Дело № 2-168/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 24 мая 2018 года
Верхотурский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Бобровой А.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Сухитры Р.Л., истца Сычева И.С.,
представителя ответчика - Управления социальной политики по <адрес> Гильмановой А.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания Рябченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Сычева Игоря Сергеевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Сычева Игоря Сергеевича, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, который имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, в котором просит:
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> обязанность немедленно с даты вступления решения суда в законную силу распределить Сычеву Игорю Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ, уроженцу <адрес>, зарегистрированному по месту пребывания по адресу: <адрес>, построенное (приобретенное) за счет средств бюджета Свердловской области жилое помещение государственного специализированного жилищного фонда <адрес> в виде жилого дома или квартиры, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления городского округа Верхотурский.
Возложить на государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» обязанность в течение 10 рабочих дней с даты принятия приказа Министерством по управлению государственным имуществом <адрес> о зачислении распределенного Сычеву И.С. жилого помещения в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - –правление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> для подписания его Сычевым И.С.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительной орган государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> обязанность в течение 5 рабочих дней от даты подписания Сычевым И.С. договора найма специализированного жилого помещения возвратить указанный договор в одном экземпляре в государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Сычева И.С. В ходе проверки установлено, что Сычев И.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, а отец лишен родительских прав. Приказом Управления социальной политики <адрес> №-о от ДД.ММ.ГГГГ Сычев И.С. признан нуждающимся в жилом помещении для целей предоставления жилых помещений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда. Однако, до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 92, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Сычеву И.С., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не имеющему жилого помещения, гарантировано право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Жилое помещение предоставляется по достижению возраста 18 лет. Указанные требования закона по отношению к Сычеву И.С. не выполнены.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти <адрес> по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот. Порядок предоставления жилых помещений определен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственных специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Порядок), обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.
Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка, получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства) жилых помещений детям-сиротам, является Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» (далее – Фонд); учет детей-сирот, подлежащим обеспечению жилыми помещениями осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти <адрес> – управлениями социальной политики Министерства социальной политики <адрес> (далее управления социальной политики). В соответствии с п. 7 Порядка, распределение детям-сиротам построенного (приобретенного) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>.
В соответствии с п. 9 Порядка, уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управление социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные детьми-сиротами договоры найма в одном экземпляре возвращаются управлениями социальной политики в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами..
По смыслу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и п. 3 указанного Порядка предоставление жилых помещений данной категории лиц по договорам специализированных жилых помещений осуществляется по месту их учета, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, не менее нормы предоставления площади жилого помещения. В соответствии с ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Сухитра Р.Л. поддержал исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, также полагал, что отсутствуют основания для установления срока исполнения решения суда до 2020 года, т.к. право истца на обеспечение жилым помещение нарушено более года, Сычев имеет лишь временную регистрацию в общежитии образовательного учреждения, постоянного места жительства не имеет, в случае прекращения обучения, по каким-либо причинам, Сычев останется без какого-либо жилья.
Истец Сычев И.С. в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме, пояснил, что он был поставлен на учет для предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда, т.к. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по достижению 18 лет он жилым помещением обеспечен не был. Он нуждается в жилом помещении, имеет временную регистрации в общежитии образовательного учреждения, при этом в летний период (каникулы) ему проживать негде, какого-либо жилого помещения он не имеет, в <адрес> вынужден проживать у знакомой.
Представитель ответчика Управления социальной политики по <адрес> Гильманова А.М., исковые требования прокурора в части заявленных к Управлению социальной политике по <адрес> требований не признала, по доводам изложенным в письменном отзыве, считает, что Управления социальной политики по <адрес> является ненадлежащим ответчиком, т.к. в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений обязанность по приобретению жилого помещения и заключению договора найма специализированного жилого помещения возложена на Фонд. На Управление социальной политики возложена обязанность по учету детей-сирот, что ими и исполняется. В случае направления к ним договора найма специализированного жилого помещения распределенного Сычеву И.С. ими будет оказано содействие в его подписании со стороны Сычева И.С. Они стороной в данном договоре не являются, поэтому каким-либо образом не могут нарушить права истца. Требования прокурора о предоставления жилья Сычеву к двум остальным ответчикам поддерживает и просит их удовлетворить, т.к. он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, своевременно жильем обеспечен не был. В настоящее время жилые помещения, которые могли бы быть распределены Сычеву, на территории <адрес> отсутствует. Сычеву по достижению 18 летнего возраста не было распределено жилое помещение, т.к. жилые помещения приобретенные Фондом распределялись лицам, у которых, право на предоставление жилого помещения возникла ранее.
Ответчик - Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ просила рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ по заявленным исковым требованиям возражала, при этом, не отрицая того факта, что Сычев И.С. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений регламентировано в настоящее время положениями главы 9 ЖК РФ, которые не предусматривают право такой категории лиц на внеочередное обеспечение жилым помещением и не устанавливают срок, в течении которого жилое помещение должно быть предоставлено. Считают, что нарушение прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникла раньше. В случае удовлетворения исковых требований, просила установить срок исполнения решения суда не ранее ДД.ММ.ГГГГ, т.к. Сычев имеет регистрацию по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, таким образом, в настоящее время обеспечен жилым помещением.
Ответчик – Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства», надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. Представитель ответчика Савинов М.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ просил рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ по заявленным исковым требованиям возражал, при этом, не отрицая того факта, что Сычев И.С. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке льготных категорий граждан является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, т.е. иски следует предъявлять к субъекту Российской Федерации Свердловской <адрес>, который определяет своего представителя в судах в установленном порядке. В соответствии с Положением о Министерстве финансов <адрес>, данное Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> по управлению средствами областного бюджета. Министерства финансов СО непосредственно отвечают за проект бюджета <адрес>, в связи с чем просит привлечь Министерство финансов <адрес> к участию в деле в качестве соответчика. В силу положений постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП Фонд наделен лишь организационными полномочиями, связанными с представлением жилья указанной категории граждан. Данное постановление не предусматривает обеспечение жильем детей-сирот во внеочередном порядке. Сычев И.С. принят на учет для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>. Считают, что нарушение прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникла раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. Также заявила, просил в случае удовлетворения заявленных требований предоставить разумный срок для исполнения возложенных судом обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор, выступающий в интересах Сычева И.С., а также истец Сычев И.С., возражали по поводу привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов <адрес>, т.к. на данное Министерство Постановлением <адрес> №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ какие-либо обязанности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не возлагаются. Проект бюджета составляет на основании данных представленных иными министерствами и ведомствами для обеспечения финансирования различных программ. Какого-либо отношения к рассмотрению настоящего спора Министерство финансов <адрес> не имеет.
Представитель ответчика Управления социальной политики по <адрес> Гильманова А.М. мнение прокурора поддержала, пояснила, что ответчики ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» и Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> обладают полной информацией о лицах из категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела судом отказано в удовлетворении ходатайства ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» о привлечении в качестве соответчика Министерства финансов <адрес>, т.к. истец против этого возражал, оснований предусмотренных ч. 3 ст. 40 ГПК РФ для привлечения соответчика судом не усмотрено, рассмотрение данного спора возможно без участия Министерства финансов <адрес>.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные требования закреплены в ст. 26 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ОЗ "О защите прав ребенка".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).
В соответствии с п.п. 1 п. 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти <адрес> по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти <адрес> определены: Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> в части приобретения жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, принятия решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений и заключения с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства»; Министерство социальной политики <адрес> в части формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 527-ПП во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес> (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п. 3).
Согласно п.п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение <адрес> "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд). <адрес> бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. <адрес> бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в <адрес>, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Согласно п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, находящиеся в оперативном управлении Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п. 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (п. 9).
Кроме того, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 491-ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти <адрес> по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного Фонда возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.
В судебном заседании достоверно установлено, что Сычев Игорь Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Статус Сычева И.С. подтверждается копией свидетельства о его рождении, в которых указаны в качестве матери ФИО2, в качестве отца Сычев Сергей Васильевич. ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией свидетельства о смерти. Из копии решения Первоуральского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сычев Сергей Васильевич лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего Сычева Игоря Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
На основании приказа Управления социальной политики <адрес> №-о от ДД.ММ.ГГГГ Сычев И.С. принят на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> (л.д. 26). Жилого помещения на каком-либо праве не имеет. Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами, и не оспаривались ответчиками.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановка на жилищный учет по предоставлению жилого помещения по льготной категории «дети-сироты» в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Следовательно, у истца Сычева И.С., как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющая право на получение жилого помещения, он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ему так и не было предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора в интересах Сычева И.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, поскольку в судебном заседании установлено, что Сычев И.С. достиг 18 лет, имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма, а также в собственности, не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Заявление в письменной форме о предоставлении жилого помещения по окончании срока пребывания в образовательном учреждении, Сычев И.С. в установленном законе порядке не подавал. Таким образом, право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения нарушено. Законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что доводы ответчика Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> о предоставлении разумного срока для исполнения возложенных судом обязанностей, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, являются не обоснованными, т.к. ответчиком не приведено убедительных доводов не возможности исполнения возложенных обязанностей после вступления решения суда в законную силу, исполнение решения суда в течение более двух лет не может быть расценено как разумный срок, длительное не обеспечение жилым помещение социально незащищенного лица, не будет соответствовать требованиям закона, и существенно нарушает установленные Законом гарантии для указанной категории лиц. Факт того, что Сычев И.С. имеет регистрацию по месту пребывания, а именно в общежитии образовательного учреждения, не может свидетельствовать о том, что в настоящее время Сычев обеспечен жилым помещением, т.к. регистрация носит временный характер, связанна с получением Сычевым образования, при этом обучение в образовательном учреждении Сычева может быть прервано по каким-либо обстоятельствам, иного жилого помещения Сычев не имеет.
В случае не возможности исполнения решения суда в установленный срок, при наличии исключительных обстоятельств, за ответчиком сохраняется право на обращение в суд с заявлением в соответствии со ст. 203, 434 ГПК РФ о предоставлении отсрочки.
После приобретения жилого помещения Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» надлежит направить договор найма специализированного жилого помещения в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по <адрес> для подписания с Сычевым И.С., а Управлению социальной политики по <адрес> следует обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Сычевым И.С., которому распределено жилое помещение, в течение пяти рабочих дней от даты подписания Сычевым И.С. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» (п. 9 Порядка предоставления жилых помещений).
Данная обязанность является составной частью процедуры предоставления жилья, определенной законодательством. Несмотря на то, что ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» и Управление социальной политики участвуют в разработанной процедуре обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот, но они органами, непосредственно уполномоченным на приобретение и принятие решений о предоставлении жилья, не являются. Совершение таких действий ответчиками является стадией порядка предоставления жилья лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Истцом не представлено доказательств тому, что без возложения на данных ответчиков обязанностей исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено. Кроме того, в настоящее время жилое помещение не приобретено и не распределено истцу, т.е. на данный момент отсутствует нарушение права Сычева И.С. на заключение с ним договора найма специализированного жилого помещения, т.к. такое жилое помещение в настоящее время отсутствует. Таким образом, требования прокурора к ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» и Управлению социальной политики по <адрес> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Сычева Игоря Сергеевича удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> обязанность немедленно с даты вступления решения суда в законную силу распределить Сычеву Игорю Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ, уроженцу <адрес>, зарегистрированному по месту пребывания по адресу: <адрес>, построенное (приобретенное) за счет средств бюджета <адрес> жилое помещение государственного специализированного жилищного фонда <адрес> в виде жилого дома или квартиры, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления городского округа Верхотурский.
В удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах Сычева Игоря Сергеевича к Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» и Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Верхотурский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме принято в совещательной комнате.
Судья А.В. Боброва