Дело № 2- 2586/2021
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
04 августа 2021 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Руденко А.В.,
при секретаре Тулупове Я.Ю.,
с участием ответчика Альшанской О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Теплоэнергосервис» к Альшанской Оксане Викторовне о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
АО «Теплоэнергосервис» обратилось в суд с иском к Альшанской О.В. о взыскании задолженности по оплате теплоснабжения, в обоснование указав, что Охотский филиал АО «Теплоэнергосервис» осуществляет на территории р.п. Охотск Охотского района Хабаровского края деятельность по выработке и транспортировке тепловой энергии предприятиям и населению, водоснабжение и иные услуги. Дом, в котором расположено жилое помещение – <адрес>, подключен к системе теплоснабжения, которая с ДД.ММ.ГГГГ находится в ведении истца. Собственником жилого помещения является Альшанская О.В. Ответчик обязана оплачивать оказанные им услуги, однако данное обязательство надлежащим образом не выполняют.
Просит суд взыскать с ответчика задолженность по оплате теплоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 69 878,06 руб., пени в сумме 5 277,52 руб. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 440,23 руб. и далее в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки по день фактической уплаты основного долга, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 468 руб.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Альшанская О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований суду пояснила, что в отношении принадлежащей ей на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>, с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления был осуществлён переход с централизованной системы отопления на отопление от альтернативного источника питания, что подтверждено решением администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ, актом о завершенном переустройстве от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешением на ввод в эксплуатацию объекта от 08.08.2013Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается отсутствие в квартире радиаторов отопления, что свидетельствует об отсутствии подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым системам тепловой энергии надлежащего качества в квартиру. Поскольку принадлежащее на праве собственности помещение отапливается ответчиком вследствие законного перехода на альтернативный источник отопления, взимание платы за непоставленную энергию прямо противоречит положениям ст.544 ГК РФ.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что <адрес> в п. Охотск подключен к системе центрального водоснабжения, которая находится в ведении АО «Теплоэнерегосервис», которое является поставщиком и исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению указанного многоквартирного дома, в связи с чем имеет право предъявлять требования об оплате оказанных услуг теплоснабжения.
Многоквартирный <адрес> в п. Охотск не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Ответчик Альшанская О.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения – <адрес> в п. Охотск. Ответчик ФИО4 – муж Альшанской О.В., с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении.
Как следует из справки о задолженности, предоставленной истцом, задолженность ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по оплате за теплоснабжение указанного жилого помещения составляет 69 878,06 руб.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3. ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на это помещение (п. 5 ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса (ст. 540 ГК РФ).
Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствующими с данными учета электроэнергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 540 ГК РФ договор энергоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Оплата потребленной тепловой энергии производится в размере 100% в силу ст. 486 ГК РФ, поскольку договор энергоснабжения является видом договоров купли-продажи. Не оплачивая фактически потребленную энергию, ответчик нарушает требования закона, в частности ст. ст. 486, 544 ГК РФ, предусматривающего производство оплаты энергии за фактически принятое абонентом количество энергии.
При этом, исходя из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, энергоснабжение является коммунальными услугами, подлежащими оплате.
Мировым судом при вынесении оспариваемого решения проверен расчет задолженности, предоставленный истцом, и сделан соответствующий материалам дела и требованиям законодательства вывод, что расчет является законным поскольку он исчислен из площади квартиры 57,9 кв.м., действующих в период образования задолженности норматива и тарифа потребления.
Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что расчет суммы исковых требований является необоснованным, поскольку в <адрес> был произведен с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления переход с централизованной системы отопления на отопление от альтернативного источника питания, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, согласно решению администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления Альшанского В.Н., согласовано переустройство жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в соответствии с представленным проектом для реализации следующих мероприятий: демонтаж системы центрального отопления; удаление энергопринимающих элементов системы центрального отопления в количестве 4 штук в четырех комнатах; монтаж автономной системы отопления: установка энергопринимающих элементов (электроконвекторов) в количестве 4 штук (л.д. 46).
Постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт о завершенном переустройстве вышеуказанной квартиры, Альшанскому В.Н. указано на необходимость внести изменения в технический паспорт квартиры (л.д. 48).
Как следует из акта о завершенном переустройстве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47), составленном комиссией в составе представителей администрации городского поселения: специалиста 1 категории по вопросам ЖКХ ФИО5, главного специалиста по юридическим вопросам ФИО6, комиссии представлены следующие работы: демонтаж системы центрального отопления; удаление энергопринимающих элементов системы центрального отопления в количестве 4 штук в четырех комнатах; монтаж автономной системы отопления: установка энергопринимающих элементов (электроконвекторов) в количестве 4 штук. Работы выполнены хозспособом, произведены в период с 06 по ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией установлено, что объект соответствует проектной документации, замечаний нет. Согласно решению комиссии, указанному в акте, предъявленные комиссии работы, выполнены в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для многоквартирных домов.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию после переустройства администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, администрация городского поселения разрешает ввод в эксплуатацию переустроенного объекта: <адрес> в п. Охотск.
Как следует из акта обследования внутренней системы отопления от ДД.ММ.ГГГГ, составленного представителями Охотского филиала ОАО «Теплоэнергосервис», Охотского филиала «Энергосбыт» в вышеуказанной квартире присутствует неизолированный трубопровод длинной 2,5 м. диаметром 60 мм, специалистами сделано заключение «о производстве расчетом согласно методуказаний для трубопроводов, расположенных внутри помещения».
Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО7 и ФИО8» абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения. Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Судебные решения, вынесенные в отношении граждан ФИО7 и ФИО8 и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П, что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999 года N 4-О, от 5 февраля 2004 года N 78-О и др.). При пересмотре судебных решений, основанных на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, если такой пересмотр осуществляется до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам надлежит руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.
Согласно п.4 данного Постановления Конституционного Суда обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10). Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10.07.2018 г. N 30-П).
Подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения. В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования. В частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй пункта 40). Такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии и при этом - ввиду изоляции расположенных в них элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам - тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется. Между тем одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (п.4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П).
Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.). Иное выходило бы за рамки конституционно допустимых пределов осуществления прав и свобод, а для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, отапливаемых за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, создавало бы необоснованные препятствия в реализации конституционного права на жилище (статья 17, часть 3; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации) (п.4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 46-П).
Необходимость достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает такое правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг и расчетом взимаемой за них платы, которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений - если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены - соразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 46-П).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены поправки в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 исключающие положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Уточняется, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу согласно соответствующим пунктам указанных Правил.
Также уточняется, что переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, должно быть осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ.
Как усматривается из материалов дела, ответчик произвел демонтаж системы центрального отопления – удалили 4 энергопринимающих элемента в 4 комнатах, в квартире остался неизолированный трубопровод длиной 2,5 м.
Согласно пояснениям ответчика в судебном заседании, жилое помещение обогревается с помощью электроконвекторов.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как гл. 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (получение проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.).
Переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение.
Заявителю необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве жилого помещения. Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ст. 26 ЖК РФ. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя иные, помимо указанных в ст. 26 ЖК РФ, документы.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов. В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается подтверждающий это решение документ, который служит юридическим основанием для осуществления действий по замене и переносу инженерных сетей и оборудования с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.
Отказ в согласовании переустройства помещения возможен только в тех случаях, которые определены в ст. 27 ЖК РФ (в редакции Закона, действующей на момент принятия решения о согласовании): непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой альтернативного вида отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
Согласно пп. «в», «е» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В силу п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относятся к общему имуществу собственников.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой электроконвекторов предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
В материалы дела доказательства получения в соответствии с ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на вышеуказанное переустройство не представлены.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют предусмотренные ст.26 ЖК РФ для принятия решения о согласовании подготовленные и оформленные в установленном порядке проект переустройства переустраиваемых помещений в многоквартирном доме содержащего сведения (расчеты) о влиянии такого переустройства на сохранение теплового режима в многоквартирном жилом доме, и систему централизованного отопления в целом, а также оценке такого влияния лицом согласовавшим переустройство.
Выданные администрацией городского поселка «Рабочий поселок Охотск» решения о согласовании переустройства, акты о завершенном переустройстве, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановления об их утверждении не содержат какой-либо оценки соответствия планируемого и произведенного переустройства установленным нормам и правилам, а лишь констатируют факт производства таких работ.
Таким образом, получение согласований на переустройство и разрешений на введение объектов в эксплуатацию после выполнения работ носило формальный характер, вопрос о соответствии произведенного переустройства проекту переустройства, равно как и его наличия (отсутствия), наличия (отсутствия) нарушения в результате выполненных работ прав и охраняемых законом интересов иных лиц, в том числе угрозы для их жизни и здоровья, администрацией городского поселка «рабочий поселок Охотск» по существу не разрешался.
Вопросы сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях и нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения предметом оценки органа местного самоуправления при проверке в порядке ст.ст.25-27 ЖК РФ планируемого и произведенного переустройства не являлись.
При этом, согласно акту обследования внутренней системы отопления и объяснений ответчика Альшанской О.В. внутренний трубопровод в принадлежащем жилом помещении не изолирован, несмотря на демонтаж энергопринимающих элементов, часть централизованной системы отопления МКД продолжает использоваться для отопления жилых помещений, что не исключает возможность подключения в квартире радиаторов отопления к внутридомовой системе отопления.
Согласно п.4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П необходимо учитывать, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании задолженности по оплате услуги теплоснабжения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере, установленном данной статьей.
За несвоевременную оплату за жилье и коммунальные услуги ответчику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5277,52 руб., и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 440,23 руб.
Согласно п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Заявленная редакция требования о взыскании «далее пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки по день фактической оплаты долга» удовлетворению не подлежит поскольку расчет пени на дату вынесения решения отсутствует и истцом не заявлен.
На основании вышеприведенного разъяснения Пленума Верховного Суда РФ суд указывает в резолютивной части, что взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 98, 100, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Теплоэнергосервис» к Альшанской Оксане Викторовне о взыскании задолженности, удовлетворить частично.
Взыскать с Альшанской Оксаны Викторовны в пользу АО «Теплоэнергосервис» задолженность за оказанную услугу по теплоснабжению за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 69 878,06 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5277,52 руб., и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 440,23 руб., взыскание пени производится до момента фактического исполнения обязательства исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2468 руб., в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.
Судья А.В. Руденко
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2021 года
Судья А.В. Руденко