у Антонова А.Н. до настоящего времени нереализованного права на обеспечение жильем суд полагает обоснованным возложить на ответчика обязанность предоставить Антонову А.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящегося в ведении ответчика, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Мультан А.Н., действующей в интересах Антонова А.Н., удовлетворить.
Восстановить Антонова А.Н. в списке очередности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты постановки его на соответствующий жилищный учет.
Возложить на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» обязанность предоставить Антонову А.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия.
Председательствующий Мельников С.Е.